Мотивационный этап | 4 мин | -Перед нами лесенка математических действий. Она может привести нас совершенству математических вычислений. -Какие математические действия нам знакомы? -На какой ступеньке они располагаются? -Действительно. Это самые простые математические действия и располагаются они на первой ступеньке. Но в нашей лесенке несколько ступенек. Какой вопрос может возникнуть?( Какую гипотезу мы можем выдвинуть?) (? фиксируется на доске) | Учебный диалог Действия сложения и вычисления. Располагаются на первой ступени. - Пример ответов Значит, есть такие математические действия, которые нам еще неизвестны. /Предположим, что существуют такие математические действия, которые нам еще неизвестны. | К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли. П.: структурирование знаний. |
Постановка учебной задачи | 5мин | 1.Встанем на первую ступеньку и выполним вычисления. На доске несколько числовых выражений ждут ответов. Ответы у вас на партах Необходимо вычислить и соотнести ответ. Не все числа могут быть ответом . Будьте внимательны. На доске: 4+4+4+4+4 25+25 66+34 77+11 10+10+10+10 15+51 2.Разбейте данные выражения на 2 группы. 3. На доске карточки с выражениями 2 группы переворачиваются обратной стороной. 4+4+4+4+4+4 25+25 10+10+10+10 - Можно ли эти записи назвать удобными? Почему? -Какой вопрос может возникнуть? (Снова фиксируется вопрос: ?) -Попробуем ответить на этот вопрос? | Определять задачи урока. Отработка вычислительного навыка Соотносят значения числовых выражений и комментируют Разбивают на 2 группы, комментируют(в одну группу суммы одинаковых слагаемых, в другую суммы разных слагаемых) -Приходится повторять одно и то же число несколько раз. -Существует ли более удобная запись. | П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
Открытие новых знаний . | 10 мин | Практическая работа Представим себе такую ситуацию . слайд 1 1.Зима в этом году морозная. Бабушка Варя, как все бабушки, беспокоится о своих внуках - не мерзнут ли у них руки во время прогулки, и решила связать им рукавички, варежки. Сколько рукавичек нужно связать, если у бабушки 6 внуков? Сделаем рисунок. Обозначим рукавички геометрическими фигурками. Как записать решение задачи? 2+2+2+2+2+2=12 Как называется такая запись? Можно считать ее удобной? Какое слагаемое повторяется? Числа фиксируются на доске Сколько раз повторяется? По 2 взяли 6 раз 2. 2 6 - Можно назвать числовым выражением. -Можем ли мы использовать известные нам знаки математических действий ( Пробует подставить +, -). -Значит, нам нужен новый знак. Проблема 3. -Прошу вас объединиться в пары. На чистых листочках запишите числа как на доске 2и6 и придумайте, поставьте между числами знак. Когда будете готовы, закрепите карточку на дополнительной доске. -Необычные и непохожие знаки. -Как вы думаете, если я обращусь с этими записями во 2 Б класс, смогут они ее понять. Как быть? Проблема. -Нужен общий, понятный знак для всех. И такой знак есть. 4. 2 × 6 2 · 6- Это знаки умножения. Такими математическими знаками обозначается действие умножение . 5 . Мы задавали вопрос, существует ли более удобная запись? Ответили мы на вопрос ?. снимается один из вопросов ? Запишем в тетради под суммой одинаковых слагаемых и прочитаем запись. Что в этой записи обозначает число 2? Что в этой записи обозначает число 6? Запишем ответ задачи. 6. слайд 2 Подведем итог: Неудобную запись можно сделать удобной, заменив сумму одинаковых слагаемых умножением, используя знаки умножения. 7. Откройте учебник на странице 48 , прочитаем тему и найдем отличие нашего открытия и темы в учебнике. | Выполняют рисунок к задаче на доске и в тетради, записывают решение действием сложения. -Сумма одинаковых слагаемых -2 -6 - Нет, не хватает математического знака. Нет. 6+2=8 2-6- это действие невыполнимо ,т.к. из меньшего числа нельзя вычесть большее -Нужен общий, понятный знак для всех Работают в парах придумывают знак и крепят на дополнительной доске Выполняют записи в тетради Да Записывают решение задачи действием умножения и ответ Работа с темой в учебнике на стр 48 1.В учебнике ничего не сказано про знак × 2. мы не научились читать такие записи, а в учебнике объясняют. | К.: учет разных мнений, умение выражать свои Р: сохранять учебную задачу. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанное построение речевого высказывания. Р Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ. Р.: выполнение учебного действия; сохранять учебную задачу. |
Решение частных задач | 6 мин | -Вернемся к нашим числовым выражениям. -К числовым выражениям какой группы мы можем применить действие умножения. 4+4+4+4+4+4 4×5 25+25 25×2 10+10+10+10 10 ×4 -Что в этой записи обозначает число 4? -Что в этой записи обозначает число 5? И т.д. - Как быть с выражением а+а+а+а+а+а+а+а+а Какое это выражение? Какое число повторяется несколько раз? Сколько раз? Можем ли мы дать ответ числом? | -Числовым выражениям первой группы Воспроизведение записи (на усвоение полученных знаний)заменяют сложение одинаковых слагаемых действием умножения, читают записи двумя способами -Буквенное выражение Записывают а×9) Нет, т.к. не знаем значение а, но вместо а сможем подставить любое число | Р.: выполнение учебного действия; сохранять учебную задачу. П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ. |
Итог урока | 3 мин | -Подведем итог. -Что мы сегодня на уроке выяснили? -На какой же ступеньке расположится действие умножения на нашей лесенке математических действий? - Можно его разместить на 1 ступеньке? Это более сложное действие, оно опирается на сложение одинаковых слагаемых и разместим мы его на второй ступеньке. -Ответили мы на оставленный вопрос: существуют ли другие математические действия? Снимается вопрос ? | Мы сегодня выяснили, что сумму одинаковых слагаемых можно заменить действием умножения. Нет. (Частично) | П: строят речевое высказывание. Анализировать урок. Обобщать изученное |
Рефлексия (по содержанию) | 1 мин | -Все ли вам было понятно? -Бабушка Варя старалась, вязала рукавички, давайте ее отблагодарим- подарим цветы. У вас на партах 2 цветка- синий и красный. Если вам было все понятно, поднимите красный цветок. Если вам было что-то непонятно, поднимите синий цветок. В преддверии 8 марта, мы составили букет из …. цветов Спасибо за урок. | Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание. Р: осуществляют итоговый контроль. |