Просмотр содержимого документа
«Колодцы. Родники. Реки и озера Казахстана. Охрана воды.»
Открытый урок
Тема: Колодцы. Родники. Реки и озёра Казахстана. Охрана воды.
Цель: Сформировать знания учащихся о колодцах, родниках, реках и озёрах, их значении для животных и людей.
Определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека, выявить причины загрязнения воды и сформулировать способы ее защиты.
Задачи:
Формировать знания о полезных водах, их образовании. 2. Воспитывать экономичность в использовании воды, уважение и любовь к окружающему миру.3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, речь, наблюдательность, кругозор, внимание , умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции, умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом, умения решать экономические задачи. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде, умение работать в группе.
1.Орг. Момент. Сейчас у нас урок –познания мира. Что вы чувствуете?
Перед началом урока я попрошу вас, ребята, взять листочки с человечками на ступеньках. Закрасьте того, с кем из них вы себя ассоциируете.
Отложите в сторону. Мы вернёмся к нему в конце урока.
Эпиграфом урока будут слова французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери..так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
Работа новым материалом.
Сформулируйте тему урока. (Вода. Водоёмы. Охрана воды.)
-Какие водоёмы вы знаете?
Цель?
(Сформировать знания учащихся о колодцах, родниках, реках и озёрах, их значении для животных и людей. Определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека, выявить причины загрязнения воды и сформулировать способы ее защиты).
Чтобы работать плодотворно работаем в группе. Номер свой вы можете найти под стулом, котором сидите. Правила работы в группе вам известны. Соблюдаем правила.
1 группа – «Колодцы»
2 группа – «Реки»
3 группа – «Озёра»
4 группа – «Родники»
Задание. Ознакомьтесь с текстом. Изучите, расскажите товарищам
По методу «Карусель» вы должны рассказать материал своим товарищам.
( Слушайте звонки. 2 мин.+ 2 мин. +2 мин).
7.Физминутка ( под музыку волны моря).
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
А теперь поплывем дружно.
Делать так руками нужно
Вместе раз это брасс
Одной другой - это кроль.
Все как один плывем как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
4.Закрепление.
Игра «Хлопки» : ВОДА –НЕ ВОДА
Я называю слова, вы хлопаете.
Трава, облако,океан, луна, дым, родник, река, лес, лужа, море, колодец.
-Достаточно ли воды на планете Земля? («2/3- вода, суши 1/3 часть)
-Вся ли вода пригодна для питья? (3 %- пресной воды; 97 % - солёной)
- Пресная вода содержится где? (в ледниках, реках, озёрах, атмосферных осадках)
- Где скрывается ещё вода? (под землёй)
- Как используют подземную воду? (колодцы)
- Ребята, совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья. О природном составе воды нам расскажет Алдияр. Что же он узнал о составе воды?
Сообщение учащегося ( одарённый
Какие свойства имеет вода?
Опыт 1. Положите сахар. Вывод – вода растворитель.
Опыт 2. Положите соль и соду. Что произошло? (Образовалась минеральная вода)
Такие же процессы происходят под землёй.
-Как называется источник с минеральной водой? (АРАСАН)
- Наша Республика располагает богатыми ресурсами минеральных подземных вод, обладающих лечебными свойствами. Минеральные воды различаются по температуре и степени содержания в них газов и солей.
Демонстрация бутылок с минеральной водой.
- В настоящее время на территории Республики исследовано более 300 скважин минеральных источников, определены их лечебные свойства. На базе минеральных подземных вод действуют многочисленные санатории, курорты, дома отдыха.
- Одним из таких курортов является «Сарыагаш
Три вида минеральной воды –столовая, лечебная, купальная для ванн.
Охрана воды.
Рассмотрите картинки. Что вы видите?
-Выскажите своё мнение об увиденном на картинках.
Что произошло? Кто виноват в их гибели?
Сообщение (ученица)
Долгие годы человечество пользовалось природой. На берегу рек возводили плотины, строили промышленные предприятия. Воду в неограниченных количествах использовали для полива полей. В результате стали мелеть реки впадающие в озёра, высыхать озёра, моря. Ярким подтверждением является Аральское озеро и озеро Балхаш.
Реки Сырдарья и Амурдарья стали сильно мелеть из-за использования пресной воды. Дожди бывают редко. За 1 год из Арала испаряется до 1 метра слоя воды.
В результате Арал уменьшился в 2 раза. Участки высохшего Арала превратились в пустыню. Со дна высохшего моря ветром соль разносится на сотни км. Возникла опасность для здоровья людей.
Судьба Арала обернулась большой бедой для человечества. Учёные ищут способ спасения Арала. Однако это сложно.
Состояние Озера Балхаш также вызывает тревогу. После сооружения на реке Или КАпчагайского водохранилища уровень воды снизился на 2 метра. Сбрасываются сточные воды Балхашского медеплавильного комбината.
-Где вы, ваша семья использует воду? (Пьём, умываемся,стираем, делаем уборку помещений, купаемся). За израсходованную воду мамы платят деньги.
В группах будем работать над этой темой “Как мы можем сэкономить мамины деньги а значит экономно тратить воду ?” Наша совместная работа как раз и разрешит часть проблемы.
– Я хочу закончить наш урок словами В. А. Андреева:
(Памятки)
Давайте люди беречь все на земле: и воздух, и воду, и траву на земле!
Береги воду! Не засоряй! Не выбрасывай мусор в водоем!
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни
В завершение возьмите листочки на которых работали в самом начале урока. Оцените свою работу и работу товарища в группе. Пометьте себя на ступеньке. Поднялись ли вы выше?
Тест: «Вода».
Что называют родником? 1) подземные воды, которые пробиваются на склоне или возвышенности из-под земли в виде источника 2) вода, которую достают из вырытой в земле ямы 3) подземные воды, которые растворили в себе различные соли 4) вода, которая находилась между двумя водоупорными слоями и вырвалась наружу при бурении с большим напором
5. Как называются подземные воды, растворившие в себе различные соли? 1) родник 2) колодец 3) артезианский колодец 4) арасан или минеральные вода
6. Как называются колодцы, при бурении которых, вода пошла на поверхность под большим напором, потому что находилась между двумя водоупорными слоями? 1) полинезийский колодец 2) артезианский колодец 3) родник 4) арасан
7. Как называются искусственные углубления, впадины на поверхности Земли, заполненные водой? 1) родники 2) реки 3) пруды 4) озёра
8. Как называют начало реки? 1) русло 2) исток 3) приток 4) устье
9. Какие вещества загрязняют воду?
1) ил, песок, глина 2) сточные воды, пластик, мазут, нефть 3) камни, бутылки 4) дождевые воды
10. Самое крупное озеро Казахстана
1) Балхаш 2) Каспий 3) Арал 4) Зайсан
11. При какой температуре лед превращается в воду?
1) при нулевой 2) при отрицательной 3) при положительной 4) при +35 С
В завершение возьмите листочки на которых работали в самом начале урока. Оцените свою работу и работу товарища в группе. Пометьте себя на ступеньке. Поднялись ли вы выше?