Конпект урока по трудовому обучению "Изготовление ковра текемет", 3 класс
Конпект урока по трудовому обучению "Изготовление ковра текемет", 3 класс
Очень интересный урок. Полное содержание материала.Поэтапное планирование урока. Есть эмоциональный настрой учащихся на урок, Ход урока, изготовление ковра текемет с помощью различных видов казахского национального орнамента.Воспитание патриотизма, любовь к народу/ Оборудование и наглядность: иллюстративный, раздаточный материал –« текемет» демонстрационный материал – образец – объект труда - ковёр «текмет» из бумаги. Материал для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конпект урока по трудовому обучению "Изготовление ковра текемет", 3 класс »
Тема урока: Образцы ковров. Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра «текемет» из бумаги».
Дата: Цель: 1. Отработка навыка вырезания орнамента из листа, сложенного в три приёма; навыки создания симметрической композиции. 2.Развивать мыслительные операции; моторные навыки; наглядно-образное мышление, художественный вкус. 3.Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям; воспитывать коллективизм, дисциплинированность. Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов. Оборудование и наглядность: иллюстративный, раздаточный материал –« текемет» демонстрационный материал – образец – объект труда - ковёр «текмет» из бумаги. Материал для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш. Ход урока: 1. Организационный момент. а) Приветствие гостей. б) Психологический настрой: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в родном краю, Я вас всех приветствую! 2.Повторение. Беседа по пройденному материалу. - Ребята, мы уже знакомы с некоторыми видами казахского национального орнамента. - Дайте определение орнамента. Орнамент - это узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов. -Перечислите виды казахского орнамента. 1.Космогонический 2.Зооморфный 3.Геометрический 4.Растительный 5.Бытовой 3.Дополнительные сообщения учителя о казахском национальном орнаменте. - Практически все орнаментальные узоры « читались» в своё время совершенно определённым образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено. Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта. -Первые письменные упоминания о казахском декоративном искусстве относятся к началу 16 века. -Казахи « производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами». Описывая передвижные юрты на колёсах, этот же автор восклицает: «Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Остов таких домов делался из дерева, сверху дом покрывался войлоком». Дома были до того превосходны, что у автора « разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества» - Войлок изготавливался из овечьей шерсти. Белую шерсть красили в разные цвета красителями растительного происхождения и укладывали орнамент вручную на войлочное полотно. Так создавались войлочные ковры – Текеметы. Войлочные ковры служили не только украшением юрты. Круглый год они сохраняли температурный баланс в юрте. Зимой согревали от холода, летом - спасали от жары и зноя. Орнаментом украшали не только ковры, но кожаные изделия – сапоги, чехлы для посуды; деревянные изделия: двери, сундуки, детские кроватки. Чеканили орнамент на ножнах, щитах воинов. Выбивали в камне на мазарах, мечетях. - Время не стоит на месте. Орнамент модернизировался, стал современным. Но в своей основе всё же сохраняет элементы древности. - Современная одежда не обходится без национального орнамента. Ювелирные изделия ценятся оригинальностью национальных узоров и орнаментов. -Национальный орнамент встречается и в современной архитектуре: резиденция Президента Республики дворец Ак- Орда, где происходят встречи глав государств; театр оперы и балета имени Абая Кунанбаева; многие другие городские сооружения. 4.Сообщения учащихся по выставке рисунков ковров «текемет» и «сырмак». Ковёр - это художественное текстильное изделие из шерсти, волокна, ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. «Текемет»- постилочный войлочный ковёр с цветным узором. «Сырмак»- также, постилочный войлочный ковёр, но в сочетании только двух цветов: чёрного и белого. Настенный ковёр на войлочной или тканевой основе называется « Тускииз». Он украшается аппликацией из красного и чёрного сукна часто сочетающейся с вышивкой. -Назвать виды орнаментов и показать части орнаментов на представленных рисунках. -Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий? - Зооморфный. Особенно узор - «Кошкар муйиз». 5.Рассказ учащихся о применении и значении разных цветов и их сочетаний в изготовлении ковров: -Жёлтый цвет означал солнце. Голубой – воду и небо. Красный и чёрный – мудрость. Коричневый и зелёный цвет – землю. 6.Обобщение ответов учащихся и постановка проблемных вопросов. - В какой части Республики Казахстан расположен наш край? -На востоке Казахстана. -Какие крупные реки протекают по территории Западного Казахстана? - Урал, Чаган, Эмба, Ахтуба. - Как вы думаете, чем ещё занималось население в Западном Казахстане, кроме земледелия и скотоводства? -Рыболовством. - И, наверное, поэтому, только на западе Казахстана в национальном орнаменте встречается изображение рыбы. 7. Показ эскизов орнамента с изображением рыбы и волны. 8.Минутка отдыха: Танец «Кара жорга». 9. А сейчас перейдём к теме нашего урока. « Изготовление коврика « текемет» приёмом аппликации из цветной бумаги». -Девиз нашего урока: « Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи!» 10. Давайте вспомним из литературного чтения пословицы о труде. -Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. -Кто любит труд, того люди чтут. -Каков мастер – такова и работа. -Глаза страшатся, а руки делают. 11.Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Два братца, одно сердце. Что это? 12.Повторение техники безопасности при работе с ножницами. 13.Работа по учебнику. -Мы уже рассматривали разные способы изготовления орнамента путём складывания квадрата 1-2 раза и частично - 4 раза. -Сегодня мы научимся выполнять орнамент путём складывания - 3 раза. 14.Показ и объяснение хода работы по выполнению аппликации. -Беседа о том, что бумага изготовляется из дерева. Деревья сохраняют воздух чистым, поэтому мы обязаны рационально расходовать бумагу, чтобы сохранить от вырубания, хоть одно дерево. 15.Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная помощь.( Музыкальное сопровождение) 16. Завершение работы и коллективная сборка большого ковра. 17. Рефлексия. -Что мы научились создавать своими руками? -Ковёр «текемет» -В какой технике был выполнен наш ковёр? -В технике бумажной аппликации. -Какое чувство вы испытываете после выполнения работы? -Радость. Мы старались и у нас всё получилось. -Есть в народе такая поговорка: « Без волнения, без заботы, не ищи радости от работы» - она и будет завершением нашего урока. 18.Домашнее задание: Выполнить орнамент любым способом сложения. 19.Всем ребятам за урок я ставлю - пять. Вы молодцы!