1.Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб. Сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
2.Учить конструированию из геометрических фигур.
3. Закрепить умение различать и называть цвета.
1. Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание и память.
2. Развивать наглядно-образное мышление и связную речь.
3. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
1.Воспитывать интерес к играм.
2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.
3. Развивать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни, интерес к оздоровительным мероприятиям.
1. Игровые: мотивация, физкультминутка, дидактические игры;
2. Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
3. Наглядные: рассматривание геометрических фигур, предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;
- коммуникативные - объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о названиях геометрических фигур;
- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- познавательные – наблюдать и анализировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.
Мешочек с плоскостными деревянными геометрическими фигурами, большая коробка с песком, дидактическая игра «Геометрические фигуры», карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал),
Задачи | Игры | Действия дефектолога | Действия ребёнка |
1. Оргмомент | Организационный момент: Игра «Дружба» (психогимнастика) | Дефектолог приветствует ребенка. Дефектолог вместе с ребенком проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие действия. Мы шагаем дружно в ногу. Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Наше занятие называется «Геометрическое ассорти». - А ты знаешь, что такое ассорти? - Так называется специально подобранная смесь чего-либо. Например, набор фруктов или мяса. Всем известны набор шоколадных конфет ассорти. -Из чего будет наше ассорти? | Ребенок отвечает на приветствие, вместе с дефектологом проговаривает стихотворение и выполняет гимнастику. |
2.Развитие мелкой моторики, образного мышления. | Игра «Угадай на ощупь» | Дефектолог показывает ребенку мешочек с геометрическими фигурами. - Посмотри, какой мешочек у меня есть! Угадай что спрятано в мешочке? Давай проверим! - Как ты догадался, что это круг? (квадрат, прямоугольник, треугольник) | Ребенок должен на ощупь отгадать, что за геометрические фигуры спрятаны в мешочке и назвать их. |
3.Развитие зрительного восприятия, закрепление знаний названий геометрических фигур и цветов. | Основной этап: - Игра «Выбери подарок» | Посмотри какое геометрическое ассорти на доске.(на доске расположены магнитные геометрические фигуры в хаотическом порядке) -Пожалуйста, назови какие геометрические фигуры ты видишь? Расположи в ряд все квадраты. Во втором ряду все круги, в третьем ряду все ромбы, а ещё ниже все треугольники. Сколько всего квадратов? (кругов, треугольников, ромбов) Какого они цвета? | Ребенок отвечает на вопросы дефектолога. Ребенок вставляет картинки в подходящие окошки. |
4. Развитие мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика | - Ты хорошо поработал, но нам нужно выполнить еще несколько заданий. Чтобы твои пальчики не устали, давай сделаем с ними зарядку. Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5 И фигуры называть Вот квадрат, а вот кружок Треугольничек и ромб, А еще прямоугольник И не трудно сосчитать Их по счету ровно пять. | Ребенок поочередно сгибает пальчики. Начиная с мизинца, складывает пальчики обеих рук в виде геометрических фигур. |
5. Закрепление знаний об особенностях геометрических фигур, активизация связной речи, формирование способности устанавливать причинно-следственные связи. | Работа с раздаточным материалом. | -А теперь выложи из геометрических фигур узор: два квадрата, круг, треугольник, круг, два квадрата. Умница! -Продолжи выкладывать этот узор самостоятельно. | Ребенок называет фигуру, затем выкладывает ее из счетных палочек или ниток и отвечает на вопросы дефектолога. |
6.Развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики. Общая релаксация организма. | Игра «Зеркальное рисование» | Дефектолог дает ребенку большую коробку, на дне которой насыпан песок - А теперь давай попробуем на песке нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками! А потом посмотрим, какой рукой получились самые красивые портреты. | Ребенок указательными пальцами обеих рук одновременно рисует по очереди каждую геометрическую фигуру (круг, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат) |
7. Развитие зрительной координации, укрепление мускулатуры глаз, профилактика утомления зрительного анализатора и ухудшения зрения. | Гимнастика для глаз. | - Здорово у тебя получилось! Давай продолжим рисовать. Знаешь, рисовать можно глазами! Голова неподвижна. Работают только глазки. Нарисуй глазами круг, поморгай глазками., нарисуй квадрат, поморгай глазками, нарисуй треугольник, поморгай глазками, нарисуй овал. Поморгай. Молодец! | Ребенок выполняет упражнения. |
8.Развитие внимания | Упражнение «Расставь знаки в фигурах по образцу» | За 2 минуты расставь в фигурах знаки, так же как в образце. Старайся не пропускать ни одной фигуры, выполняй упражнение, пока я не остановлю тебя. | Ученик расставляет знаки в фигурах по образцу. |
9.Развитие мелкой моторики, предметно-практической деятельности, сенсорных эталонов. | Выкладывание аппликации | - А из этого геометрического ассорти собери корову. | Ребенок собирает картинку коровы из геометрических фигур. |
10.Снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику, координацию движений. | Физминутка | Дефектолог показывает карточку с изображением геометрической фигуры. - Когда увидишь: Квадрат – похлопай в ладоши Круг – потопай ногами Треугольник – покружись. | Ребенок выполняет зарядку по инструкции в соответствии с текстом стихотворения. |
Подведение итогов занятия. | Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия. | - Молодец! -Давай вспомним, что такое ассорти? - Из смеси каких предметов было ассорти на нашем занятии? -Какие задания с геометрическими фигурами мы выполняли? - Какое задание было самое интересное? - Какое задание самое трудное? Оцени свою работу: подними квадратик, если со всеми заданиями сам справился, кружок– если задания были сложными, но вместе мы справились с ними. | Ребенок беседует с педагогом, отвечает на вопросы. Оценивает свою работу. Прощается. |
Стрелкова Л.Ф.