Просмотр содержимого документа
«: «Конкретный смысл действия умножения» (по курсу «Математика», авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.).»
Осипенкова Светлана Аркадьевна
учитель начальных классов
МОУ Мурыгинская СШ
Проект урока математики во 2 классе
по теме: «Конкретный смысл действия умножения»
(по курсу «Математика», авторы: М.И. Моро,
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.).
Тип урока: комбинированный
Цели: формировать представления о конкретном смысле действия умножения как действию, заменяющим сложение одинаковых слагаемых; развивать математическую речь, логическое мышление, навыки самооценки и самоконтроля; воспитывать интерес к математике, стремление узнавать «новое", аккуратность, чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: 1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч. 2 /М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2020. – 112с.
2.Моро М. И. Тетрадь по математике. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2021.
3. Дидактический материал: карточки с заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель:создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Всё готово? Всё в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись
И друг другу улыбнулись
Всем удачи вам сейчас
За работу! В добрый час!
- К уроку все готовы?
- Какую тему мы изучали? (закрепляли сложение и вычитание)
- Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит нам на этом уроке? (изучить что-то новое)
- Что для этого вы должны будете делать? (понять, чего мы не знаем, самим открыть новое)
- Желаю вам успеха. Прежде чем мы продолжим работу, я предлагаю узнать девиз нашего урока. Расположите числа в порядке возрастания.
3
1
4
9
10
5
6
2
7
11
8
13
15
16
17
14
12
х
у
о
а
д
р
о
м
ш
в
о
л
ч
ш
е
у
а
- Прочитайте девиз. (Ум хорошо, а два лучше!).
- Как вы объясните пословицу? (мнения детей)
- С чего начнем урок? (с повторения)
- Что будем повторять? (то, что понадобиться для изучения нового)
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, их обобщение
. Устный счёт.
Игра «Верно – неверно».
(У каждого ученика на парте листок с таблицей)
1
2
3
4
5
6
- Если вы считаете, что высказывание верно, в таблицу ставите плюс, если неверно, то минус
1) в математике 10 цифр
2) число 100 – двузначное число
3) при сложении числа называются слагаемое, слагаемое, значение суммы
4) от перестановки слагаемых значение суммы не меняется
5) плюс – знак действия вычитания
6) противоположные стороны прямоугольника равны
- Проверяйте правильность ответов (на доске).
2) Весёлые задачи. (Фронтальный опрос)
3 котенка вечерком Заглянули к кошке в дом – Свяжи-ка нам носочки Из шерсти, что в клубочках. Помогите сосчитать, Сколько надо ей связать. (4 +4+4+4 = 12)
3 котенка в лес пошли, И по 6 грибов они нашли. Сосчитайте, кто готов, Сколько найдено грибов? (6+6+6 = 18)
В нашем доме беспорядок, Не найдешь у нас тетрадок. В трех шкафах по 6 тетрадок Мурзик разбросал. Сколько же всего тетрадок, Кто бы сосчитал? (6+6+6 = 18)
3.Работа в группах.
Каждая группа должна подсчитать разными способами число звездочек на рисунке.
Получаются 3 числовые модели.
-Как можно найти искомое число? ( Число можно найти разными способами: пересчитать по одной звездочке, или по 5 звездочек взять 2 раза, или по 2 звездочки взять 5 раз.)
- Скажите, пожалуйста, что вы заметили, как удобнее, легче и точнее сосчитать по одному или по 2, по 5? (По пять сосчитать быстрее, потому что выражение состоит из 2 слагаемых). Какая запись неудобная?
III. Изучение нового материала
Цели: выявление мест затруднения; фиксирование во внешней речи причины затруднения; формулирование целей урока обучающимися, построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
1. Постановка проблемы. Самоопределение к деятельности
- Рассмотрите столбики примеров
-Что общего у всех этих примеров? (Это примеры на сложение)
-Что общего у примеров первого столбика? (Слагаемые одинаковые.)
2+2+2+2 4+3+5+8
10+10+10+10+10+10 12+5+9+1
12+12+12+12 +12 7+10 +15
-Что общего у примеров второго столбика? (Слагаемые разные.)
-Вычислите сумму 2 + 2 + 2 + 2. Сколько получилось? (8.)
-Чему равно каждое слагаемое в этой сумме? (2.)
-Сколько всего слагаемых в этой сумме? (4.) Этот пример можно прочитать так: «По 2 взять 4 раза, получится 8».
- Найдите значения других числовых выражений в первом столбике.
- Что вызвало неудобство?
(Много слагаемых. Длинная запись, поэтому необходимо новое арифметическое действие.)
- Правильно, нам необходимо новое арифметическое действие – умножение.
- Какие условия должны соблюдаться при умножении? (сложение, одинаковые слагаемые)
- Какая тема урока? (Умножение).
- Так, что же такое умножение? (Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.)
- Какая цель нашего урока? (Научиться записывать суммы одинаковых слагаемых умножением.)
3. Работа с учебником.
-Что нам поможет лучше понять, что такое умножение? (Учебник)
- Самый главный наш помощник – это учебник. Откройте учебники на с.48.
(Читает вслух один ученик.)
- Какое ключевое слово в условии задачи? (Каждой.)
- Подготовьте вопросы по тексту учебника. (Что называется умножением? Какой знак умножения? Как по-другому можно прочитать 3·4=12?)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)
III. Закрепление пройденного материала
Цели: формирование умения заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы; организовать самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений.
1.Первичное закрепление.
-Вернёмся к нашим работам, которые вы выполняли по группам.
- Замените суммы умножением.
1· 10=10
5 · 2=10
2· 5=10
(Представитель от каждой группы выходит к доске. Ребята записывают.)
2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1)Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с. 44 №3
2)Взаимопроверка
3)Проверка по записи на доске. Комментирование ошибок.
4 + 4
15+ 15 + 15
8 + 8 + 8 + 8
38 · 2
4 · 3
3.Работа в парах. (Карточки, на обратной стороне нужно соединить линией пример на сложение с соответствующим примером на умножение)
Проверка
- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки?
- Молодцы!
2. Работа по учебнику.
Задача.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.48.
- Прочитайте задачу про себя.
- Что говорится в задаче?
- Что нужно узнать?
Поставьте разные вопросы к задаче.
(- Сколько лип росло на 2-ой аллее?
- Сколько лип росло на двух аллеях?
- На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)
(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)
- Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.
III. Подведение итогов урока
Цели: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; рефлексивный анализ учебной деятельности; организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
1. Рефлексия.
Какое открытие сделали на уроке?
(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)
-Замените сложение умножением 63+63+63=.
- Какое задание вам показалось самым интересным?
-Как оцените работу всех детей на уроке?
(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.)
2. Отметки.
-Оцените свою работу.
- у меня всё получилось
- у меня не всё получилось.
- мне было трудно.
Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы!
3. Домашнее задание.
- На карточках три номера домашнего задания. Тот номер, который подчёркнут, повышенного уровня, его выполните по желанию.