Ростовской области «Гуковская специальная школа-интернат № 12»
Классный час на тему:
«Моя семья-мое богатство».
1 класс.
Классный руководитель: Лелина Наталья Васильевна.
Октябрь 2025г
Цель: показать роль семьи в развитии младших школьников, формировать бережное отношение к семейным традициям, воспитывать любовь и уважение к своим близким, активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.
Основные задачи:
личностные:понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; воспитывать гордость за свою семью, уважение к родителям, чувство ответственности перед близкими людьми;
метапредметные: формировать умение защищать свою точку зрения, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, творческую активность, речь, выполнять проблемные задания;
предметные:знать и характеризовать ценности и традиции семьи, приводить в качестве примера и объяснять нравственные качества членов семьи, продолжить работу по сплочению коллектива учащихся и родителей.
Виды деятельности: фронтальный опрос, беседа, обсуждение, работа в группах.
1. Выставка рисунков на тему «Папа, мама, я – дружная семья!».
2. Выставка фотографий «Загляните в семейный альбом»
3. Выставка работ «Древо моей семьи».
Ход классного часа:
Учитель: - Ребята, сегодня, у нас необычный классный час. К нам пришли гости, поприветствуйте их.
А говорим мы с вами о том, что всегда в нашем сердце? И где бы мы с вами не находились, в минуты радости и горя, нас всегда там поддержат и утешат, помогут и дадут нужный совет, потому, что там нас просто… любят.
- Догадались, о чем - это я говорю? ДЕТИ: - ( О семье)
СЛАЙД 1
Учитель: - Правильно, ребята, семья для человека самое главное богатство на Земле, но сначала немного предисловия.
АВТОР: - Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. (СЛАЙД 2)
Однажды Луна спросила у Звездочки:
ЛУНА: - Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный?
АВТОР:- Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила:
ЗВЕЗДОЧКА: - Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой.
ЛУНА: - А в какие ночи твой свет становится ярким?
ЗВЕЗДОЧКА: - Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?
ЛУНА: - И ты узнала тайну спешащих странников?
ЗВЕЗДОЧКА: - Да, узнала,
- Однажды, я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…
ЛУНА: - А какими были его глаза?
ЗВЕЗДОЧКА: - Они светились в темноте от счастья и радости,
– Чему ты радуешься, странник,- спросила я?
АВТОР: - И он ответил:
СТРАННИК: - «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить, даже невозможное».
АВТОР: - Звёздочка замолчала, а потом ответила:
ЗВЕЗДОЧКА: - «Вот с той самой поры, я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
АВТОР: - Луна посмотрела на Звёздочку и спросила:
ЛУНА: - Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящую тебя, которая бы помогла тебе делать людей счастливыми?
ЗВЕЗДОЧКА: - А разве это возможно?
АВТОР: - Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд,
которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: СЛАЙД 3 (со звездами)
«Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»
УЧИТЕЛЬ: - Вот видите, ребята, что значит, когда есть семья.
УЧИТЕЛЬ: - Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе, это наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорят: "Семья – это печка: когда холодно, все к ней собираются".
СЛАЙД 4
УЧИТЕЛЬ:
- А знаете ли вы, что 2024 год, по указу нашего президента В. В. Путина, объявлен годом семьи?
- Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению друг к другу.
(стихи)
Ученик 1: - Какое красивое слово семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. Здесь нас нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и открытий!
CЛАЙД (7 я) и слово СЕМЬЯ
Ученик 2: - Семья - это семеро таких же, как я. И, правда, в семье, все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером. Могут быть общие увлечения и занятия. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Поэтому, оно говорит нам, что семья - это единое целое.
Ученик 3: - Всё начинается с семьи:
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старины докучливые стрелы:
Всё начинается с семьи.
Учитель. – А сейчас, ребята, давайте, попробуем к каждой букве из слова «СЕМЬЯ» подобрать имена прилагательные:
- (какая же она бывает семья?) (ответы детей)
«С» - счастливая, спортивная, современная
«Е» - единая, единственная, единомыслящая
«М» - милая, музыкальная, многодетная
«Я» - ясная, яркая
Учитель: - У нас в классе есть 15 разных семей: 7 из них - многодетные семьи, одна - приемная семья.
(Ребята сейчас нас и познакомят со своей семьей)
Овечкина М.-7 детей, Крылов В.- 6д., Шамрай У.-3д., Жерневский М.-3д., Прибавина А.-3д., Поликарчик М.-4д., Новикова В.
Учитель: - Молодцы, ребята, но есть ещё одна тайна у этого слова.
- Оно произошло от слова "семя".
СЛАЙД (семя и колосок)
Учитель: - А как вы думаете, почему?
- (Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого потом рождаются и вырастают дети, как из зерна - колосья).
Учитель: - Да, ребята, семья - это дом, это папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сестры. Это любовь и забота, труд и радость, привычки и традиции.
-А что же такое - традиции?
- А какие традиции есть в вашей семье? (Выступления детей о семейных традициях с показом фотографий).
УЧИТЕЛЬ: - О семье сложено много пословиц, в них заключается народная мудрость, у вас на столах лежат карточки с рассыпанными пословицами. Давайте, соберем их.
(каждая группа собирает рассыпанные пословицы)
Где любовь да совет, там и горя нет.
Лучший клад, когда в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своём доме и стены помогают.
Семья вместе, /так и душа на месте.
Семья в куче – /не страшна и туча.
Семья без детей, /что цветок без запаха.
Согласье да лад /в семье клад.
(Группы собирают пословицы, читают их)
Учитель: - Ребята, а можно наш класс назвать – семьей?
(Ответы детей)
- Да, наш класс – это наша семья, крепкая и дружная. Вместе вы уже почти три года. В классной семье тоже должна быть дружба, уважение, взаимопомощь. Вместе вам предстоит не только учиться, но и играть, веселиться, грустить и радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. К концу обучения в школе, вы, станете друг другу почти родственниками, вы будете знать всё друг о друге, а если надо приходить друг другу на помощь.
- Чтобы наша школьная семья была дружной и доброй, нужно соблюдать некоторые правила. Я предлагаю вам составить правила взаимоотношений дружной семьи.
(звучит музыка)
ИГРА: «Цветок Доброты».
УЧИТЕЛЬ: - У вас на партах лежит цветочек, но он еще без лепестков, ваша задача прикрепить к нему подходящие лепестки так, чтобы в вашей семье всегда была дружба, взаимопонимание, и только самое хорошее.
(На лепестках написаны положительные качества и отрицательные)
- Пусть этот цветок принесет и нашей классной семье, и вашим семьям дома, лишь только хорошее.
Тренинг «Семейный очаг».
УЧИТЕЛЬ: - У меня в руках свеча, это символ семейного очага. И я предлагаю, чтобы наша классная семья была дружной и сильной, встаньте все в круг и произнесите по очереди пожелание для своих одноклассников.
- Наш классный час подходит к концу, и я еще раз хочу вас спросить, так что такое семья?