Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока " Дидактическая игра на тему "Единицы длины".»
Егорова К., Буйволова Н.
Б-ПНО - 41
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Тема: Единицы длины.
Цели:
1)закреплять знания по теме «Единицы длины»; формировать умения заменять мелкие единицы крупными, а крупные – мелкими;
2) совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
3)активизировать познавательную деятельность через дидактическую игру «Математическое лото»; развивать математическую речь.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица)
3. перерабатывать полученную информацию;
4. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
Коммуникативные УУД
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Личностные УУД
1. смыслообразование при понимании «Для чего нам нужно знать единицы длины?»
Регулятивные УУД
Самоконтроль при составлении слова в последнем упражнении.
Оборудование: учебник М.И.Моро и др. «Математика» 4 класс; бочонки с номерами; карточки с названиями старинных единиц длины;
Ход урока
І. Организационный момент.
Ну что, дружок, пора
Урок наш начинать.
К гостям все повернулись,
И дружно все им улыбнулись.
А теперь проверьте, все ль у вас на месте:
Ручка, книжка и тетрадка?
Тихонечко все сели и меня послушали.
ІІ. Сообщение темы, постановка целей.
Сегодня на уроке математики мы с вами проведем очередной тираж игры «Математическое лото», который позволит нам закрепить знания по теме «Единицы длины».
ІІІ. Устный счет.
Итак, в нашем очередном тираже принимают участие все ученики 4 «А» класса.
Главный приз в телевизионной игре это деньги, но у нас деньги заменят пятерки. Деньги, где должны храниться? Правильно в банке. Наш главный приз тоже будет храниться в банке, но обычной стеклянной банке. А вот каким будет общий призовой фонд игры, мы узнаем, выполнив задание.
(учитель раздает детям игровые билеты, на доску прикрепляет увеличенный образец).
8
17
11
4
13
14
1
6
18
19
15
10
5
12
20
9
16
11
36
59
82
71
18
103
38
47
64
77
85
9
29
49
68
79
На игровом билете в правом верхнем углу вы видите таблицу, в которой в беспорядке расположены числа от 1 до 20. Всего в таблице находятся 17 чисел, 3-пропущены. Вы должны записать в пустые клетки квадрата, пропущенные числа. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок. (дети вписывают недостающие числа)
Назовите недостающие числа. (7,3,2)
Чтобы узнать, каким будет общий призовой фонд, вы должны перемножить большее и меньшее числа из этого ряда и вычесть оставшееся.
(7·2-3=11)
Итак, общий призовой фонд игры равен 11 пятеркам, и эти пятерки мы положим в банку для сохранности. (Пятерки складываются в банку, считая).
Победителем и обладателем главного приза станет тот, кто сможет без ошибок выполнить все предложенные задания. Задания нам будут предлагать бочонки, как и в настоящем лото.
Пришло время начинать игру. Удачи всем игрокам.
Итак, первый бочонок, первое задание .
Прочитайте задачу. (Анализ)
1)Какое расстояние прошел второй поезд?
250-35=215(км)
2) Какое расстояние прошли два поезда?
250+215=465(км)
3)На каком расстоянии находятся два поезда?
650-465=185(км)
Ответ: на расстоянии 185 км друг от друга находятся поезда.
Чтобы узнать число из игрового билета нужно от полученного числа вычесть 1 сотню.(185-100=85)
Молодцы. Следующий бочонок №2.
Что такое длина?
Где в жизни вы встречаетесь с этим понятием? (ответы детей)
Выразите в предложенных единицах длины.
3м= дм 50мм= см 46дм= м дм
8см= мм 80дм= м 73мм= см мм
Чтобы узнать следующее число, нужно сложить все полученные дм. (30+6=36)
Отмечайте в билете.
ІV. Закрепление изученного материала.
Откройте рабочие тетради, запишите число – 18 октября, классная работа.
Кто записал, ручки на локоток.
Бочонок №3. В какой строке указаны только единицы длины?
а) м, см, дм, кг, мм.
б) мм, см, дм, м, км.
Заполните пропуски, так чтобы равенства были верными. Работаем в тетради.
1 км = м
1 м = дм = см
1дм = см = мм
Посчитайте, сколько всего нулей у вас получилось при выполнении задания, и отметьте это число в игровом билете. (9)
А сейчас давайте проверим. (Дети говорят, какие числа они вставили, учитель записывает их на доску).
Ребята, что у нас с вами получилось. (Таблица единиц длины)
Мы с вами записали таблицу единиц длины, которыми пользуемся в настоящее время. А раньше были совершенно другие единицы длины. Кто-нибудь знает старинные русские единицы измерения длины?
Локоть составлял полметра, аршин был равен 75 см, сажень – это 3 аршина, самой большой единицей длины была верста – 1 км 6 м, а вот самую маленькую называли пядь – ее расстояние было равно расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами. Это было в старину, а кто-нибудь знает, в чем еще измеряли длину (в шутку)? (38 попугаев и одно крылышко).
Открываем учебники на стр.40 №173. Прочитайте задание.
(дети читают задание).
Выполняем устно. Читаем по порядку и выполняем задание.
Чтобы узнать следующее число из билета, вам нужно сложить все числа из задания, не обращая внимания на наименование.
(18+6+18+6+20=68)
Что можно измерять при помощи единиц длины? (расстояние от одного объекта до другого)
Какой город является центром нашей области?
Какие города находятся рядом с нашим районом?
Бочонок № 5 предлагает нам задание, связанное с этими городами.
Расстояние от Калуги до Москвы равно 183 км, а от Калуги до Обнинска – 80 км. На сколько расстояние от Калуги до Москвы больше, чем расстояние о Калуги до Обнинска?
Что известно в задаче?
Что нужно найти?
Каким действием решаем задачу?
Запишите решение и ответ в тетрадях, полученное число отметьте на игровом билете.
183-80=103 (км)
Ответ: расстояние от К до М на 103 км больше, чем расстояние от К до О.
На этом наша игра подошла к концу. Если вы правильно выполнили все задания, то без труда сможете прочитать ключевое слово, пользуясь ключом.
и
м
к
н
и
д
ы
т
е
н
и
с
ц
Игра закончена. Прошу поднять руки тех, кто смог прочитать слово.
Главный приз - пять баллов – получили обладатели ____ билетов. Призовой фонд не разыгран полностью, поэтому переносится на следующий тираж.