kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока методики изобразительного искусства и русскому языку по теме: «История простых вещей… »

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель: выявить отношение молодежи к проблемам памяти к историческому прошлому родного края, патриотизма и помочь стать позитивными творцами во внеурочной деятельности; определить роль старинных вещей в оформительской работе в начальной школе; сформировать у обучающихся понятия и представления, связанные с патриотизмом.
  • Задачи обучения:
  • сформировать у студентов знания о свойствах чернил и туши;

    -сформировать у студентов знания и умения по применению чернил в оформительской работе в начальной школе;

    - познакомить с различными техниками и приёмами  рисования и оформления (каллиграфическое письмо, тушь, гуашь, набрызг, трафарет)

    - сформировать у студентов знания об исторической ценности старинных вещей.
  • Задачи развития:

  • создать условия для развития у студентов способности к творческой деятельности, умения выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения;

  • развивать  умения применять изученные техники в оформительской работе;

    -развивать навык каллиграфического письма.

  • Задачи воспитания:

    -способствовать формированию у студентов интереса к специальности; (ОК 1)

    -способствовать воспитанию у студентов нравственных норм регулирования между собой, позволяющих решать профессиональные проблемы;

     -способствовать формированию интереса к оформительской работе, интереса к специальности, чувства патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока методики изобразительного искусства и русскому языку по теме: «История простых вещей… »»


Интегрированный урок по МДК 01.06: Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом и МДК01.02: Русский язык с методикой преподавания


Тема:

«История простых вещей… »

Цель:

  • выявить отношение молодежи к проблемам памяти к историческому прошлому родного края, патриотизма и помочь стать позитивными творцами во внеурочной деятельности; определить роль старинных вещей в оформительской работе в начальной школе; сформировать у обучающихся понятия и представления, связанные с патриотизмом.


Обучения:

-сформировать у студентов знания о свойствах чернил и туши;

-сформировать у студентов знания и умения по применению чернил в оформительской работе в начальной школе;

- познакомить с различными техниками и приёмами рисования и оформления (каллиграфическое письмо, тушь, гуашь, набрызг, трафарет)

- сформировать у студентов знания об исторической ценности старинных вещей.

Развития:

-создать условия для развития у студентов способности к творческой деятельности, умения выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения;

-развивать умения применять изученные техники в оформительской работе;

-развивать навык каллиграфического письма.


Воспитания:

-способствовать формированию у студентов интереса к специальности; (ОК 1)

-способствовать воспитанию у студентов нравственных норм регулирования между собой, позволяющих решать профессиональные проблемы;

-способствовать формированию интереса к оформительской работе, интереса к специальности, чувства патриотизма.

Обучающийся должен

Уметь:

-определять последовательность выполнения работы;

-объяснять значения некоторых понятий;

Знать:

-виды работ с тушью, особенности работы в разных техниках (тушь, гуашь);

-алгоритм написания букв.

Формирующие компетенции:

ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 9

ПК 1. 1-1.4 ПК 4. 1-4.5

Тип занятия: интегрированный

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Основные методы организации учебной деятельности:

- словесный: беседа, опрос, диалог;

- наглядный: демонстрация приемов, наблюдение;

- практический: выполнение заданий.

Средства обучения:

- ТСО: мултимедийный проектор

- материалы: рабочие листы с заданиями, заготовки для изготовления открыток и письма;

- инструменты: карандаши, ножницы, чернила, перьевые ручки, кисточки, палочки;

- наглядные СО: презентация «История простых вещей»

Планируемый продукт деятельности обучающихся: поздравления, открытки

Ход занятия

1.Организационно- мотивационный этап.




Актуализация опорных понятий. Определение темы занятия.













Определение целей занятия. (самоопределение)






2.Операционно- деятельностный этап

Деление на группы.














Рассказ учителя об истории письма 20 века с элементами письма.

















































































Рассказ о жизни и творчестве преподавателя Лобашовой Н.В.































































Вводный инструктаж:





















































Формулирование задач



































Практическая работа







3.Рефлексивно- оценочный этап.

- Здравствуйте. Поприветствуем друг друга. Нам очень приятно видеть вас на занятии. Работать сегодня будем по группам и в рабочих листах.



- Прочитайте тему занятия. Запишите.

- Предположите, о чем будет занятие.

- Да, урок приведет в прошлое, а в какое прошлое вы узнаете, послушав четверостишье, определите, о чем оно. Запишите ключевые слова в рабочие листы. Слайд.

Старинные вещи - частицы былого,
Мы связаны нитью незримой. И снова
В немом разговоре времён - поколений
Я, молча пред вами склоняю колени.

- О старинных вещах, о прошлом, которое не надо забывать. Что же такое старинные вещи и зачем они нужны в современном мире?

- Запишите цель занятия, составив её из предложенных словосочетаний.

- Определение роли использования старинных вещей во внеурочной работе на занятиях в начальной школе. Слайд




- Какие старинные вещи есть у вас дома?

- Посмотрите на этот прибор, это предок письменных принадлежностей нашего техникума, 95 лет назад техникум переезжал из Ульяновска в Сенгилей и канцелярский прибор прибыл сюда. Он хранится в музейной комнате. А это фотография тех времен- 1946 год. На снимке бывший директор педучилища Лобанов П.Ф., на столе этот самый канцелярский прибор.

- Что это? Чернильница. Кто знает, что это такое? А вот если я покажу еще один предмет, догадаетесь? Перо или перьевая ручка.

- Современные школьники – везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам. Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: "Взвейтесь кострами, синие ночи", "День победы", "Орленок", "То березка, то рябина", "С чего начинается Родина", "Гимн СССР". Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Слайд. Какое-то время писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке.

- Что такое клякса? Жирная капля, упавшая на парту, тетрадь. Слайд.

- Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм. Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка – это дорого и стильно, а каллиграфия – это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.


- А вот еще один предмет. Что это? Показываю промокашку. Слайд.

- Исчезнувшая вещь, странно, но даже я забыла о ней, хотя промокашки лежали и в моих тетрадях. Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке – промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе – промокашка.



Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в "объект воздыханий", в отличие от бумажных тяжелых листиков.



У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: ее жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

- Слово каллиграфия переводится с греческого языка как «красивый почерк».

- Что является самым сложным в каллиграфии?

- Выполнять требования письма: наклон, размер букв, посадка.


История преподавателя: на столах вы видите листы с текстом. Как он написан?

- Каллиграфически.

-Текст писала преподаватель педучилища Лобашова Н.В. чернилами. Она являлась обладателем каллиграфического почерка, и оформляла многие документы того времени.


- Попробуем сегодня написать перьевой ручкой поздравительные, пригласительные и памятные тексты для открыток: один пишет текст пригласительной открытки, второй-поздравительной и третий - памятной открытки. Все остальные, какую бы работу не делали, оставляют свой автограф на работе в нижнем правом углу.



Тушью можно не только писать но можно и рисовать.

Многие известные художники создали свои работы именно при помощи этого материала.

Рембрандт Харменс ван Рейн , за исключением последних десяти лет жизни, много рисовал. Иногда это этюды к будущим картинам или гравюрам, но есть среди рисунков и совершенно самостоятельные работы. До 1640-х годов художник предпочитал красный и черный мел, но позже стал использовать тушь («Эскизы голов», 1666 )В ранние годы Рембрандт рисовал птичьим пером, затем его сменило тростниковое перо - оно позволяло писать мягче и шире, сближаясь в этом с кистью.

Давайте рассмотрим его рисунок.

Художник часто подкрашивал свои рисунки разведенной тушью - примером может служить «Шах Джехан с соколом на лошади» На рисунке изображен правитель Могольской империи, построивший знаменитый Тадж-Махал.

Из истории:

Рисунок пером и тушью — это одна из древнейших технологий, известных человечеству. Несколько столетий подряд великие мастера рисовали тростниковыми палочками или гусиными, лебедиными и даже вороньими перьями. Появившись в конце восемнадцатого века, металлическое перо используется и в наши дни.

Сегодня рисунок ручкой и чернилами подразумевает не менее двенадцати технологий.

Мы сегодня поработаем с такими как :

  • Рисование тушью и пером

  • Рисование тушью и кистью

  • Рисование тушью и палочкой

  • Рисование тушью и сухой кистью


Посмотрите какие РАЗНОВИДНОСТИ ИНСТРУМЕТОВ ДЛЯ РИСОВАНИЯ   ТУШЬЮ бывают.


- Работать вы сегодня будете в парах


Посмотрите на инструменты и материалы на своих столах и поставьте перед собой задачу.


1 группа Выполнить рисунок тушью и пером

2 группа Выполнить рисунок тушью и кистью

3 группа Выполнить рисунок тушью и палочкой

4 группа Выполнить рисунок тушью и сухой кистью

5 группа Изготовит открытки в винтажном стиле.

6 группа должна придумать текст поздравления и тушью подписать открытки выполненные сегодня на уроке.

7 группа Разработать и сформулировать правила пользования тушью для учащихся начальной школы для использования на внеурочных занятиях.


На своих столах вы видите дополнительную информацию о том материале и инструменте с которыми вам придётся работать. А так же последовательность выполнения рисунка.


Практическое задание

Выполните рисунок тушью, предварительно выполнив несколько упражнений на палитре.

Последовательность выполнения рисунка:

.

Практическое задание №1

Выполните рисунок тушью и пером, предварительно выполнив несколько упражнений на палитре.

Последовательность выполнения рисунка:



  1. Рассмотрите фото

  2. Выполните рисунок карандашом

  3. Работу тушью начинаем с теневых учстков

  4. Штриховку накладываем по форме педметов.

Сформулируйте выводы о материале и технике выполнения.

- Так же на столах лежат инструкции при работе тушью

- Изучите их. И 7 группа выполнит последнее задание и озвучит в конце урока правила пользования тушью для учащихся начальной школы для использования этого материала на внеурочных занятиях.

Инструкция

при работе тушью

Если вы правша, то справа, если левша, то слева ставим баночку с тушью, крышечку (например от питьевого йогурта) или какую-нибудь другую небольшую емкость, куда мы будем наливать рабочую тушь, под баночку и крышечку подкладываем лист или газету, чтобы не закапать стол. Перед собой кладем лист, локоть должен лежать целиком на столе, ни в коем случае не свисать!

  • Бумага используется плотная с гладкой поверхностью

  • Перо должно быть гибким, новичкам - с шариком на конце.

  • Нужно приготовить: воду, перочистку, промакашку. Периодически перо нужно ополаскивать и вытирать салфеткой.

  • Рисунок начинайте с левого верхнего угла, сверху – вниз.

  • Сразу после обмакивания пера сбивайте лишнюю каплю. и не трясите над работой.

  • Если упала клякса нужно осторожно промокнуть промакашкой.

  • Тушь может загустеть, если её оставить открытой, но можно разбавить водой.

На основе инструкции разработайте и сформулируйте правила пользования тушью для учащихся нач.школы на внеурочных занятиях.





Помним о технике безопасности с острыми предметами.

Текущий инструктаж и анализ работ.

Прослушивание классической музыки.





Анализ работ:

- Представьте свои работы, расскажите об особенностях работы материалом и инструментом которыми вы работали. Сформулируйте выводы о материале и технике выполнения.

- Расскажите о своих впечатлениях при работе с этим материалом и инструментом.

Подведение итогов урока:



- Посмотрите на слайд и скажите с каким из материалов и инструментов вам хотелось бы познакомиться поближе, поработать ещё?





























РАБОЧИЙ ЛИСТОК.

I. ТЕМА

_________________________________________________________________

II. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________

III. Старинные вещи- это_________________________________________

_______________________________________________________________

IV.Запишите цель занятия_________________________________________

_______________________________________________________________

IV. Практическая часть. Выполните свой вид работы практического задания. Сделайте вывод по проделанной работе.













Удачного дня !

ПРИЛОЖЕНИЕ 1





Практическое задание №1

Выполните рисунок тушью и пером, предварительно выполнив несколько упражнений на палитре.

Последовательность выполнения рисунка:

  1. Рассмотрите фото

  2. Выполните рисунок карандашом

  3. Работу тушью начинаем с теневых учстков

  4. Штриховку накладываем по форме педметов.

  5. Сформулируйте выводы о материале и технике выполнения.











Практическое задание №2

Выполните рисунок тушью и кистью, предварительно выполнив несколько упражнений на палитре.

Последовательность выполнения рисунка:



  1. Рассмотрите фото

  2. Выполните рисунок карандашом

  3. Работу тушью начинаем с теневых учстков

  4. Штриховку накладываем по форме предметов.

  5. Сформулируйте выводы о материале и технике выполнения.









Практическое задание №3

Выполните рисунок тушью и палочкой, предварительно выполнив несколько упражнений на палитре.

Последовательность выполнения рисунка:




  1. Рассмотрите фото

  2. Выполните рисунок карандашом

  3. Работу тушью начинаем с теневых учстков

  4. Штриховку накладываем по форме предметов.

  5. Сформулируйте выводы о материале и технике выполнения.



Практическое задание №4

Выполните рисунок тушью и сухой кистью, предварительно выполнив несколько упражнений на палитре.

Последовательность выполнения рисунка:



  1. Рассмотрите фото

  2. Выполните рисунок карандашом

  3. Работу тушью начинаем с теневых учстков

  4. Штриховку накладываем по форме предметов.

  5. Сформулируйте выводы о материале и технике выполнения.







Практическое задание №5

Изготовление открытки в винтажном стиле.

Наклейте недостающие детали на основу по предложенному образцу,

соблюдая следующую очерёдность:

  1. Наклейте кружевную рамочку на фотографию

  2. Подпишите фото и прорисуйте тушью перо и цветок.

  3. Распределите все детали композиции как на образце

  4. Приклейте

  5. Приклейте рамочку.

  6. Назовите варианты использования открыток в винтажном стиле.





Практическое задание №6

Придумайте текст поздравления и тушью подпишите открытки выполненные сегодня на уроке.



































Практическое задание №7





Инструкция

при работе тушью

Если вы правша, то справа, если левша, то слева ставим баночку с тушью, крышечку (например от питьевого йогурта) или какую-нибудь другую небольшую емкость, куда мы будем наливать рабочую тушь, под баночку и крышечку подкладываем лист или газету, чтобы не закапать стол. Перед собой кладем лист, локоть должен лежать целиком на столе, ни в коем случае не свисать!

  • Бумага используется плотная с гладкой поверхностью

  • Перо должно быть гибким, новичкам - с шариком на конце.

  • Нужно приготовить: воду, перочистку, промакашку. Периодически перо нужно ополаскивать и вытирать салфеткой.

  • Рисунок начинайте с левого верхнего угла, сверху – вниз.

  • Сразу после обмакивания пера сбивайте лишнюю каплю. и не трясите над работой.

  • Если упала клякса нужно осторожно промокнуть промакашкой.

  • Тушь может загустеть, если её оставить открытой, но можно разбавить водой.



На основе инструкции разработайте и сформулируйте правила пользования тушью для учащихся начальной школы на внеурочных занятиях.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Лист состаренной бумаги при помощи кофе

Лист состаренной смятой бумаги при помощи кофе





Образец - пример оформления памятной открытки в винтажном стиле

Открытка выполненная студентами на уроке











Примеры поздравительных открыток













Пример оформления альбома, семейной родовой книги.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Моторина Татьяна Борисовна

Дата: 30.01.2024

Номер свидетельства: 644933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства