Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный (2 минуты) | Проверяем готовность класса к уроку. Просим детей назвать свои команды. Проверяем наличие пакета с заданиями на партах. Обращаем внимание на «лист достижений», в котором ребята самостоятельно будут отмечать свои успехи. Проговариваются этапы урока. Для детей на доске: Определение темы урока. Письмо от Бабы Яги. Физкультминутка. Проблемная ситуация. Творческая работа по группам. Презентация работ. Подведение итогов. | Наводят порядок на партах, проверяют всё необходимое. Обговаривают название команд. У каждой команды свой лист достижений |
2. | Определение темы и цели урока (5 минуты) | Попробуйте отгадать тему нашего урока. На доске появляется запись деформированного слова ФОЛЬКЛОР (РОЛЬКЛОФ). - Что означает это понятие? Появляются ещё три слова: загадка, частушка, матрёшка. - Какое отношение имеют эти слова к фольклору? - Зачем мы изучаем фольклор? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока | Дети расшифровывают слово, объясняют, что фольклор – это народное творчество, загадка – жанр устного народного творчества, частушка – песенного народного творчества, матрёшка – это предмет декоративно-прикладного искусства. Тема урока: народное творчество в искусстве. |
3. | Обобщение знаний учащихся по теме «Жанры устного народного творчества» Письмо от Бабы Яги (8-10 минут) | - В нашу школу пришло письмо от Бабы Яги. Послушайте его: «Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки. Я живу одна в лесу С бородавкой на носу. Мне сорока донесла – В школе ладятся дела. Учителя там отдыхают, А ребята сами знания добывают. И чего в тех школах нет! И ноутбук и интернет. Но дети сказки не читают, Жанры русские не знают! Так хочу проверить я Ваши знания, друзья! Посылаю вам стихи – Укажите жанры вы. Вылетают злые гуси, За ответом для бабуси!» - У вас есть задания Бабы Яги. Прочитайте, обсудите, к какому жанру УНТ относится каждое произведение. На слайдах послания от Бабы Яги. - Что объединяет эти произведения? - А что такое матрёшка? | Дети слушают письмо, читают произведения, записывают ответы. Все произведения о матрёшках. |
4. | Рассказ о матрешках учителем (5-7 минут) презентация | Рассказ о матрешках | Ответы детей. Дети отмечают свои успехи в листе достижений. |
5. | Физкультминутка (1 минута) | | |
6. | Постановка проблемы (2-3 минуты) | Учитель показывает ребятам авторскую матрёшку и просит определить её тип. Выслушав ответы детей, делается вывод, что матрёшка имеет автора. - Такие матрёшки называются авторскими. И вы сегодня будете создавать свою авторскую матрёшку. Но помните, что в семье матрёшки должны быть похожи, поэтому обсудите в группах, как вы будете разукрашивать своих матрёшек, какой выберете орнамент. У вас на партах Лежат заготовки матрешек. Поэтому наши матрёшки будут и авторскими и народными одновременно. | Ответы детей |
7. | Творческая работа учащихся (15 минут) | Начинайте работу. | Дети раскрашивают фигурки матрёшек. |
8. | Рефлексия урока (5 минут) | Расскажите, какой орнамент вы выбрали для ваших матрёшек. Оцените свою работу. Рефлексия « Все у меня в руках» - Я могу - Я смогу | Презентация работ учащихся. |
9. | Итог урока (1 минута) | Оглашение результатов работы групп. Выявление самой активной группы и группы, у которой получились самые удачные матрёшки. Давайте сделаем из наших матрешек веселый хоровод, а водить хоровод – тоже наша русская забава. Спасибо за урок, мне было очень интересно с вами работать! | Самооценка работы групп. |
Приложение 1.
Спи, матрёшка, засыпай.
И мне спать не мешай.
Ты матрёшка, я матрёшка.
Каждая сестрица для младшей темница.
Вдруг пропали тапочки.
Внутри детки-крошечки.
И платочек завязать.
Веселиться крошечек. _____________________________