Тема урока | Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою» |
Место урока в разделе | 2 полугодие |
Тип урока | «открытие» нового знания |
Цели урока | Создать условия для ознакомления с лирическим стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою». |
Задачи урока | Образовательные: -Способствовать осуществлению самостоятельной познавательной деятельности. Развивающие: -Содействовать развитию системы читательских умений Воспитательные: -Привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева, прививать любовь к природе Родины. |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащийся научится: понимать возможности литературы в передаче настроения , чувств при созерцании природы. | Учащийся научится: развивать образное мышление, речь; совершенствовать навыки выразительного чтения. Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, определять тему и главную мысль стихотворения, принимать установленные правила работы с текстом стихотворения , определять возможности урока, учатся выделять существенную информацию из предложенных упражнений Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять самопроверку и самоконтроль усвоения учебного материала, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок, учатся обнаруживать отличия и отклонения от эталона; Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, проявлять самостоятельность в построении коммуникации, уметь взаимодействовать с одноклассниками, слушать учителя, умение вслушиваться в высказывания одноклассников и оценивать работу группы, уметь вступать в диалог с учителем. | Учащийся получит возможность формирования: выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности, отношении к природе Родины. |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
УМК – «Школа России». Учебник «Литературное чтение». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий ,М.В. Голованова.- М.: Просвещение, 2011. | | Презентация, снежинки для рефлексии, картинки на доске |
Межпредметные связи | литературное чтение-русский язык |
Организация пространстваа | фронтальная, групповая |
Этапы урока |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1 мин) | - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка- это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спина? Прямая. | |
2. Формулировка темы урока. (3 мин) | Сегодня мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки великого итальянского композитора Вивальди (звучит отрывок из второй симфонии). (Слайд 1) Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ? | -Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе . |
3. Работа по теме урока. (7 мин) | (Слайд 2) Сегодня мы познакомимся с одним из лучших стихотворений Тютчева, посвящённом описанию зимней природы "Чародейкою зимою:" Чтение учителем стихотворения: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Поделитесь своими впечатлениями (Слайд 3) На доске: "Чародейкою зимою Околдован, лес стоит:" - Прочитайте строки из стихотворения. - Можете ли вы предположить, каким видится лес поэту? - Что напоминает это стихотворение? -Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось. - Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием. Чтение детьми: шёпотом, в парах друг другу | Высказывают свое мнение -Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный. -сказку Читают в парах |
4. Работа над лексическим уровнем текста. (2 мин) | -Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы? - Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» . | - О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес. - Чародейка Зима - волшебница, колдунья |
5.Физминутка для глаз (2 мин) | Чтобы нам не уставать, Нужно малость пробежать. По прямым дорожкам длинным Влево - вправо, влево - вправо. Ох, забот у нас немало Пройдем по красному овалу. Получается на славу! Зоркость, чтоб развить немножко, Пойдем по синей мы дорожке, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом… | |
6. Анализ стихотворения ( 5 мин) | - А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ? - Докажите текстом -Как вы понимаете слово «бахрома» ? Объясните его значение -Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как украшение. -Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ? -Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем . -Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ? -Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес? -А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса? | -Да - «... Чудной жизнью он блестит...» Лес «...под снежной бахромою...» -Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение -Нет -О лесе. Автор описывает лес . Читают почти всю вторую строфу. Детские мнения разделились : -Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...», «Весь опутан, весь окован...» -Чародейка Зима - -добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые . |
7. Работа над Фонетическим уровнем текста ( 3 мин) | -Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу. Какие слова имеют значение света , блеска? - Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ? -Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет, Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой. -А теперь определим темп и тон чтения стихотворения -Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? -Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ? -А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство? | - Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой -С-Ч-Щ -Нет -он - спокойный , неторопливый , таинственный ... -Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ... -Во второй строфе |
8.Физминутка (2 мин) | (на экране воспроизводится видеофрагмент физминутки) | |
9. Работа в группах (7 мин) | Первая группа получает задание: выполнить рисунок на тему: "Зима". Вторая группа работает над выразительностью чтения стихотворения, постановкой пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза). Третья группа дополняет текст образными словами и выражениями. По завершению каждая группа выступает перед классом | Выполняют задание данное учителем |
10. Рефлексия (Подведение итогов урока) ( 4 мин) | -Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить . -Чему учились сегодня на уроке? - Чему можете научить своих одноклассников? - От чего испытали радость? - Что огорчило? - А в целом, с каким настроением работали? | Высказывают свое мнение |
11. Домашнее задание (1 мин) | Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит...» | |