Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Толерантность-дорога к миру".»
Классный час в 3 классе
«Толерантность – дорога к миру»
Тема: «Толерантность – дорога к миру»
Цель : знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Ход классного часа.
1. Введение в тему классного часа.
Ученики: Мы сегодня будем беседовать на классном часе о дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
Учитель: Всё это можно назвать одним словом толерантность.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о толерантности и узнаем, что это слово обозначает.
3. Работа по теме классного часа.
Учитель:
- Ребята, а как вы понимаете слово «толерантность»?
(Ученики высказывают своё мнение).
Учитель:
- Если мы обратимся к толковому словарю В.И. Даля, то найдем вот такое определение:
Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (Словарь В.И. Даля).
- А в своём словаре Ушков назвал толерантность просто – терпимость.
- Толерантность, ребята, - это умение жить в мире и согласии со всем миром.
- В календаре 16 ноября отмечен как Международный День Толерантности или День терпимости. Этот день был учреждён в 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН. Для того, чтобы напомнить людям всей планеты, что надо уважать друг друга. Уважать людей разных национальностей, разных взглядов, разных по здоровью. Остановить конфликты, ссоры между людьми. Чтобы сохранить нашу планету и жизнь на ней, еще раз вспомнить, что жить надо дружно!
- А сейчас вспомним простые способы «быть толерантным». Быть толерантным – быть вежливым.
- Готовы, проверить себя?
Игра «Доскажи словечко»
Мальчик вежливый, понятливый, Говорит, встречаясь: … (Здравствуйте).
Если наступил на ножку, Хоть случайно, хоть немножко. Сразу говори: «Простите» Или лучше – … (Извините).
Трясогузка с бережка Уронила червяка. И за угощенье рыба
Ей побулькала: … (Спасибо!)
Олениху в два часа Навестить пришла лиса. Оленята и олень Ей сказали: ... (Добрый день!)
На закате мотылёк, Залетел на огонек. Мы, конечно, рады встрече. Скажем гостю: … (Добрый вечер!)
Каждый скажет на прощанье, Уходя, всем: … (До свиданья)
- Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы назвали. Они - «волшебные». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, стараться прийти на помощь, стараться делать добро каждый день. Учиться быть сдержанным, учиться прощать.
Учитель:
- А теперь мы с вами выясним, какими качествами обладает толерантный человек, и составим «Цветок толерантности».
- У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова, выберите только те, которые подходят к слову толерантность.
- Прочитайте слова, значение каких слов вам неизвестно?
(Ученики сначала работают самостоятельно, а потом на доске вместе с учителем составляют цветок)
- Молодцы! Посмотрите, какой яркий и добрый цветок у нас получился.
- Почему вы выбрали эти слова?
- Какой вывод мы можем сделать, быть толерантным, значит быть ….?
Ученики:
- Уважать другого, не злиться, быть добрым, терпимым, сострадать.
4. Физ. минутка.
Учитель:
- Работая в группе, все могли остаться толерантным или было трудно быть терпеливым по отношении к своим одноклассникам. (Ответы детей)
- Я предлагаю вам памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чём говорят другие.
Отстаивай своё мнение тактично.
Ищи аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Учитель:
- А сейчас мы вместе попробуем определить правила бесконфликтного общения и конечно же будем их использовать при общении.
- Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. Это и будет 1 правило: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо».
- Давайте вспомним, каким должен быть человек, чтобы с ним было хорошо? (ответы учеников: добрым, внимательным, доброжелательным).
- Верно, поэтому 2 правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки».
- А еще не забываем, что человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – это основы человеческого счастья. И можно назвать ещё одно правило, третье: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей».
- Но иногда между людьми случаются разногласия и непонимания. И это может привести к ссоре и спорам.
- А у вас были ссоры с друзьями или с родителями, только потому, что кто-то не понял друг друга? (ответы детей)
- Конечно, человека, который ни с кем не ссорился, встретишь очень редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие качества характера: человек становится злым, сварливым.
- Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Учитель. Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей).
- Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи.
Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.
Два козлика
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
Учитель. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
Ученик. Я бы уступил дорогу.
Учитель. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным. И у нас готово ещё одно правило: «В споре будь сдержан и тактичен», «Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков».
Учитель:
- А хотите узнать, толерантный ли вы человек?
- Я называю ситуацию, а вы на листочках рисуете зелёный кружок, если вам подходит первое выражение и красный – второе.
1.Младший брат сломал твою игрушку.
Ты его прощаешь
Ты ругаешь его.
2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты все-таки идешь с ними гулять.
Ты противишься и остаешься дома.
3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
ты стремишься лучше узнать его, ведь он же отличается от тебя.
ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4.Пожилая женщина медленно идет…
ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
ты обгоняешь её
5.На твоих глазах нападают на малыша…
ты пытаешься защитить его.
ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6.К тебе подходит ребенок – инвалид…
ты просто разговариваешь с ним.
ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
-А теперь узнаем результат, насколько вы толерантны.
Если у тебя 6 зелёных кружков!Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
5. Итог.
Учитель:
- Ребята, напомните, о чем мы с вами сегодня говорили на классном часе.
Учитель:
- Благодарю всех за работу, за активное участие. Надеюсь, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в жизни.
Человек рождается и живёт на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки и добрые слова.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и скажите слова известного героя – терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»