Просмотр содержимого документа
«Конспект для обучающихся 4 класса по окружающему миру на тему "Искусство России 18 века"»
Приветствие.
Построение.
Доброе утро ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них и поздоровайтесь. Молодцы, а теперь присаживайтесь.
Начало нашего урока я бы хотела начать с игры «Мы такие разные…».
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня милые и обаятельные.
-А теперь прошу встать мальчиков. Какие вы, серьезные, мужественные.
-Пожалуйста, встаньте те, у кого темные волосы.
-Встаньте, пожалуйста, те дети, кто родился зимой.
-Кому из вас нравится время года весна?
-Кто самый веселый в нашем классе? Встаньте, пожалуйста.
-А теперь те встаньте, кто любит конфеты.
Повышать на доску. Верно ли, что каждый человек неповторим и гениален? В нашей школе учатся дети разной национальности. Как мы должны относиться друг к другу?
Подумайте, на протяжении всего урока над этими двумя вопросами.
Актуализация.
А чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вспомнить то, что мы уже изучали на предыдущем уроке.
СЛ. Дополните на слайде недостающее понятие данного определения (Искусство – это воплощение всего красивого, что нас окружает).
Верно, на прошлом уроке мы начали говорить об искусстве России 18 века и разобрали её первый компонент – живопись. Выяснили, что портрет был главным жанром живописи в 18 веке. А какой вид портрета был самым распространённым? Парадный
Глядя на выставку ваших замечательных работ, вспомните основные черты парадного портрета. Акцент на красоту и богатство человека.
У каждого из Вас на партах находится таблица «Искусство России 18 века». Подпишите их. В ходе всего урока будет осуществляться её заполнение. Сейчас мы с Вами вспомнили, о чём говорили на прошлом занятии, поэтому в течение 1 минуты Вы можете заполнить первый столбик «Знаю».
Постановка темы. Целей.
СЛ. Сейчас представители каждой команды побудут в роли специалистов по лексикографии. Вспомните, что изучает раздел науки о языке – лексикогра́фия? Занимается вопросами составления словарей; изучает структуру слова, особенности слов, их толкование.
За 2 минуты необходимо будет собрать в правильной последовательности определение из Толкового словаря Ожегова, а также самостоятельно постараться определить определение какого слова (понятия) у Вас получилось.
СЛ. Архитектура– искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество.
Молодцы! Каждая группа достойно справилась с моим заданием. Как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Сегодня мы познакомимся с архитектурными памятниками 18 века.
Правильно. Я хочу обратить ваше внимание на цитату Н. В. Гоголя: «Архитектура- тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».
Зачем надо знать архитектуру XVIII века, ведь мы с вами живем в ХХI веке?
Каждый человек должен знать, как можно больше об истории, искусстве, культуре своего народа, своей родины. Без прошлого нет настоящего, нет будущего.
Заполнить в нашей таблице второй столбик «Хочу узнать». Здесь Вы можете сформулировать новые вопросы, ответы на которые хотели бы получить после изучения темы. Подумайте и запишите, что вы хотели бы узнать еще или чему сегодня на уроке можно научиться?
Введение. Постановка задач.
СЛ. Начинаем нашу экскурсию и отправляемся в далёкий 18 век. Нам повезло, что мы оказались именно в этом веке, ведь до 18 века жилые здания не были архитектурно привлекательными. Изменения в строительстве и архитектуре произошли позже.
Ведь только в 18 веке русские зодчие многому учились у мастеров других стран. В России жили и работали не только русские архитекторы, но и иностранцы, по их проектам строились прекрасные дворцы, театры, мосты. Многие иностранцы любили Россию как свою родину и служили ей верой и правдой.
Для того, чтобы отправиться дальше путешествовать по 18 веку и знакомиться с особенностями его архитекторы мы должны поставить перед собой ряд задач, которые и предстоит нам решить в ходе нашей экскурсии.
Задачи ставит каждая группа по опорным словам и иллюстрациям.
1.Великими архитекторами.
2.Архитектурными сооружениями.
3.Особенности архитектуры 18 века.
СЛ. Деление на Группы.
А сейчас к нам прямо в класс поступили срочные новости. Внимание на экран!
ВИДЕО. В 1762 году по указу Екатерины II была создана Коми́ссия, занимавшаяся вопросами планировки и застройки столиц и городов. Сейчас по манифесту самой Екатерины Великой каждая группа попробует выступить в роли членов этой комиссии – познакомится с выдающимися архитекторами и попробует указать основные особенности их архитектурных сооружений. После чего мы обязательно должны доложить о результатах проделанной работы на общем заседании. Обратите внимание, что название каждой группы нам ещё пока неизвестно. Оно будет связано с архитектурным сооружением, в которое вы совершите виртуальную экскурсию. За каждый правильный ответ в ходе урока группа получает императорский скипетр от Екатерины 2. В конце урока мы подведём итоги и узнаем, какая комиссия оказалась самой внимательной, добросовестной и трудолюбивой.
Для того, чтобы определить командира каждой группы. Каждому участнику необходимо внимательно посмотреть под свой ученический стул. Кто обнаружил иллюстрацию, значит Вы являетесь командиром данной команды. Не забывайте, что на Вас возлагается огромная ответственность. Не забывайте про правила работы в группе. Командир в течение 1 минуты должен прочитать своим участникам правила работы в группе, которые оставила для нас Екатерина 2.
Введение новых знаний.
СЛ. Особое место занимает великий архитектор, который родился и вырос в Италии, но Россия стала его второй родиной. Имя этого архитектора вам подскажет ребус. (радуга стрела ли)Растрелли.
СЛ. Франческо Бартоломео Растрелли, а в России его звали Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. Вот такие строки о Растрелли написал Роберт Рождественский.
Буньков Е.
«Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы».
Биография, вопросы, заполнение схемы.
А сейчас более подробно с этим великим итальянским архитектором нас познакомит биограф – Никита Ремень. В ходе выступления в каждой группе необходимо будет заполнить кластер «Изучаем выдающихся личностей» (командир должен распределить ответственных за заполнение каждого направления (Озвучить направления). В конце своего выступления биограф каждой группе задаст по 1 вопросу, которые связанны с содержанием его выступления.
1 биограф. Никита Р.
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (Франсуа-Бартоломео де Растрелли) родился во Франции, в 1700 году в семье итальянца скульптора Карло-Бартоломео Растрелли. Растрелли был деятельным помощником отца, выполняя совместно с ним работы по частным заказам. Способности молодого архитектора обратили на себя внимание. Быстрота и прочность постройки, красота и изысканность отделки, умение выполнять сложные сочетания различных по своему характеру форм - всё это быстро выдвинуло В. В. Растрелли на одно из первых мест среди архитекторов того времени.
Он работал в стиле барокко это – что значит «распущенный», «склонный к излишествам». Этот стиль отличался декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры. Лучшее его творение – Зимний дворец в Санкт-Петербурге, который был построен для императора России и царской семьи. Так же – это парки и фонтаны Петергофа. Многие люди приезжают в Петергоф, который расположен недалеко от Санкт-Петербурга, чтобы полюбоваться этим чудом.
1.Как звали отца Варфоломея Растрелли? Откуда он был родом?
2.В каком стиле работал Растрелли? Чем отличается этот стиль?
3.Перечислите выдающиеся его архитектурные творения.
СЛ. А сейчас мы познакомимся с другим величайшим архитектором, который родился и вырос в Москве. Фамилия этого архитектора вам подскажет ребус. Казаков.
Приглашаю 2 биографа – Ирину Сорокину.
2 биограф. Ирина С.
Матвей Федорович Казаков родился в 1738 году в небогатой семье в Москве. Начальное образование мальчик получил в местной Космодемьянской церкви. С раннего детства он интересовался архитектурой: часами сидел на строительных лесах и делал зарисовки зданий. Так в 1751 году 13-летний Матвей Казаков поступил в архитектурную школу князя Дмитрия Ухтомского. Вместе с тем воспитанникам прививали и любовь к древнерусскому зодчеству. Так формировалась характерная черта творческого стиля Казакова — сочетание классической и древнерусской архитектуры. В 1776 году по указу Екатерины II Матвей Казаков разработал проект Петровского путевого дворца. В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию» и фактически стал главным архитектором Москвы. По его проектам обустраивали центральные площади и улицы, дома и гостинные дворы. Среди них — Тверская площадь, Гороховский переулок, улицы Ильинка, Моховая и Лубянка. Он работал в стиле классицизма. Для него характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.
1.Чем увлекался Матвей Федорович с раннего детства?
2.Как назвался проект, который разработал проект Матвей Федорович по указу Екатерины II?
3.В каком стиле работал Казаков? Чем отличается этот стиль?
Благодарим наших биографов за интересные и познавательные сведения об выдающихся архитекторов 18 века. Вручить спикер.Аплодисменты.
Физминутка.
Ребята, чтобы продолжить нашу экскурсию дальше, нам обязательно нужно отдохнуть и набраться энергии. Для этого дружно встаньте на ножки. Если я буду называть слова, которые характеризуют в архитектуре стиль барокко, то вы должны плавно и очень красиво покружиться. А вот если слова будут относиться к стилю классицизма, то необходимо встать на носочки, и положить руки на талию, тем самым показать, какие мы все стройные.
барокко обилие украшений контрастность, стремление к пышности.
классицизм простота ясность
Присаживайтесь на свои места, продолжаем нашу экскурсию дальше.
Групповая работа. А чтобы более подробнее узнать о созданных архитекторами сооружений 18 века, выполним в группах следующее задание. В течение 10 минут Вам необходимо ознакомиться с текстом на карточке (его может прочитать вслух командир) и письменно ответить на вопросы, которые представлены в таблице. На каждый вопрос командир должен распределить всех членов команды. Для заполнение графы «Опишите дворец» вы можете воспользоваться виртуальным музеем, который находится у Вас на планшетах/ноутбуках.
Командиров групп я приглашаю выйти к доске, получить задание и объявить название своих групп.
Время подходит к концу. Попрошу командиров подготовить защитное слово о проделанной работе в Вашей группе, в котором должны быть задействованы как можно больше участников команды.
Объявляю общее заседание Комиссии по вопросам планировки и застройки столиц и городов 18 века открытым.
Выступление групп. СЛАЙДЫ.
Закрепление.
Молодцы, каждая группа достойна выступила и защитила свою работу. Поэтому все получают по скипетру. Ну а теперь императрица Екатерина Великая хочет проверить насколько внимательно Вы слушали выступление друг друга. Командирам необходимо выйти к доске и получить задание в конверте. Ваша задача в течение 2 минут собрать иллюстрации Большого дворца в Петергофе, Зимнего дворца и Петровский путевой дворецпо фрагментам Время пошло.
Оценивание. Вручение скипетров.
Рефлексия. Итог.
Ну что же не удалось обхитрить Екатерине 2 самых внимательных учеников 4 класса.
Ну а теперь небольшое задание на проверку нового изученного материала от Валерии Валерьевны.
Работа на Ментиметр. Тесты. Выставление отметок.
Укажи, что обозначает термин «архитектура»?
б) строительное искусство, зодчество
Кто являлся выдающимся архитектором итальянского происхождения в России?
а) В.Растрелли
Укажи, что из перечисленного является творением Варфоломея Варфоломеевича Растрелли:
а) Зимний дворец б) Петергоф
СЛ. Итак, наша замечательная экскурсия по 18 веку подходит к концу. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале нашего путешествия. Достигли их мы? Что нового узнали, с чем познакомились?
СЛ. А теперь вернёмся к вопросам, над которыми я просила Вас задуматься на протяжении всего урока.
Сегодня на примере двух совершенно разных, но таких гениальных архитекторов мы выяснили, что несмотря на национальность, каждый человек индивидуален и талантлив по-своему, и именно он выбирает объект и место своего творения. Может быть среди Вас сидят будущие учёные, архитекторы, музыканты, этот перечень можно продолжать… Главное помните, что всё в Ваших руках.
Я благодарю вас за урок. Вы сегодня были активными, любознательными и внимательными путешественниками. Екатерина 2 за такую добросовестную работу всей Комиссии в ответ тоже приготовила для Вас подарок – необычное и творческое домашнее задание. Озвучивание ДЗ.
В течение дня мы подсчитаем количество полученных каждой командой скипетров и подведём торжественное награждение!