Комплексная работа предназначена для обучающихся 4-го класса, осваивающих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Работа составлена на межпредметной и предметной основе.
Структура и характеристика заданий
Комплексная работа включает текст, содержит 12 заданий и рассчитана на один урок. Работа предназначена для промежуточного контроля, она включает задания базового уровня сложности.
Рекомендации по проверке заданий комплексной работы
Все задания обеспечивают проверку планируемых результатов в рамках блока «Выпускник научится», освоение которых проходило в 4 классе.
В работе используются три типа заданий: с выбором ответа , кратким ответом, развёрнутым ответом .
Работа содержит пять групп заданий.
Первая группа (№1-12) – задания базового уровня сложности, проверяющие планируемые результаты междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» - разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Чтение. Работа с текстом».
Вторая группа (№ 1, 2, 3, 4) – задания базового уровня сложности по предмету «Литературное чтение». Объект оценивания (планируемый результат): выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью, понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, уметь определять тему и главную мысль текста.
Третья группа заданий (№5, 6, 7) – задания базового уровня сложности по предмету «Русский язык» - содержательная линия «Система языка». Объект оценивания (планируемый результат): проводить сравнения, классификацию по заданным критериям, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Четвёртая группа заданий (№8, 9) – задания базового уровня сложности по предмету «Математика». Объект оценивания (планируемый результат): уметь принимать и сохранять учебную задачу, понимать информацию, представленную разными способами.
Пятая группа заданий (№10, 11, 12) – задания базового уровня сложности по предмету «Окружающий мир». Объект оценивания (планируемый результат):
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, понимать информацию, представленную в неявном виде, формулировать собственное мнение и позицию.
Рекомендации по оценке заданий комплексной работы
При оценке работы применяется критериальный подход. Каждое задание направлено на проверку одного из планируемых результатов, итоговая оценка определяется по сумме баллов, набранных за каждое задание.
Уровень освоения планируемых результатов определяется следующим образом:
18-20 баллов (85-100%)-высокий уровень;
14-17 баллов (66-84%)-повышенный уровень;
10-13 баллов (50-65 %)- базовый уровень;
Менее 10 баллов (менее 50 %)- не достиг базового уровня.
Инструкция по проверке и оцениванию заданий комплексной работы
1б. За правильный синтаксический разбор-1б. За правильный разбор по членам предложения и частям речи – 1б.
Все остальные случаи- 0б.
3
№ 7
Выбран правильный ответ-1б.
Все остальные случаи-0 б.
1
№ 8
35 • 5 + 35 • 2• 6 =595
Выбран правильный ответ-1б.
Значение выражения найдено верно-1б.
Все остальные случаи-0 б.
2
№ 9
Юрьевецкий, Лух-
ский, Вичугский,
Лежневский,Ильин-ский,Пестяковский,
Заволжский, Кинешемский.
Нумерация выполнена правильно-1б.
Все остальные случаи-0 б.
1
№10
Лиственные: берёза, ольха, липа.
Хвойные: ель, сосна, можжевельник.
Травянистые: ландыш, фиалка, ко-
локольчик.
Схема заполнена верно-1 б.
Все остальные случаи-0 б.
1
№11
Эстетическую, белоствольное, обра-
зом, церкви, шерсти, пыльценос, лучина, копоти, зимний, дров, берёзовый сок.
В тексте правильно вписаны: 12 слов-3 б.,
9-11 слов-2 б., 7-8 слов-1 б.
Все остальные случаи- 0б.
3
№12
Верно записано объяснение пословицы-1б.
Правильно сформулировано и записано собственное мнение-1 б.
Все остальные случаи-0 б.
2
Пояснительная записка
Комплексная диагностическая работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений обучающихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы по предметным областям: «Филология: Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» для УМК «Школа России», «Литературное чтение» для образовательной системы «Гармония». Разработана и составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель работы – проверка и оценка уровня достижения планируемых предметных и метапредметных результатов, способности учеников 4-го класса применять полученные в процессе изучения русского языка, математики, окружающего мира знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами данных учебных предметов.
Содержание заданий комплексной диагностической работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки обучающихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение этого уровня.
Разработанный инструментарий промежуточной диагностики позволяет выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий:
- анализ и синтез;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное высказывание в письменной форме;
- сравнение и классификация;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Комплексная диагностика также позволяет выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
- принятие учебной задачи, контроль, коррекция;
- способность принимать и сохранять цели, планировать свои действия.
Особое внимание уделяется в работе экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом. Выбор текста обусловлен доступностью для младших школьников.
Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям детей.
Комплексная диагностическая работа разработана на основе краеведческогоматериала Лухского муниципального района. Залогом успешного выполнения предлагаемой диагностической работы является использование на уроках проблемно-поискового подхода, обеспечивающего «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом необходимо использовать разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов. Для успешного решения задач предметных курсов важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие детей с окружающим миром.
Значительные результаты дают уроки, проводимые в музее, в лесу, на улице.
Удачно используется в работе такая форма как «Путешествие поГубернии», посещение детьми городов - Кинешма, Иваново, Шуя, п. Палех. Здесь и знакомство с достопримечательностями, посещение музеев, Дома ремёсел, Дома народного творчества, посещение мастер-классов.
Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся. Использование краеведческого материала помогает узнать больше о своём родном селе, районе, городе.
Комплексная диагностическая работа. 4 класс.
Задание 1. Прочитай тексты тихо, вполголоса.
Текст 1
Лухский район Ивановской области входит в число благоприятных в экологическом отношении регионов России. Он обладает богатейшими лесными ресурсами.
Леса удовлетворяют потребность в древесине, в них производится заготовка грибов, ягод, лекарственного и технического сырья. Богаты леса витаминосодержащими растениями.
В районе встречается три вида берёз. Это берёза повислая- дерево до 25 метров высотой, берёза пушистая- тоже дерево, но поменьше, до 25 метров. Вторая отличается от первой нависающими ветвями и бархатистой опушкой на молодых ветвях. Изредка можно встретить берёзу приземистую - кустарник или деревца всего 1,5 метров высотой.
Из семейства берёзовых обыкновенных - чёрная и серая ольха, нередко можно увидеть лещину (орешник). Встречаются и широколиственные породы - дуб и липа. В лесах Лухского района растёт более десяти видов ив.
Из хвойных пород – ель, сосна, можжевельник.
Среди кустарников и мелких деревьев леса можно встретить рябину, малину, шиповник (два вида), черёмуху, реже иргу, жимолость и калину, чернику и бруснику, багульник.
Много костяники и три вида земляники: земляника обыкновенная, земляника мускусная и земляника зелёная или клубника.
Богаты леса и цветами: колокольчиками, ландышами, фиалками.
(Материалы информационного
каталога «Заповедная Россия»)
Текст 2
Здесь шевелюрою леса Величественны и стройны,
Упали ветру на закорки, В поклоне лишь ветрам подвластны,
Взбежала лухская краса, Лучом натянутой струны
Остановившись на пригорке. Играют солнечные вальсы.
Зелёной ветвью машут вдаль, Елена Чевакина
Вслед огнедышащим зарницам,
Из них птенцов зовут, как встарь,
На первый круг полёта птицы.
Задание 2. Что объединяет эти тексты? Подчеркни ответ.
Задание 7. Отметь галочкой схему, которая соответствует слову багульник.
¬ Задание 8. Прочитай задачу.
Лес не только поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Он ещё работает и как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли. Хвойный лес площадью 1 га отфильтровывает в год 35 т пыли, а лиственный лес площадью 1 га – в 2 раза больше. Сколько пыли в год отфильтруют вместе хвойный лес площадью 5 га и лиственный – площадью 6 га?
35 • 5 + 35 • 6 =
35 • (5+6) • 2=
35 • 5 + 35 • 2• 6 =
Отметь галочкой правильное решение.
Найди значения отмеченного выражения.
Задание 9. Рассмотри диаграмму. На ней показано количество лесных угодий в разных районах Ивановской области. Пронумеруй названия районов в порядке увеличения площадей, занятых лесом.
Заволжский район
57 400 га
Кинешемский район
79 100 га
Пестяковский район
55 800 га
Юрьевецкий район
28 600 га
Ильинский район
46 600 га
Лухский район
31 800 га
Лежневский район
38 400 га
Вичугский район
35 500 га
Задание 10. Заполни по первому тексту схему «Растения лесов».
Растения лесов
лиственные
хвойные
травянистые
Задание 11. Восстанови предложения.
Простая и трогательная красота берёзы имеет высокую ______________ ценность.
Стройное ________________ дерево пользуется особой любовью в России. С давних пор берёза была _________ России. Ветвями берёзы украшают ___________ и жилища на Троицу. Листья дают жёлтую окраску для ___________. В пчеловодстве берёза важна, как ____________________.
Берёзовая ________ считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб – она горит ярко и без ____________. Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на ________ период. Берёза чаще других пород используется при заготовке _______. А какой вкусный и целебный ______________ сок!
Используй слова: копоти, лучина, эстетическую, образом, дров, пыльценос, белоствольное, зимний, церкви, шерсти.
Задание 12. Прочитай пословицы.
1. Лес и вода – брат и сестра.
2. В лес не съездишь, так и дома замёрзнешь.
3. В лесу – грибной ряд, в лесу – и пушнина, в лесу – и кур лавочка.
Историко - географический атлас Ивановской области. Худяков Н. Б., Балдин К. Е., Травкин П. Н., ОООИИТ «А-Гриф»., 2007 г.
Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие. Авт.-сост.М. В. Буряк; под редакцией Е. С. Галанжиной.- 2-е изд., стереотип.-М.: Планета, 2014.-(Образовательный стандарт).
Журнал «Начальная школа». № 5-2000г. (Занимательные задачи. Методическая копилка, с. 74.)
Газета «Родная нива» № 84-85 от 31.10.2014 г. Литературная страница, (Стих. Чевакиной Елены).
www oprirode.com/photo
www posloviz.ru/categoru/les.
www luhadm.ru. Сайт Лухского административного района.
Рецензия на комплексную диагностическую работу на краеведческом материале «Леса Лухского района», разработанную учителем МКОУ «Тимирязевская основная школа» Жемчуговой С. В.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения в 4 классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно- познавательные и учебно- практические задачи.
Комплексная диагностическая работа на краеведческом материале представлена учителем на основе собственного педагогического опыта.
Работа соответствует теме конкурса. Чётко, конкретно сформулированы цели проверочной работы. Подробно даны в спецификации характеристика заданий, рекомендации по проверке работы, инструкции по оцениванию заданий.
Диагностика проводится в рамках промежуточного контроля, содержит 12 заданий и рассчитана на один урок. Включает в себя задания базового уровня сложности. Все задания разработаны учителем самостоятельно с использованием краеведческого материала по теме «Леса Лухского района». Для этого учитель использовала обширный информационный краеведческий материал.
Содержание заданий позволит обеспечить полноту проверки подготовки обучающихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижения.
Структура работы соответствует требованиям. Разработанный материал комплексной работы выявит уровень сформированности УУД, повысит качество оценки результатов обучения.
10.02.2016 г. Заместитель директора по учебной
работе Тухтаева О. А. ______________
Заявка
на участие в областном конкурсе учителей начальных классов общеобразовательных учреждений на лучшую разработку комплексной диагностической работы на краеведческом материале в начальной школе.