Просмотр содержимого документа
«Коннспект урока по чтению и развитию речи на тему: "Народные сказки. обобщение"»
Тема урока. Народные сказки. Обобщение.
Цели урока:
-расширять представление о народных сказках;
-продолжать работу над навыками сознательного выразительного чтения; формировать умение пересказывать знакомые тексты;
-упражнять в узнавании знакомых сказок по сюжету, персонажам;
-корригировать связную речь, память;
-прививать читательский интерес.
Оборудование:
предметная картинка с изображением лисы, конверты с карточками, на которых написаны названия сказок и названия народностей, карточки с отрывками из сказок, иллюстрации к сказкам «Волк и лиса», «Гуси – лебеди», «Росомаха и лисица», атрибуты кукольного тетра ( ширма, куклы, фонограмма к сказке «Царевна – лягушка», фонограмма русской народной песни «Весёлые гуси», фишки).
Ход урока.
Орг. момент.
1. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ну-ка, проверь-ка, всё ли в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка,
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят.
2. Назовите дату сегодняшнего дня.
3. Упражнение на внимание, развитие памяти.
На доске написано 8 слов:
волк лиса
олень лось
дятел заяц
росомаха ёж
-Прочитайте про себя слова. Они все встречались в сказках, которые вы читали на предыдущих уроках. Кто прочитает эти слова вслух? (2 ученика читают)
- Прочитайте их ещё раз и постарайтесь запомнить.
-Кто повторит слова? (2-3 ученика воспроизводят по памяти, остальные проверяют и дополняют)
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
(Учитель показывает предметную картинку с изображением лисы.)
1.Лисичка-сестричка Сидит под кусток
Лисичка-сестричка
Машет хвостом
А серый волчище
Глядит из куста
У бедного нет такого хвоста
2. Дыхательные упражнения:
а) «Лисичка бежит»;
б) «Лисичка фыркает».
Проверка домашнего задания
1. –Что было задано на дом?
-Назовите главных действующих персонажей сказки?
-Какой показана лиса?
-Каким показан волк?
2. -Расскажите, как лиса перехитрила деда? (ученик пересказывает отрывок).
3. – Что посоветовала лиса волку, когда он попросил у неё рыбки?
4. – Найдите отрывок, где рассказывается о том, как волк ловил рыбу.
Прочитайте отрывок (ученик читает).
5. – Чем закончилась сказка?
-Как вы понимаете слова: «Битый небитого везёт»?
-Эти слова можно перенести из сказки в нашу жизнь?
-В каких случаях так говорят?
Работа по теме урока.
1. Актуализация имеющихся знаний.
-К какому жанру относится произведение «Лиса и волк»?
-Какие ещё сказки вы читали на предыдущих уроках? (учитель по мере называния открывает название сказки, которые записаны в два столбика)
Сказка о рыбаке и рыбке. Лиса и волк.
Лягушка путешественница. Росомаха и лисица.
Гордая игла. Гуси-лебеди.
Конёк-Горбунок. Чудесный клад.
-Как можно назвать сказки, записанные слева? (авторские)
-Назовите авторов этих сказок.
-Как можно назвать сказки, записанные справа? (народные сказки)
(учитель открывает запись на доске: Народные сказки.)
2. Сообщение темы урока.
На этом уроке мы будем повторять сказки, с которыми познакомились на предыдущих уроках, помещённые в разделе «народные сказки». Этот урок необычный и оценки будут необычные – фишки. За каждый правильный ответ будете получать фишку. В конце урока подведём итог
3. Понятие народные сказки.
-Какие сказки называют народными?
-Правильно, в глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки не записывались, а их передавали устно от одного человека к другому. Пересказывая сказку, рассказчик добавлял что-то от себя, что-то пропускал, что-то изменяло, чтобы сказка стала ещё занимательнее. Вот поэтому мы говорим, что автор таких сказок – народ.
Такие сказки выражают мысли народа, его мечты и надежды.
-А какие национальности вы знаете?
-Существуют разные национальности и народы (русские, молдаван , белорусы, эвенки, эстонцы ). У каждого народа есть свои сказки, которые знакомят со своими традициями, обычаями, со своей природой. Многие сказки похожи на русские. Все они воспе6вают добро, честность, справедливость, трудолюбие, уважение к старикам, осуждают лень, злость, жадность.
4. Игра «Чья сказка?»
-А сейчас мы поиграем.
-Вам надо вспомнить, какому народу принадлежит каждая из прочитанных сказок.
-В конвертах лежат карточки (в виде полосок), на которых написано синим шрифтом название сказок.
Название сказок необходимо положить в один столбик, а рядом расположить карточки – полоски, на которых написано крсным шрифтом, какому народу принадлежит каждая сказка.
(Дети выполняют это задание на месте. Затем ученики по одному выходят к доске и соотносят название сказки с названием народа).
5. Игра «Угадай-ка».
-А теперь следующая игра, которая называется «Угадай-ка».
-Возьмите карточки, которые лежат у каждого на парте. На этих карточках записаны отрывки из знакомых сказок. Вам надо их прочитать и сказать, из какого они произведения.
(Учащиеся читают 1-2 мин. шепотом, а затем учитель вызывает 3-4 учеников, которые читают текст, и сообщает название сказки и какому народу она принадлежит).
6. Дидактическая игра «Убери лишний персонаж».
-В каждой сказке есть свои персонажи.
-Стоит сказать : «Золотая рыбка», и мы уже знаем,о какой сказке идёт речь.
-Сейчас вам надо прочитать слова, записанные в два столбика. Это персонажи знакомых сказок. Затем ответить, из какой они сказки, и какой персонаж лишний.
(Учитель открывает по очереди каждый столбик, вызванный ученик читает и называет сказку, автора, лишнее лово).
лиса росомаха Маша
волк лиса печка
дед дятел Баба-Яга
девочка старик Миша
рыбка медведь гуси
7. Физминутка.
«Были у бабуси гуси»
(Дети исполняют танцевальные движения под музыку).
8. Игра «Волшебный сундучок».
- Соедующая игра «Волшебный сундучок».
Условия игры такие:
В этом сундучке находятся предметы из сказок. Вам надо по описанию угадать предмет.
(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку, читаю описание предмета, который лежит в сундучке, если ученик правильно отвечает, учитель открывает сундучок, достает предмет и всем его показывает).
Яблочко – с этим предметом Ванюша играл в гостях к Бабы-Яги.
Лодка – на этом предмете лиса обещала росомахе перевезти вещи через реку.
Заяц – этому предмету лоси поарили длинные уши.
Дятел – этому предмету старуха сшила на голову пеструю шапочку.
Рыбка – из-за этого предмета волк держал хвост всю ночь в проруби.
Ёж – этот предмет показал Маше дорогу к избушке Бабы-Яги.
Конфеты – этот предмет сладкий. Его кладут в новогодние подарки.
9. Превращение в сказку.
а) – Сейчас мы все отправимся в сказку. Закройте глаза и под музыку имитируйте движения крыльев.
(Звучит мелодия, в это время старшие учащиеся устанавливают ширму для кукольного театра).
-И вот мы в сказке.
-Откройте глаза.
(Учащиеся старшего класса показывают отрывок из сказки «Царевна лягушка»).
б) Возвращение из сказки (дети встают, закрывают глаза, имитируют движение крыльев, а старшие учащиеся убирают ширму).
в) – Дети, в какой сказке мы побывали?
-А что было дальше, вы прочитаете в книжках, которые я вам принесла.
(Учитель раздаёт детские книжки со сказкой «Царевна- лягушка»).
Подведение итога урока.
–Какова тема сегодняшнего урока?
(Учащиеся считают свои фишки, учитель сообщает, у кого сколько фишек).