Учитель привествует учеников и проверяет готовность детей к уроку.
Послушайте экологическую сказку.
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
- Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?
- Почему лось заплакал?
- Часто люди срывают беззащитные цветы.
- Такие цветы совсем немного постоят в воде и превратятся в ненужный сор.
- Как вы думаете почему же нельзя рвать цветы?
- Как вы думаете как звучит тема нашего с вамиу рока. СЛАЙД
- Какую цель мы поставим на уроке.
- Нет.
- Потому что на поляне не осталось ни одного цветка.
- Часто
Варианты ответов
- Охрана растений
- узнать способоы охраны растений
- Какое значение имеют растения для животных, человека?
Варианты ответов детей
- Откроем учебник на стр.82 в учебнике и ответим на первый вопрос прочитав первый абзац учебника.
- Отгадав загадки, вы скажете, что общего в словах отгадках.?
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
СЛАЙД
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят…
СЛАЙД
На пруду большой цветок,
С жёлтой седцевинкой
На воде растёт, цветёт
Белая
СЛАЙД
- Итак, что общего в словах отгадках ?
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
- Колокольчик
- Ландыш
- Кувшинка
- Все они занесены в Красную книгу России
СЛАЙД
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
СЛАЙД
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
- Как вы думаете а почему растения подпадают в красную книгу?
- с. 82 дочитываем.
- Причины гибели растений?
- А как вы думаете какая еще причина может быть того что ратсений становится мало?
- Рассмотри картинки внизу учебеника на страницах 82 – 82.
- Какие растения занесены в красную книгу.
Варианты ответов
- Хозяйственная деятельность людей, их рвут,
- Вытаптывание
- Какие растения называются лекарственными?
- Прочитайте на с. 83 ( второй абзац) правило заготовки лекарственных растений.
- Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.
- В природе существуют ряд правил охраны растений?
- А какие правила знаете вы?
- Давайте софрмулируем их? СЛАЙД
Варианты ответов
- Не будем срывать растения для букетов. Лнекарственные ратсения собираем только в тех местах где их много. В лесу ходим по тропинкам.
СЛАЙД
-Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.
Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?
Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.
ситуации
-В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. ”.
Рефлексия учебной деятельности. - Зачем…….нужно охранять растения? - Почему………многие растения в природе стали редкими? - Для чего……..нужно знать правила охраны растений? - Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку? (Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
СЛАЙД - Сегодня я узнал ( ла )….. - Меня удивило …. - Я понял ( ла )……
1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”
Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.
Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.