kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературе Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с лирическим  стихотворением  Ф.И. Тютчева  «Чародейкою Зимою».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою»»

Тема урока

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою»

Место урока в разделе

2 полугодие

Тип урока

«открытие» нового знания

Цели урока

Создать условия для ознакомления с лирическим  стихотворением  Ф.И. Тютчева  «Чародейкою Зимою».

Задачи урока

Образовательные:

-Способствовать осуществлению самостоятельной познавательной деятельности.

Развивающие:

-Содействовать развитию  системы читательских умений

Воспитательные:

-Привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева, прививать любовь к природе Родины.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится:

  •  понимать возможности литературы в передаче настроения , чувств при созерцании природы.


Учащийся научится:

  • развивать образное мышление, речь;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, определять тему и главную мысль стихотворения, принимать установленные правила работы с текстом стихотворения , определять возможности урока, учатся выделять существенную информацию из предложенных упражнений

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять самопроверку  и самоконтроль усвоения учебного материала, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок, учатся обнаруживать отличия и отклонения от эталона;

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, проявлять самостоятельность  в построении коммуникации, уметь взаимодействовать с одноклассниками, слушать учителя, умение вслушиваться в высказывания одноклассников и оценивать работу группы, уметь вступать в диалог с учителем.

Учащийся получит возможность формирования:

  • выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности, отношении к природе Родины.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

УМК – «Школа России». Учебник «Литературное чтение». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий ,М.В. Голованова.- М.: Просвещение, 2011.


Презентация, снежинки для рефлексии, картинки на доске

Межпредметные связи

литературное чтение-русский язык

Организация пространстваа

фронтальная, групповая

Этапы урока



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка- это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость. Садитесь.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.


2. Формулировка темы урока.

(3 мин)

Сегодня мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки великого итальянского композитора Вивальди (звучит отрывок из второй симфонии).

 

(Слайд 1) Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?











-Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .

3. Работа по теме урока.

(7 мин)

(Слайд 2) Сегодня мы познакомимся с одним из лучших стихотворений Тютчева, посвящённом описанию зимней природы "Чародейкою зимою:"

Чтение учителем стихотворения:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Поделитесь своими впечатлениями

(Слайд 3) На доске:

"Чародейкою зимою 
Околдован, лес стоит:"

- Прочитайте строки из стихотворения.

- Можете ли вы предположить, каким видится лес поэту?

- Что напоминает это стихотворение? 

-Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.

- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.

Чтение детьми: шёпотом, в парах друг другу























Высказывают свое мнение





-Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный.

-сказку





Читают в парах

4. Работа над лексическим уровнем текста.

(2 мин)

-Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы?

- Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .

- О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес.

- Чародейка Зима - волшебница, колдунья


5.Физминутка для глаз

(2 мин)

Чтобы нам не уставать,
Нужно малость пробежать.
По прямым дорожкам длинным
Влево - вправо, влево - вправо.
Ох, забот у нас немало
Пройдем по красному овалу.
Получается на славу!
Зоркость, чтоб развить немножко,
Пойдем по синей мы дорожке,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом…


6. Анализ стихотворения



( 5 мин)

- А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?

- Докажите текстом 

-Как вы понимаете слово «бахрома» ? Объясните его значение 

-Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как украшение.

-Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?

-Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .

-Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?

-Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?

-А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?

-Да

- «... Чудной жизнью он блестит...»

Лес «...под снежной бахромою...»

-Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение 







-Нет



-О лесе. Автор описывает лес .



Читают почти всю вторую строфу.

Детские мнения разделились :

-Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,

«Весь опутан, весь окован...»

-Чародейка Зима - -добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .


7. Работа над Фонетическим уровнем текста

( 3 мин)

-Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу. Какие слова имеют значение света , блеска?



- Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?

-Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса

Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.

-А теперь определим темп и тон чтения стихотворения

-Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ?

-Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?

-А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство?

- Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой 

-С-Ч-Щ









-Нет

-он - спокойный , неторопливый , таинственный ...

-Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...

-Во второй строфе

8.Физминутка (2 мин)

(на экране воспроизводится видеофрагмент физминутки)


9. Работа в группах

(7 мин)

Первая группа получает задание: выполнить рисунок на тему: "Зима".

Вторая группа работает над выразительностью чтения стихотворения, постановкой пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза).

Третья группа дополняет текст образными словами и выражениями.

По завершению каждая группа выступает перед классом


Выполняют задание данное учителем

10. Рефлексия (Подведение итогов урока)

( 4 мин)

-Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .

-Чему учились сегодня на уроке?

- Чему можете научить своих одноклассников?

- От чего испытали радость?

- Что огорчило?

- А в целом, с каким настроением работали?









Высказывают свое мнение

11. Домашнее задание

(1 мин)

Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит...»



Подпись учителя: ____________________________________ Дата ____

Подпись методиста:__________________________________ Дата ____




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по литературе Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою»

Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна

Дата: 04.05.2022

Номер свидетельства: 606179


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства