Конспект коррекционно-развивающего занятия «Эти удивительные насекомые»
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Эти удивительные насекомые»
Цель: Расширить знания ороли насекомых в природе, их пользе, вреде и необходимости охраны.
Задачи:
Коррекционно - развивающие:
Учить конструировать из бумаги божью коровку. Ввести новую информацию о насекомых в активный словарь.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, умение активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-развивающего занятия «Эти удивительные насекомые»»
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Эти удивительные насекомые»
Цель: Расширить знания ороли насекомых в природе, их пользе, вреде и необходимости охраны.
Коррекционно - развивающие:
Учить конструировать из бумаги божью коровку. Ввести новую информацию о насекомых в активный словарь.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, умение активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.
Демонстрационный материал: презентация.
Раздаточный материал: пластилин, цветная бумага с силуэтом божьей коровки, доска для лепки, салфетки для рук.
1.Организационный момент. Звучит музыка (шум леса).
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Я настрой себе нашла,
Чтобы быть везучей.
Повторю сто раз его-
Разойдутся тучи.
У меня все хорошо-
А будет еще лучше!
Хочу, чтобы и у вас всё было хорошо. Давайте настроимся на работу и повторим эти волшебные слова.
(Хором повторяют слова: «У нас всё хорошо, а будет ещё лучше».)
- Давайте улыбнемся друг другу, приятно видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Я приглашаю вас в гости к удивительным животным. А кто они, вы узнаете, если внимательно посмотрите на слайд и назовёте их. (Слайд- контуры насекомых).
- Ребята, а кто это? (Это насекомые).
- Тема нашего занятия так и называется «Эти удивительные насекомые». Мы поговорим о значении насекомых в природе, их пользе, вреде и о необходимости охраны. В конце занятия сконструируем из бумаги насекомого.
2. Основная часть
-Ребята, как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (от слов насечка, насекать).
- Давайте рассмотрим на слайде насекомых. На брюшке видны поперечные полоски - насечки.
- А сколько конечностей у насекомых? (Их всегда 6)
- А сколько частей тела? ( Их 3: голова, грудь, брюшко).
- Теперь, когда вы знаете три основных признака: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей, вы без труда сможете отличить насекомых от других живых существ.
- Начинаем наше познавательное путешествие. Давайте поближе познакомимся с насекомыми. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землёй, на растениях и животных, в воздухе, в воде и на её поверхности.
Насекомые - одни из древнейших и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они умеют ползать, ходить, летать, прыгать и бегать. Многие насекомые способны ползать вниз головой. Большинство из них с удовольствием поедают зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Без насекомых не могли бы существовать птицы, ящерицы, летучие мыши, так как они питаются насекомыми. Но и природа позаботилась о насекомых и подарила им защитную окраску. Вспомните зелёных кузнечиков или гусениц. Когда кузнечики неподвижно сидят на травинке, то их и не заметишь! Некоторые гусеницы напоминают свернутые в трубочку сухие листья или обломки веточек и сучков. Очень многие насекомые - пчёлы, осы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам и опыляют растения, обеспечивая высокие урожаи зерновых культур, овощей, плодов и ягод.
Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу и выпускают в ранку яд. Среди насекомых немало таких, которые наносят вред человеку, поедая листья и стебли культурных растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья - птицы.
Какие же тайны скрывают от нас насекомые?
А сейчас я предлагаем вам отгадать загадки и назвать насекомое.
Волосата, зелена. В листьях прячется она.
Хоть и много ножек, Бегать всё равно не может (гусеница).
Гусеницы - это детёныши бабочек. Они поедают листья и стебли растений, сочные плоды (яблок, груш, вишни). Люди уничтожают гусениц в садах и огородах. Некоторые ребята уничтожают гусениц на лугу, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. За то в каких красивых бабочек они превращаются! Весной ребята поджигают старую прошлогоднюю траву на лугу. Этого делать нельзя. Погибают в огне божьи коровки, гнёзда птиц.
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком - он поделится медком (пчела).
Ребята, как вы думаете, пчёлы - это полезные или вредные насекомые? (Полезные)
Как называется место, где люди выращивают пчёл? (Пасека).
Как называется домик, который человек сделал для пчёл? (Улей).
В улье может быть несколько сотен и даже тысяч пчёл.
Для чего человек выращивает пчёл? (Получает от них вкусный и полезный продукт - мёд). С восхода солнца и до заката работают пчёлы, собирая с цветов нектар, который потом перерабатывают в мёд. Жало у пчёл только для защиты, а не для нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает.
Не мычит коровка та. Нет рогов, копыт, хвоста.
Молока нам не даёт. Под листочками живёт.
В чёрных точках красный плащ носит жук, Растеньям страж.
С вредной тлёй воюет ловко эта ……(божья коровка).
Очень всем нравится божья коровка. В некоторых странах верили: раздавить случайно этого жука - жди беды. Иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях, столько ей лет. Но это не правда. Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду какая из коровок принадлежит.
А знаете ребята, почему этих жуков так назвали?
В старые времена «божьими» называли человека безобидного, доверчивого и беззащитного. Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает «молоко», правда не белое, а оранжевое. Испугайте жука и увидите, на сгибах его ног появляются оранжевые капельки. Божьи коровки - хищники. Очень прожорливые. Учёные подсчитали, что за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей. Её боятся колорадские жуки. Люди давно поняли, что божьи коровки - отличные помощники в борьбе за урожай. Эти полезные жуки ядовиты и почти не имеют врагов. Редкая птица пытается отведать этого жука. Если такое случается, она долго чистит клюв, трясёт головой, будто упрекая себя: «И надо же было клевать такую гадость!» Давайте к ним относиться бережно. Тем более, что божьи коровки, как утверждают старинные поверья, приносят счастье.
Тащит он соломинку к маленькому домику.
Всех букашек он сильней наш трудяга …….(муравей)
- Как вы думаете, муравей - это полезное или вредное насекомое? (полезные насекомые). Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней), они очищают леса). Лесных муравьев часто называют санитарами. Они способны улучшать структуру почвы, ускорять разложение растительных остатков.
- Как называется «дом», в котором живут муравьи? ( Муравейник).
Видят муравьи плохо. Поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают всё, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу к своему гнезду, отличают своих жителей от других.
Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (Бабочка).
- Ребята, вы когда - ни будь, задумывались, почему бабочки такие красивые? - Почему так разнообразны их наряды.
У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при лёгком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются.
Так стоит ли бабочек ловить?
- Ребята, кто знает, чем питаются бабочки? ( Нектаром растений).
Всё лето бабочки украшают поля и луга. Бабочки приносят пользу, перелетая с цветка на цветок в поисках нектара, они опыляют растения.
А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яйца и умрут.
На ромашку у ворот опустился вертолёт –
Золотистые глаза Кто же это? …. (стрекоза)
- Ребята, а знаете ли вы, что стрекоза - это живой вертолёт, в котором вместо мотора работают чудо - мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может лететь со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха. Быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полёте её помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову и ещё три глаза на темени. Для развития потомства стрекозе нужна вода. Самка откладывает яйца в воду или на водные растения. Из яичек выходит личинка, которая затем перебирается на сушу. У стрекоз любимая еда комары, мухи, мошки. Комаров и мошек она съедает на лету, а муху - садясь на веточку, неторопливо. Стрекоз надо беречь! Особенно уязвимы стрекозы, личинки которых могут жить только в чистых водоёмах. Стрекозы заслуживают бережного отношения. И мы с вами можем многое для них сделать. Остановить, например, того, кто хочет помыть мотоцикл, машину: это ведь загрязняет воду. Не ловить стрекоз, а лишь только наблюдать за ними.
- А сейчас я предлагаем вам немного отдохнуть и выполнить физкультминутку.
Физминутка
Мы божьи коровки - быстрые и ловкие! (бег на месте)
По травке сочной мы ползем, (волнообразные движения)
А после в лес гулять пойдем. (ходьба на месте)
В лесу черника и грибы (потянуться вверх)
Устали ноги от ходьбы (приседание)
И кушать мы давно хотим…
Домой скорее полетим! («летим» за столы)
Игра « Узнай насекомое по описанию»
1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле. Она появляется весной самая первая. (Бабочка – лимонница).
2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком. (Комар)
3. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки. (Кузнечик).
4. Летающее насекомое, имеющее тигриную окраску – желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - опыляет растения. (Оса)
5. Летающее насекомое, имеющее крылья. Любит посещать свалки. Является разносчиком инфекционных заболеваний. (Муха)
Молодцы, ребята! Хорошо знаете насекомых.
Давайте будем охранять насекомых и не будем их уничтожать. Ведь если не будет насекомых, кто станет опылять растения? Исчезнут насекомые – исчезнут растения и птицы, которые ими питаются.
А сейчас я предлагаю вам сконструируировать из цветной бумаги божьих коровок.
Практическая работа учащихся.
У каждого на столе бумажные детали фигурки божьей коровки.
Дети складывают красный лист бумаги по бокам крылышки. Скатать шар из пластилина - это голова и присоединить ее к телу тело разделить тонкой черной полоской и по телу маленькие черныеточечки, скатать маленькие беленькие шарики, сплющить их: это глаза. Своих бабочек вы разместите на плоских кленовых листиках (предварительная работа).
- У кого готовы насекомые? Молодцы ребята очень красивые у вас получились божьи коровки.
Подведение итогов
- Зачем нужно охранять и бережно относиться к насекомым?
Что произойдёт, если исчезнут насекомые?
Мы надеемся, что после этого занятия, вы ещё больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.