Образ снежинки в лирическом шуточном стихотворениях
Тема: Рассказать о снежинках по-разному.
Задачи:
- сравнить точки зрения авторов на одну и ту же тему;
- познакомить учащихся с пейзажем в литературном произведении.
Время проведения: 2 четверть.
Возраст учащихся: 2 класс.
Количество часов: 1 час.
Оборудование урока:
- стихотворение К. Бальмонта
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
-Т. Лаврова
Посмотри, какое чудо
На моей ладошке,
Опустилась ниоткуда
Маленькая крошка!
С белой вьюгой прилетела
Лёгкая пушинка.
И на варежку мне села
Звёздочка снежинка
Снежинка чаровница
Танцует, веселится,
Как бабочка порхает,
Всё кружится, летает.
Возьму её в ладошку,
Приклею на окошко.
Нарядная картинка –
В окошке – чудо-льдинка!
С неба звёздочки летят.
Это снежный звездопад!
Все хрустящие, как льдинки,
В небе кружатся снежинки.
Я узорные снежинки
Нарисую на картинке,
Чтобы летом и весной
Были звёздочки со мной
? Используя предложенные вопросы и задания, обсудите в парах, чем отличаются и чем близки эти два стихотворения.
Каким настроением проникнуты каждое стихотворение?
2. Каким образом каждый автор передает это настроение? Найди в тексте подтверждение твоих мыслей.
Как ты думаешь, кто наблюдает за снежинкой в каждом стихотворении? Чем привлекает снежинка каждого «наблюдателя»?
Какие изобразительные средства языка помогают авторам рассказать о капле? Докажи своё мнение текстом.
Какое из стихотворений соответствует твоему настроению?
Какое из стихотворений можно назвать шуточным, а какое лирическим?
Беседа с учащимися.
Предложенные стихотворения о снежинках принадлежат перу разных авторов.
- Первое стихотворение написано известным поэтом К. Бальмонтом (Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) — поэт, прозаик и переводчик.Константин Бальмонт появился на свет 15 июня 1867 года во Владимирской губернии, где жил в течение 10 лет. Мать будущего писателя увлекалась искусством и литературой. Именно она с раннего детства прививала ему любовь к литературе и музыке.
В 1876 году К. Д. Бальмонт учился в Шуйской гимназии, а затем перевёлся во Владимир и проучился там до 1886 года. В этот же году Константин Бальмонт поступил в Московский университет, а через год его исключили.
Когда ему было 10 лет, поэт написал свои первые стихотворения, которые были раскритикованы его мамой. После этого Константин Бальмонт не притрагивался к написанию лирических произведений или прозы около 6 лет. Первые стихотворения поэта были напечатаны только в 1885 году в журнале «Живописное обозрение».)
- Второе мало известным поэтом Т. Лавровой ( По специальности – инженер-строитель, по натуре – творческий и жизнерадостный человек. Всегда любила свою профессию и с удовольствием занималась планировкой, благоустройством и озеленением городских территорий. Будучи человеком рисковым и оптимистом, сменила профессию, уйдя во внешкольную педагогику. Получила новую специальность, и много свободного времени. В 1989 году стала руководителем кружка "Рукодельница" в детском клубе "Подросток". Стала в дальнейшем директором клуба и старалась постоянно расширять свой кругозор, посещая различные выставки и изучая массу литературы по народному творчеству. В самом начале 2006 года совершенно неожиданно для себя начала писать стихи, сказки и песни, чего раньше никогда не делала.)
Комментарий. Учащиеся внимательно читают оба стихотворения, сравнивают их замыслы. Воплощенные разными способами: первый в лирическом стихотворении, а второй - в шуточном.
Начинаем разговор с детьми с определения настроения каждого стихотворения. Стихотворение К. Бальмонта вызывает восторг, наводит на размышление о жизни, стихотворение Т. Лавровой веселое, озорное.
Записываем названные настроения в два столбика:
К. Бальмонт «Снежинка» | Т. Лаврова. Снежинка |
переживание за снежинку, ведь вот-вот она может растаять, | радостное - посмотри, какое чудо На моей ладошке, Опустилась ниоткуда Маленькая крошка! |
радостное, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой». | смешное - - Снежинка чаровница Танцует, веселится, Как бабочка порхает, Всё кружится, летает. |
светлое, грустное - снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает представить чистый, беззащитный образ. | неожиданное – С неба звёздочки летят. Это снежный звездопад! |
- Кто же наблюдает за снежинко в первом случае? Взрослый человек, который наблюдателен, трогательный, душевный.
- А во втором случае тоже взрослый, веселый, неунывающий. Ему радостно от того, что он видит.
3. Выразительные средства.
- в первом:1) светло-пушистая снежинка, высь лазурная, лазурь чудесная, лучах блистающих, умелая (снежинка), сохранно-белая (снежинка), дорога дальняя, звезда кристальная
2) дорогой бурною
3) снежинка - легко проносится, на землю просится, лазурь ... покинула, дрожит, взметается, качается, утешена, крутится бешено.
- во втором: 1) маленькая крошка, лёгкая пушинка, снежинка чаровница
2) с белой вьюгой прилетела,
3)танцует, веселится, как бабочка порхает.
4. Прочитать учащимися оба стихотворения еще раз, чтобы высказать свое мнение о том, какое же стихотворение в данный момент им ближе по настроению.
5. Завершить урок можно творческой работой. Написать сочинение «Снежинка».
Используемая литература:
-Сайт Татьяны Лавровой: boxter.org
Страница автора на Стихи.ру
- биография К. Бальмонта
- учебник «Литературное чтение» 2 класс