Психологический настрой. На доске 4 таблицы: 1. Глубокую реку | Глубокой реки | Глубокая река | В. | Р. | ? | 2. Поехал | Смелая | Кружка | ? | П. | С. | 3. Единственное. | Дательный | Женский | Ч. | П. | ? | 4. - Прочитайте слово по буквам, которые вы вписали в таблицу. (ИГРА) - Сегодня мы проведем урок-игру. Для этого нам необходимо три команды. I тур. Зрительный диктант. - На доске записаны словосочетания. Прочитайте их, определите число имен прилагательных, мысленно разбейте их на 2 группы - ед. ч. и мн. ч. - Закройте глаза и вспомните записанные словосочетания. Учитель закрывает доску, ученики записывают словосочетания в две группы. Проверка по эталону. За каждую ошибку снимается один балл. (максимальное количество баллов – 6*на кол-во участников в команде) ЩЕДРЫЕ СПОНСОРЫ, ГЛАВНЫЙ АТТРАКЦИОН, ДОРОГОЕ ПЛАТЬЕ, ЗАВЕТНЫЕ ЦЕЛИ, ОТКРЫТАЯ ВЕРАНДА, ГЛУБОКИЕ РЕКИ. II тур. Скороговорки. Необходимо вспомнить как можно больше скороговорок, выученных на прошлых уроках. Побеждает та команда, которая закончит последняя. (5, 3 и 1 балл) III тур. Выведи правило. Группам предлагается выполнить упражнение, проанализировать его и вывести правило (в помощь – после упражнения задается наводящий вопрос). (за верный вывод 5 баллов) 1 КОМАНДА. 1. Подбери к данным именам существительным прилагательные с ударным и безударным окончанием. 2. Сравни их окончания и сделай вывод. ПЛАТОК, ОЗЕРО, КЕПКА. 2 КОМАНДА. 1. Просклоняйте КРАСИВЫЙ, СИНИЙ, ГОЛУБОЙ (свитер). 2. Сравните и сделайте вывод в каких падежах окончания повторяются. 3 КОМАНДА 1. Определи род и падеж имен прилагательных. БЕЛЫМ МЕЛОМ, О БЕЛОМ МЕЛЕ, ШАХМАТНЫМ КРУЖКОМ, О ШАХМАТНОМ КРУЖКЕ. 2. Поставь ударение и сделай вывод: как отличать эти падежи. IV тур. Просклонять прилагательные и составить с ними три предложения в разных падежах. ТИХАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ ГЛУБОКАЯ БЛИЖНЯЯ РЕКА НЕБОЛЬШОЕ СВЕТЛОЕ ОЗЕРО V тур. Выборочный диктант. Учитель читает диктант. (5 баллов) 1 команда записывают словосочетания только с прилагательными в предложном падеже. 2 команда – только в творительном падеже, 3 команда – только в родительном падеже. Утро красит нежным светом стены древнего Кремля.(Р.п.) На полях пшеница налилась тяжелым золотым зерном. (Т.п.) В классе уютном, просторном утром стоит тишина. (П.п.) Не жалей сил для полезного дела. (Р.п.) В соседней деревне построен новый клуб. (П.п.) Ребята с интересом наблюдали за маленьким шустрым зверьком. (Т.п.) Пока учитель подводит итоги игры, ученикам предлагается выполнить олимпиадные задания. 1. Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму: рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, жгучий, телячий, горячий, казачий, кипучий, птичий, ребячий. 2. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов. Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли. 3. Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей: а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет. б) Ел, да устал, спал, да намаялся. Упражнение 203, стр. 58. Индивид. Задание. Упр.204, стр. 58. I - 1 II - 3 III - 9 IV - - |