kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока математики и урока окружающего мира " Страна городов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся 4 класса  на уроке узнают о том, как строились древние города, почему были похожи друг на друга.Дети, разделившись на группы, заполняли карты-расчёты, позволяющие вычислить численность древних городов, площадь городов, скорость древней повозки на данном расстоянии и сравнить её со скоростью современного автомобиля на том же расстоянии, знакомились с достопримечательностями древних городов и современных, устанавливали взаимосвязь управления между древними и современными городами и обсуждали проблемы экологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока математики и урока окружающего мира " Страна городов".»

Конспект инегрированного урока

окружающего мира и математики

«Страна городов».

Краткий план урока.

  1. Актуализация знаний.

  2. Тема урока. Постановка целей и задач.

  3. Новый материал (интерактивный доклад 1 ученика, совмещённый с практической деятельностью учащихся - создание панно « Древний город).

  4. Проблемная ситуация: «Россия и Гардарики. Что общего и в чём различие?» (мини-сценка).

  5. Групповая работа (историки, эксперты-математики, журналисты-современники).

  6. Презентация работы групп.

  7. Итог урока.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Учитель.

-Ребята. Мы начали изучать раздел (СЛАЙД 1) «Страницы истории России» и узнали много интересного. Поделитесь своими знаниями друг с другом, ответив на вопросы викторины.

СЛАЙД 2,3

1. Какой город был столицей Древней Руси?

  1. Москва

  2. Владимир

  3. Киев

2. Кто был главой Руси?

  1. князь

  2. царь

  3. боярин

3. На берегу какой реки возник Киев?

  1. Дунай

  2. Днепр

  3. Дон



4.С какой страной сражался князь Олег?

  1. с Древним Римом

  2. с Древним Египтом

  3. с Византией

5.При каком правителе произошло Крещение Руси?

  1. при Иване Калите

  2. при Дмитрии Донском

  3. при Владимире Красном Солнышке

6. Какую веру приняли славяне?

  1. христианство

  2. ислам

  3. буддизм

7.Какой год считается годом крещения на Руси?

  1. 899 год

  2. 988 год

  3. 1098 год

8. В какой реке совершился первый обряд крещения на Руси?

  1. в Двине

  2. в Волге

  3. в Днепре



-Молодцы, ребята. В те далёкие времена территория Руси хоть и была невелика, но иноземные купцы называли ее страной…

СЛАЙД 4

(Карта древней Руси и разбросанные буквы, из которых дети собирают слово «городов»)

-Верно, дети, Русь называли страной городов.

СЛАЙД 5

-Тема нашего урока «Страна городов»

Поставим цели.





2.Тема урока. Постановка целей и задач.

СЛАЙД 5

Узнаем… Как образовались города в Древней Руси?

…. В каких местах они появились? Как жили люди?

  ….Кто правил городами?

 

-Да, и кроме этого мы совершим путешествие в древние города – Киев и Новгород.

-Сегодня в мир древности нам поможет окунуться ваш одноклассник, побывавший в библиотеке.


3.Новый материал

Рассказ ученика.



Было у славян много врагов, и для своей защиты они строили крепости. Сначала выбиралось подходящее место. Таким местом обычно был высокий берег реки. Река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали широкую и глубокую канаву - ров, заполняли её водой.□

Получался остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен. □

  Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать».

 Центр древнего русского города был укреплен и назывался КремлёмВнутри располагались княжеский дворец и дома богатых. Рядом стояла главная городская церковь. □

За пределами кремля, в посаде жили ремесленники, купцы и другой городской люд.  □      

□-момент, когда выходит 1 из учеников, прикрепляет на панно элемент древнего города (элементы заранее раздаю ученикам перед началом урока).

СЛАЙД 6.

Учитель:

-Ребята, перед вами изображения древних городов. Что вы можете сказать о них?

-Да, древние города были похожи друг на друга .И наш город Муром тому пример, ведь племя мурома –древний народ.

4.Проблемная ситуация: «Россия и Гардарики»

Учитель:

-Встречайте гостей.

Выходят 2 девочки в русских костюмах, на которые прикреплены карты России и Руси (Кира и Аня). Кира исполняет 1 куплет песни «Девочка-Россия».

Россия словно девочка,
С косами пшеничными,
На платье цвета солнышка,
Поляны земляничные.
Ее глаза глубокие,
Как озера синие,
Моя ты синеокая,
Девочка Россия!

И разная такая, каждый день,
Она себе пошила платье - Гжель,
И в новом одеянии бело - синем,
В поле вышла девочка Россия.

Сценка.

-Привет, я –Россия.

-Привет, я –Гардарики.

-Нет, ты тоже Россия, просто раньше ты называлась Русь и была совсем невелика.

-Но я Гардарики. И ты тоже!

Учитель:

-Сегодня на уроке для плодотворной работы мы разделились на группы. Журналисты-современники, помогите разобраться. Кто такая Гардарики?

Выходят двое.

  1. Гардари́ки (Гарда́рике, Га́рды)- это скандинавское название Руси.

  2. Гардарики переводится как «страна городов». Скандинавы называли «Гардарики» сначала северные земли .

1.Со временем именем «Гардарики» скандинавы стали называть всю Русь.

Учитель:

-Историки, а почему же так назвали скандинавы Русь?

Выходят двое.

1.Путь «из варяг в греки» был основным торговым путем, который проходил по водным артериям, по берегам которых создавались города.

2.Наличие земель и благоприятные условия способствовали появлению городов, в отличие от скандинавских стран, где условия были менее благоприятны. Поэтому норманны прозвали Русь «страной городов».



5.Групповая работа

Учитель.

-А сейчас вы, ребята, поработаете в группах: посетите древние города, выполните необходимые расчёты и подготовитесь представить результаты своей работы .


Предлагаем гостям попробовать свои силы в творческом задании.


Стол №1 Изобразите, как бы выглядел дорожный знак в древнем городе «Движение запрещено!» « Запрещено выбрасывать мусор».


Стол №2 Нарисуйте рекламу мёда, которую можно было поместить на торговой площади древнего города.


- А Россия и Гардарики представляют вниманию гостей интересные исторические факты.


Пока работают гости и дети, девочки рассказывают.


СЛАЙД 7.

1.Древний Киев расцвёл при Ярославе Мудром. Годы его правления на слайде. По его приказу сооружают Золотые ворота, Софийский собор. Над собором возвышаются 13 куполов. А над воротами построили церковь, которая служила наблюдательным пунктом.

Деревянные терема украшали затейливой резьбой. Киев стал достойным соперником Константинополя.

СЛАЙД 8.

2.В Новгороде на левом берегу реки Волхов возвышался кремль. А рядом-Софийский собор. Его назвали , как и в Киеве. Горожане называли Новгород второй столицей Руси, господином Великим Новгородом. Ведь здесь хорошо шла торговля с иноземцами .Деньгами была пушнина, златники, сребреники, появились гривны.


СЛАЙД 9.

3. Как и во многих древнерусских городах, в Муроме тоже был кремль. Его начали строить ещё в IX веке. Это было огромное сооружение с 14-ью башнями и тремя воротами. К сожалению, до наших дней ни одна башня не сохранилась.

Муромский кремль долгое время был важным пограничным пунктом для обороны государства. А раскопки показали, что в нашем городе были деревянные мостовые, которые спасали город от грязи и свидетельствовали о высоком уровне развития строительства. (девочки раздают памятки гостям «Золотые ворота и Софийский собор Киева», « Софийский собор и Кремль Великого Новгорода».


Учитель: Уважаемые гости. Представьте свои творческие работы.



6.Презентация работы групп.

Учитель:

-А теперь наши группы представят итоги своего труда. (Представляют)

7.Итог урока:

-Что вы узнали о древних городах?

-Чем похожи древние города?

-Как изменились современные Киев и Новгород?

-Какие проблемы городов актуальны и в наши дни?

Читаем стихотворение.

Родимая страна

1.На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
2.С каждым годом всё краше
Дорогие края…
3.Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
А. Прокофьев

1-учитель 2 и 3 –девочки

ПРИЛОЖЕНИЯ.

кластер



















Эксперт 1.

Выполни расчёты.

  1. На сколько численность населения современного Новгорода больше численности этих городов в 12 веке?




Численность населения ХIIв

Численность населения ХХI век

Новгород

50.000 чел.

224.286 чел.













2.Во сколько раз увеличилась площадь , занимаемая Киевом в современном мире, от той, которая была в древности?


площадь города ХIIв

площадь города ХХI век

Киев

400 га

84.000га

1 км2=100га

га-гектар













Ответ:

1.Численность населения Новгорода с 12 по 21 век увеличилась на _________________________человек.

2.Площадь Киева стала в ______раз больше по сравнению с 12 веком.



Эксперт 2.

Рассмотри данные в таблице.




S

от Киева до Новгорода

V

t

телега (транспорт древней Руси)

1125 км

3 км/ч

? ч

современный автомобиль

1125 км

80 км/ч

? ч



Рассчитай время в пути от Киева до Новгорода в древнем и современном мире.















Ответ:

Купцы на телеге от Киева до Новгорода проезжали за ________часа, а сейчас мы сможем на автомобиле преодолеть это же расстояние за ________часов.







Эксперт 1.

Выполни расчёты.

  1. На сколько численность населения современного Новгорода больше численности этих городов в 12 веке?




Численность населения ХIIв

Численность населения ХХI век

Новгород

50.000 чел.

224.286 чел.













2.Во сколько раз увеличилась площадь , занимаемая Киевом в современном мире, от той, которая была в древности?


площадь города ХIIв

площадь города ХХI век

Киев

400 га

84.000га

1 км2=100га

га-гектар













Ответ:

1.Численность населения Новгорода с 12 по 21 век увеличилась на _________________________человек.

2.Площадь Киева стала в ______раз больше по сравнению с 12 веком.



Эксперт 2.

Рассмотри данные в таблице.




S

от Киева до Новгорода

V

t

телега (транспорт древней Руси)

1125 км

3 км/ч

? ч

современный автомобиль

1125 км

80 км/ч

? ч



Рассчитай время в пути от Киева до Новгорода в древнем и современном мире.















Ответ:

Купцы на телеге от Киева до Новгорода проезжали за ________часа, а сейчас мы сможем на автомобиле преодолеть это же расстояние за ________часов.







Журналист-современник №1.

Прочитай и сделай вывод.

В 1951-м при раскопках под Великим Новгородом обнаружили берестяную грамоту. На аккуратном куске бересты, свернутом трубочкой, виднелись фразы о феодальных повинностях. Всего было найдено свыше тысячи подобных документов. Они дали массу информации о повседневной жизни новгородцев. Новгород славился высокой грамотностью среди населения.

Грамотными были практически все: дети, взрослые, женщины, мужчины. Чтением и письмом владели представители всех сословий. Из берестяных записей мы узнали о том, как дети зубрили азбуку, как супруги писали мужьям так называемый «приказ» о покупках на рынке, как барышни корили любовными записками кавалеров за редкие встречи.

 В 1632 году Петр Могилаправославный митрополит Киевский и Галицкий, основал Киево- Могилянскую академию, учебное заведение, целью которого было сохранение и развитие.

В 1834 году в городе был основан Университет Святого Владимира (ныне известный как Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко). 



В настоящее время в Киеве около университетов, 13 академий,

3 института, 5 колледжей.



Вывод: развитие науки и образования активно в Киеве началось в ______веке,

а в настоящее время в современном Киеве функционируют более _______ образовательных учреждений.































Журналист-современник №2.

Прочитай статьи об управлении городом в прошлом и настоящем.

Сделай вывод, заполнив пропуски.





Вывод:



В древнем Новгороде власть была у ________________________________.

Главой был _______________________.

Его избирало _________________.





В современном Новгороде глава- __________________.

Его избирают на ___лет Думой Великого Новгорода.





















Древний Новгород.



Реальная власть была у Вече и бояр. Вече назначило князя, и оно же могло его изгнать.

  • Князь - приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача - защита новгородской земли от внешней угрозы.

  • Посадник - глава городского управления. Его задачи - наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.

  • Тысяцкий - глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника). Занимался управлением населением.

  • Архиепископ - глава новгородской церкви. Задачи - хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

Современный Новгород.



Главой исполнительной власти Великого Новгорода является мэр города.

Мэр Великого Новгорода избирается сроком на 5 лет Думой Великого Новгорода из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет Администрацию Великого Новгорода.

Правительство Новгородской области . Администрация Новгородского района.



















Журналист-современник №3.

Прочитай о проблемах экологии в древнем Великом Новгороде.

Средневековый Париж описывается историками, как утопающий в грязи город, улицы которого залиты помоями и нечистотами. Каждый новгородец делал все, чтобы благоустраивать свой город.

Уже с середины 10 века в Новгороде стелились деревянные мостовые, причем работы велись полностью на государственные средства. Как только помосты затаптывались и начинали покрываться землей, стелился новый деревянный уровень. На центральных, самых оживленных улицах города насчитывались десятки мостовых одна поверх другой. Новгородская почва прекрасно сохранила дерево, позволяя максимально точно датировать культурные слои.

Кроме мостовых в Новгороде появлялись и другие современные удобства. В первую очередь это касалось дренажной системы, благодаря чему улицы населенных пунктов очищались от лишней воды и не превращались в болото.

Ну и, конечно, нужно вспомнить, что в Новгороде появился первый на Руси водопровод. К слову, Кремль получил подобные коммуникации лишь в 15 веке. Все новгородские трубы изготавливались из дерева, при этом функционируют по сей день. В качестве эксперимента современные археологи установили, что неповрежденные деревянные трубы все еще в состоянии удерживать влагу.

Какие экологические проблемы древнего города и по настоящий день являются актуальными? Подчеркни.





Ответ.

В настоящее время есть, как и в древности, проблемы_________________________________________,

Если б я был(а) князем Великого Новгорода в прошлом, я б издал(а) б указ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект интегрированного урока математики и урока окружающего мира " Страна городов".

Автор: Светлана Александровна Копылова

Дата: 12.06.2023

Номер свидетельства: 633540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства