Расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; cпособствовать формированию и развитию знаний о гриппе, симптомах болезни и ее профилактике.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Здоровый образ жизни"»
Тема:Что такое здоровый образ жизни школьника?
Автор-составитель: учитель начальных классов МБОУ «СШ №22 имени Маршала Сергеева» Пыхтина Дина Владимировна.
Класс: 4 Цель:
расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни;
содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
. Формируемые Универсальных Учебных Действий: Личностные УУД: формирование у учащихся активной жизненной позиции по данной проблеме, желание приобретать новые знания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения. Познавательные УУД: учить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни. Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальном, индивидуальном, групповом (малые группы).
Форма проведения:игра-диспут Оборудование: Плакаты: - Чистота – залог здоровья; - Чистота полезней – сохранит от всех болезней; - Здоровое питание- основа процветания; - Закалка, спорт, движение - всех целей достижение. «Модель ЗОЖ», карточки « Модель здорового образа жизни».
Ход классного часа
I. Организационный момент. - Здравствуйте, дорогие ребята! (Здравствуйте!) - А вы знаете что слово «здравствуйте» является волшебным! Как вы думаете, почему? (Ответ детей.) - Слово «здравствуйте» - это значит, пожелание другому человеку здравия, то есть здоровья и долгих лет жизни.
II. Раскрытие темы внеурочного мероприятия. - Ребята, а что такое здоровье? (- Здоровье - это главная ценность жизни; - Здоровье - это долгая счастливая жизнь; -Здоровье-это, когда ты весел и у тебя всё получается.) - Здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. - К настоящему времени в науке сложилась более 79 понятий «Здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающие определение. - Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет, физически и психически благополучен.) - Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. - По каким признакам мы узнаем, что человек ведет здоровый образ жизни? (Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня, не болеет, правильно питается.) Самое главное для здоровья - это умение человека работать над собой, над своим здоровьем. Все ученые сходятся в одном:чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
III. Работа над новой темой.
III.1. Интерактивная игра «Дерево здоровья».
Учитель. Перед вами «дерево здоровья» - мощное и красивое. (На доске иллюстрация дерева.) Вспоминая компоненты здоровья, мы будем украшать ими наше дерево.
Академик Амосов сказал: «Для здоровья одинаково необходимы 4 условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, умение организовать свой труд и отдых».
I. Первый компонент здоровья -рациональное питание.
Объясните значение фразы «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». (Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов.) Все верно, многие болезни - следствие избыточного и неправильного питания.
Творческим группам предлагаются следующие задания.
1-я группа.
Необходимо разделить продукты на полезные и условно вредные: творог, копченая колбаса, жевательная резинка, кефир, чипсы, рыба, кетчуп, яблоки, лимонад, сладости.
Примечание. Курсивом помечены полезные признаки.
2-я группа.
Распределите продукты па 4 группы по содержанию в них тех или иных витаминов.
Объясните, что скрывается за данными обозначениями на упаковках продуктов: Е-150, Е-450, Е-621, Е-950.
Ответ. Е-150 - красители (способствуют заболеваниям желудочно-кишечного тракта); Е-450 - солеплавители (ведут к нарушению процесса усвоения кальция, к хрупкости костей, отложению камней в почках); Е-621 - усилители вкуса (при частом применении могут вызвать слепоту, рост раковых опухолей); Е-950 - ароматизаторы (провоцируют астму и рост раковых опухолей).
- Какие же продукты наиболее полезны? Какую роль играют витамины? Какие продукты нужно выбирать? (Не содержащие добавок Е-....)
Учитель. Группы отлично справились с заданием, и на наше «дерево здоровья» мы помещаем первый компонент здоровья ( листок, на котором записано название) - РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
2. Второй компонент здоровья- движение. Далекие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. И сегодня фраза «Движение - это жизнь» остается верной. Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами - обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце.)
Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здровье.
ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ:
сидячее положение в течение длительного времени;
воздействие электромагнитного излучения монитора;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей;
стресс при потере информации
Академик Амосов сказал по этому поводу следующее: «Чтобы быть здоровым, нужны значительные и постоянные усилия. Но природа милостива, достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. А если это время удвоить, то и здоровье будет отличным».
Итак, на наше дерево мы помещаем следующий компонент здоровья - ДВИЖЕНИЕ.
3.Третий компонент-режим дня.
Вы являетесь учениками, а учеба - это тяжелый труд. И чтобы не переутомиться, нужно правильно организовывать свой день.
- Сколько часов должен спать ученик? Когда он должен ложиться спать? (Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки, а ложиться спать не позже 21 часа, так как. восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи.)
Но если проснуться все-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение «Просыпаюсь». Давайте вспомним его. (Все вместе выполняют упражнение.)
Упражнение «Просыпаюсь» включает в себя следующие движения:
1) Тянем за верхнюю часть уха вверх (3раза).
2) Тянем за мочки уха вниз (3 раза).
3) Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами (3раза).
4) Массируем козелки уха по часовой стрелке (3 раза).
5) «Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки).
- Чем полезно это упражнение? (Когда мы выполняем, это упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов.)
- Ребята, вы проводите в школе по 5-7 часов и, наверное, знаете, для чего нужны в школе перемены? (Перемены помогают отдохнуть от учебы, сменить умственный труд движением. Для этого же нужны и уроки физкультуры.)
Все верно, и при приготовлении уроков нужно делать перерывы - помогать по дому - или физические разминки.
Для любого человека, а особенно для пытливого и любознательного ученика очень важны здоровые глаза, ведь они воспринимают до 90 % информации об окружающем мире. Но известно, что у 30 % учащихся зрение понижается именно за годы учебы.
Ученицы напомнят вам некоторые упражнения гимнастики для глаз.
Упражнения для профилактики близорукости:
1) Зажмуривание глаз.
2) Далеко - близко.
3) Руки вперед, руки вверх (следить за кончиками пальцев).
4) Большим пальцем писать буквы.
Итак, мы говорили о том, что помогает сохранять работоспособность. Третий компонент - правильный режим дня.
4.Четвертый компонент здоровья-закаливание.
Правила закаливания:
• Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.
• Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
• Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от «микробного гнезда» в виде больных зубов, насморка, кашля и т. д.
• Закаливание нужно начинать после консультации с лечащим врачом.
• Обтирание водой, ванночки для рук и ног - это самые первые из закаливающих водных процедур.
• Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня; если заболел, то возвращайся к закаливанию только после выздоровления.
• Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
• Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов.
На дереве здоровья мы размещаем четвертый компонент здоровья - ЗАКАЛИВАНИЕ.
5.Пятый компонент здоровья- сон и личная гигиена.
Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.
Расскажите о своем режиме дня .
Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Пословицы:
1. От хорошего сна … Молодеешь
2. Сон – лучшее … Лекарство
3. Выспишься - … Помолодеешь
Правила гигиены
- Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с личной гигиены. - Воспользуемся словарём, выясним значение слова «гигиена». - Гигиена - раздел медицины, изучающий, как сохранить здоровье, а также система действий, направленная на поддержание чистоты.
- К ней относится чистота тела и ежедневный уход за полостью рта. Немаловажное значение также имеет выбор белья. Оно должно соответствовать климату, времени года и роду занятий. После возвращения из школы ученическую форму необходимо сменить на домашнюю одежду. Она должна быть удобной и лёгкой, это способствует отдыху.
Советы - Раз в неделю мойся основательно; - Утром, после сна, мой шею, уши, руки, лицо; - Каждый день мой ноги и руки перед сном; - Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игры, прогулки, общения с животными и т. д..
- Ребята скажите, почему в режиме дня обязательны водные процедуры? (Вода очищает наше тело.) - Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки.) - С чем это связано? (Ответ детей.) - Ребята, а вы знаете как нужно мыть руки? (1 ученик показывает, как правильно мыть руки) - Почему руки необходимо мыть с мылом? (Ответ детей.) - Мыло, уничтожает микробы. Поэтому руки надо обязательно всегда мыть с мылом, приходя с улицы или, выходя из туалета. - Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается именно под ними! Народная мудрость гласит: «Кто аккуратен, тот людям приятен».
6. Шестой компонент- отсутствие вредных привычек и положительные эмоции, доброжелательность.
ПРИВЫЧКА- поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. -То есть привычка- это то, что мы делаем постоянно. -А у вас есть привычки? (ответ детей) -Перечислите привычки, которые есть у вас, ваших сверстников. - Ребята, внимательно рассмотрите данные примеры:
-читать книгу, лежа в кровати;
-спать при включенном свете;
-чистить зубы, сидя за столом;
-писать в тетради, наклоняясь близко к ней.
-Ребята, можно эти привычки отнести к вредным? (ответ детей) -Ребята, а к чему приводят вредные привычки? (ответ детей)
Игра- тренинг «Нить добрых слов» Учащихся встают в круг. В руки одному дается клубочек. Начало нити он оставляет у себя, и, называя своего соседа добрым и ласковым словом, передает клубочек и т.д. В конце получается круг с нитью, натягивая которую учащимся предлагается почувствовать силу и взаимосвязь дружеских взаимоотношений. -Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает. Недаром Л. Н. Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
IV.Закрепление полученных знаний.
Игра "Да, нет"
1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? Да
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? Нет
3.Верно ли, что шоколадные батончики входят в 5-ку самых вредных продуктов питания? да
4 Правда ли, что бананы поднимают настроение? да
5.Верно ли, что от курения ежегодно помирают более 10000 человек? да
6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? Да
7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? Нет
8.отказаться от курения легко? Нет.
9.правда, что большинство людей не курит? да
10.Правда, что «совы» любят работать по утрам? нет
Игра «Вспомни пословицу».
А сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы и поговорки о здоровье.
Детям предлагают набор карточек, на которых написана часть пословицы. Нужно найти вторую часть.
«Береги платье снову, ... (а здоровье смолоду)».
«Болен - лечись, ... (а здоров - берегись)».
«Здоровье сгубишь - ... (новое не купишь)».
«Двигайся больше - ... (проживешь дольше)».
«Лук семь недугов... (лечит)».
«Было бы здоровье, ... (а счастье найдется)».
«Забота о здоровье - ... (лучшее лекарство)».
«Смолоду закалиться — ... (на весь век пригодится)».
VI. Подведение итогов классного часа -Мы открыли шесть секретов здоровья. Давайте ещё раз их повторим. 1. Правильное и регулярное питание.
2. Двигательная активность.
3. Режим дня. 3. Закаливание. 4 .Сон и личная гигиена. 5. Положительные эмоции и отказ от вредных привычек.
Здоровыйобразжизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
-А как вы думаете, достаточно ли только знать правила здорового образа жизни? (Ответ детей) - Эти секреты приносят пользу только тому, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят, что он ведёт здоровый образ жизни. Мы выбираем здоровы образ жизни? Все: – Да!
VII. Рефлексия. - Ребята, выскажитесь по внеурочному мероприятию, выбрав для себя начало фразы. На доске: сегодня я узнал… я понял, что… теперь я могу… я попробую… классный час дал мне для жизни… мне захотелось…
- Желаю вам сохранить здоровье на долгие-долгие годы, ведь здоровье – главное богатство для каждого человека. Спасибо вам, ребятки, за работу! Вы молодцы!