kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час : «Не перевелись ещё богатыри на земле русской!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представлений о целостности окружающего мира; расширение знаний учащихся о человеке и о его месте в обществе, значимость каждого субъекта в социуме; знакомство с искусством Русского Севера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классный час»

1. Пояснительная записка

1.1 На современном этапе развития образовательных систем отличительной особенностью является концентрация внимания на использование региональных возможностей в образовании и воспитании подрастающего поколения. Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, к богатству и красоте окружающего мира. В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.

1.2

Цель программы курса «Морянка» – пробудить познавательный интерес к современному городу, сохранившему культурное наследие прошлого.

Одной из задачей данной программы является – воспитание сознательного эмоционально-ценностного отношения к городу.

В 3 классе данный блок раскрывает тему: «Труд на радость себе и людям». Обобщающим уроком по данной теме является классный час.













Тема занятия: «Не перевелись ещё богатыри на земле русской!»

Форма занятия: мастерская – умельца

Класс: 3

Триединая цель:

  • Образовательный аспект.

Формирование представлений о целостности окружающего мира; расширение знаний учащихся о человеке и о его месте в обществе, значимость каждого субъекта в социуме; знакомство с искусством Русского Севера.

  • Развивающий аспект.

Создавать условия для развития логического мышления и наблюдательности; развивать умения сопоставлять, обобщать и анализировать факты, события происходимые и происходящие в истории страны, города.

  • Воспитательный аспект.

Создавать условия для формирования духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; воспитывать культуру общения детей при работе в группе, привитие любви и уважения к родному городу, месту, где ты родился.

1.3 Формы организации деятельности:

  • общеклассная – фронтальная;

  • исследовательский диалог;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Технология педагогических мастерских. Её основная идея: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие. Общение и обмен информацией, а также интегрированная организация познавательного процесса через реализацию игровых и проблемных видов деятельности.

Данная технология позволяет каждому ребёнку ощутить радость собственного открытия, свою значимость, уважение неповторимости другого. Она приемлема и успешно реализуется на различных учебных предметах, в том числе на занятиях по программе «Мой город».

Информационная технология позволяет быстро, своевременно, мобильно донести информацию до учащихся. Одним из способов является презентация. В данном уроке она используется на протяжении всего хода занятия. Это позволяет более эффективно ввести новую информацию, эмоционально воздействуя на учащихся, организовать процесс поиска нового знания и его обобщение.

Методы обучения:

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • практический;

  • наглядный.

Формы реализации методов:

  • самостоятельная работа;

  • беседа;

  • демонстрация изделий;

  • драматизация;

  • презентация.

Средства обучения: наглядность, раздаточный материал, карточки с заданиями, видеофильм Б.А.Титова « Край наш северный», музыкальное сопровождение – песня ВИА «Цветы», «Богатырская наша сила», мультимедийная установка, презентация, оформление кабинета.

1.4 Ожидаемые результаты. К прогнозируемым результатам можно отнести следующие знания, умения и навыки школьников.

  • Учащиеся должны знать:

народные промыслы и отдельные достижения горожан в области науки и культуры.

  • Учащиеся должны уметь:

составлять небольшие рассказы о малой родине, её культуре, интересных людях города Коряжмы, в доступной форме пропагандировать знания о своём городе, лично участвовать в написании истории города.

  • Учащиеся должны обладать следующими навыками:

применять знания в практической деятельности, проявлять эстетическое отношение к окружающей действительности.

  • Совершенствуются коммуникативные умения, развивается логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать.



























2. Содержательная часть работы


2.1 Сценарий классного часа


1. Организационный момент.

Добрый день, гости дорогие,

Добры молодцы, красны девицы!

Приветствуем вас, гости знатные, да прекрасные!

Мы рады гостям, как добрым вестям!

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

1 слайд: репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»

Музыкальный фон ВИА «Цветы», песня «Богатырская сила», вступление.

Н.Рубцов

Перекликаясь с теми, кто прошел.

Перекликаясь с теми, кто проходит.

Здесь русский дух в веках произошёл,

И ничего над ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века

И пусть травой покроется дорога

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака.

Индукция. (Фронтальная работа.)

- Богатыри.… Как вы думаете, кого можно назвать богатырём? Среди нас встречаются богатыри?

Самоконструкция. (Индивидуальная работа.)

-Запишите человеческие качества, которые были присущи богатырям.

Социоконструкция. (Групповая работа.)

-Обсудите в группах вашу работу. Выберете наиболее важные качества. Дополните ряд записанных слов.



Афиширование. (Исследовательский диалог.)

-Прочитайте, какие качества отличают богатырей. Объясните свой выбор. Каким цветом можно их изобразить?

(3 слайд: нравственные качества богатырей.)

-Богатыри – защитники земли русской - Отечества, Отчизны, Родины.

3. Разрыв. Открытие нового знания.

4 слайд: фрагмент фильма «Край наш Северный» Б.А.Титова.

1-й чтец О.Фокина

Простые звуки Родины моей -

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье,

Под шорох созревающих полей.

Простые краски северных широт

Румяный клевер, лён голубоватый

И солнца блеск, немного виноватый,

И – облака, плывущие вперёд.

-Скромна северная природа, в ней нет ярких красок. Главное украшение нашего северного края это – люди: искренние, открытые, творческие, им подвластно всё! Подтверждение этому – пословицы.

Групповая работа. Соотнесение начала и окончания пословиц.

– Начало - есть, концовка заблудилась.

Скромность –

Наш сокол мал,

Лицом не хорош,

Умные руки –

не знают скуки.

всякому к лицу.

да удал.

да душою пригож.

Проверка работы.

5 слайд: «Умные руки – не знают скуки»

Физкультминутка. Дети выполняют упражнения для рук, эмитируя движения по содержанию стихотворения.

Левая и правая – строят города,

Левая и правая – водят поезда,

Левая и правая – умеют шить и штопать,

Левая и правая – умеют громко хлопать.

4. Мастерская умельца.

6 слайд: «Птица счастья – щепная птица»

2-й чтец В. Ноговицын

Время минет. И всё проститься.

И покажется пустяком.

Птица счастья – щепная птица

Приютилась под потолком.

Может сказки это, поверья,

Что нам благо она несёт?

Распластала резные перья,

Приготовясь пуститься в лет.

Долго будет на нитке виться…

Почему же чудес хочу?

«Оставайся, щепная птиц

Ей по детски шепчу, шепчу.

- Существовала раньше легенда о синей птице, кто её увидит, найдёт своё счастье. Вот и пошла традиция, стали люди делать птиц из дерева и вешать их под потолок, как солнышко в небе.

Групповая работа. Составление общего образа «птицы счастья» из отдельных элементов, разрезанной иллюстрации.

Попробуйте, составьте образ птицы.

- Почему у вас так быстро получилось? Как вы думаете, человеку так же быстро удавалось превратить деревянную чурку в птицу?

7 слайд: «Добрый разум – наживёшь не сразу»





- Как родилось в народе поверье об этой птице?

1-й чтец.

Сказывали старики, дело было давно. В одной бедной семье тяжёлой болезнью захворал ребёнок, против которой все знахари – лекари были бессильны. Лежал малыш укрытый звериными шкурами. Отец его сидел и делал дранки для корзин. Ребёнок, устав лежать, спросил: «Тятька, а скоро лето – то?»

2-й чтец.

«Скоро, скоро, сынок, ещё немножко, и будет лето», - ответил отец. Ему пришла в голову мысль – подвесить под потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он – и сделал птицу: головка, крылышки, хвост – всё при ней, как у настоящей. Подвесил её к потолку у огня, и птица вдруг ожила, закружилась, крылья её задвигались в струях горячего воздуха, который шёл от огня.

3-й чтец.

Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивали, как вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

4-й чтец.

В прежние времена драночные птицы водились в каждой избе, а сегодня мастеров, которые их делают – единицы. У нас в Коряжме это Борис Александрович Титов – фотограф, режиссёр, философ, ценитель фитотерапии, исследователь, редчайший мастер своего дела – мастер «золотые руки».

- Сегодня Борис Александрович у нас в гостях. Талантливый человек – талантлив во всём. В начале урока мы видели фрагмент фильма «Край наш Северный» - это творение его рук, его души и сердца. Еловая чурка превращается по волшебству в «птицу счастья».

-Борис Александрович, кто вас научил этому ремеслу? Говорят – первый блин комом, быстро ли «далась вам в руки» щепная птица? Как долго вы учились этому ремеслу? Как же всё происходит, поведайте нам, приоткройте тайну…

Рассказ мастера о технике изготовления драночной птицы.

Выполнение работы с соблюдением всех тонкостей технологии.

9 слайд: «Терпение и труд всё перетрут»

5. Выступление детей.

Драматизация сказки «Колосок»

Ведущий.

Жили – были два мышонка.

Можете на них взглянуть.

Одного из них звать Вертем,

У другого кличка – Круть.

С ними жил и петушок,

Золотистый гребешок.

Мыши целый день играли,

Пели песни и плясали.

Круть и Верть

Как прекрасно мы живём,

Мы живём, мы живём.

Дружно пляшем и поём,

И поём, и поём.

Ведущий

А прилежный петушок,

Золотистый гребешок

Рано утром просыпался,

За работу принимался.

Петух (сова сопровождаются

Надо мне в избе убрать,

Застелить свою кровать.

После веник принести,

Чисто дворик подмести.

Ведущий

Подметал двор петушок

И нашёл там колосок.

Петух

Круть и Верть, сюда бегите,

Что нашёл я, посмотрите!

Это мне за труд награда.

Круть и Верть

Обмолотить его бы надо.

Петух

Конечно! Только колосок

Кто обмолотит нам?

Круть. Не я!

Верть. И, чур не я!

Петух. Тогда обмолочу я сам. (Уходит с колоском.)

Ведущий

Петушок молотит колок,

А мышата прыгают: прыг, скок.

Круть и Верть

Как прекрасно мы живём,

Мы живём, мы живём.

Дружно пляшем и поём,

И поём, и поём.



Петух (возвращается с мешком в руках)

Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть,

Не хотите ли в мешок мой заглянуть?

Я работал долго, сколько было сил.

Гляньте, сколько я зерна намолотил!

Круть и Верть

Чтоб состряпать пироги,

Надо намолоть муки.

Петух

Кто ж на мельницу пойдет?

Муки намелет, принесёт?

Круть Чур не я!

Верть И чур не я!

Петух Снова очередь моя!

Ведущий

Взвалил на плечи он мешок,

На мельницу сам поволок.

А мышата бегают, резвятся,

Топают ногами, веселятся.

Круть и Верть

Как прекрасно мы живём,

Мы живём, мы живём,

Дружно пляшем и поём,

И поём, и поём.

Петух

(возвращается с мешком муки)

Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть.

Не хотите ли в мешок мой заглянуть?

Я работал долго, сколько только мог.

И муки нам намолол большой мешок.

Круть и Верть

А теперь из смолотой муки

Надо бы испечь нам пироги.

Петух

Я хочу, мышата, вас спросить:

Кто же тесто будет нам месить?

Круть Чур не я!

Верть И чур не я!

Петух Снова очередь моя! (Начинает месить тесто)

Ведущий

Замесил петушок тесто,

Огонек в печи развёл,

Все дрова сложил на место

И пирог в печи испек.

За стол уселся петушок,

А Круть и верть уж тут как тут.

Круть Поесть нам было б хорошо!

Верть Сейчас пирог нам подадут!

Петух

Подождите, подождите

Вы сначала мне скажите:

Кто с утра нам двор подмёл?

Колосок кто там нашёл?

Круть Ты с утра нам двор подмёл.

Верть Колосок ты там нашёл,

Петух

Кто его обмолотил?

Кто на мельницу носил?

Круть Ты его обмолотил.

Верть Ты на мельницу носил.

Петух
Кто же тесто нам месил?

Кто же нам дрова носил?

Круть Ты нам тесто замесил.

Верть И дрова нам ты носил.

Петух

Кто в печи огонь разжёг?

Кто пирог для нас испек?

Круть Ты в печи огонь разжёг.

Верть И пирог в ней ты испек

Петух

Ну, а вы чем занимались?

Вы помочь мне хоть старались?

Что молчите? Да иль нет?

Ведущий

Что мышам сказать в ответ?

Из-за столика со вздохом

Стали мыши вылезать.

Петух

Вы поступили очень плохо,

Я вас не буду угощать!

Ведущий

Мораль этой сказки довольно ясна.

Нельзя быть лентяем, внушает она.

Ведь если не будем мы честно трудиться,

То нашим мечтам не воплотиться!


- Борис Александрович, а что для вас значит «птица счастья»?

Счастье – это когда в семье покой, благополучие, понимание и любовь.

10 слайд: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Счастье – это радость, праздник, ну а как в праздник без песен и частушек?

Выступление детей.

Мы в Коряжме живём,

Вкусны шанежки печём.

И частушек много знаем,

Все сейчас для вас споём!



Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.



Любим спортом заниматься:

Прыгать, бегать, кувыркаться.

А зима настанет –

Все на лыжи встанем.


Мы девчата боевые,

Не видали вы таких.

Если петь – так в трехголосье,

Танцевать за пятерых!

Мы девчонок своих любим,

Можем смело вам сказать.

«Очень трудные задачи –

Будем мы за них решать!»


Во саду ли, в огороде

Пели вам частушки.

Очень просим извинить,

Коль устали ушки!

5.Подведение итогов. Разрешение проблемы. Рефлексия.

11 слайд: «Красна птица перьями, а человек уменьями»

12 слайд: репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря»

- Нет, не перевелись ещё богатыри на земле русской… И пусть на них нет доспехов – их могущество в силе духа, верности делу, преданности Родине. На них держится мир.

- В чём же богатство северного края, нашей Родины?

- Да. Главное богатство – это люди.

13 слайд: «Наше богатство…»

- О своих земляках, о наших горожанах последняя книга Владимира Ноговицына «Коряжемский вальс». Вот они богатыри земли русской.

14 слайд: «Богатыри земли русской»

- Титов Борис Александрович – наш гость, мастер «золотые руки», человек которому многое хочется уметь и знать.

- Семья Черемисиных Александра Владимировна и Николай Павлович. Свою жизнь они посвятили самому милосердному делу – врачевание. «У неё – дар Божий», - говорят об Александре Владимировне десятки тысяч пациентов. Она дарила людям надежду на выздоровление и ей верили, ей доверяли самое дорогое - жизнь.

- Бобкова Надежда Семёновна – всё лучшее в её жизни связано со школой. Ей она и посвятила всю свою жизнь. Сначала училась в нашей школе, а, получив образование, стала учителем в своей родной школе - преподавала русский язык и литературу. «Я любила свою профессию» - говорит Надежда Семёновна. А разве можно проработать в школе 45 лет без любви?

- Алексеев Василий Иванович – десятилетие он поражал мир своими немыслимыми рекордами! Доказывал, что человек способен на многое. Но мускулы не показатель силы. Упорство, воля – вот главное! И цель. Он даже к автографу неизменно пририсовывает штангу. И цифры пишет – 645. Это его лучший результат в тяжелоатлетическом троеборье. Вряд ли вы знаете: Алексееву поставлен памятник в Америке. И в энциклопедиях он, и в Книге рекордов Гиннеса, и в десятке лучших спортсменов ушедшего века опять – такт Василий Иванович. А о нашем городе он всегда говорит «наша Коряжма», «моя Коряжма».

И это только начало. Со страниц книги мы узнаём наших земляков – тружеников, героев, защитников, неравнодушных людей. Их не единицы, а десятки, те с кого можно брать пример.

- Есть ли богатыри в наше время? Кто они?

Конечно же, есть! Да не оскудеет земля русская !

И вы маленькие жители нашего города учитесь, дерзайте, творите. Наше будущее, будущее нашей страны в ваших руках.

Нет, не перевелись и не переведутся богатыри на Земле русской!












Приложение.

Раздаточный материал.


Создание цельного образа «птицы счастья».

Выступления учащихся. (Фотографии)



Гости занятия.



Мастер – умелец Б.А. Титов.


Журналист, поэт, писатель, автор книги «Коряжемский вальс» - В.В. Ноговицын.


Книга о тружениках города Коряжма «Коряжемский вальс».


18



Просмотр содержимого презентации
«Не перевелись ещё богатыри на земле русской»

Мой город  -

Мой город -

Богатыри:

Богатыри:

  • Целеустремлённые
  • Мужественные
  • Миролюбивые
  • Сильные духом
«Край наш Северный»

«Край наш Северный»

щеп ная дран очная

щеп ная

дран очная

Титов Борис Александрович

Титов Борис Александрович

«Коряжемский  вальс» Владимир Валерьевич Ноговицын

«Коряжемский

вальс»

Владимир Валерьевич Ноговицын

Вот они богатыри земли русской! Алексеев Василий Иванович Титов Борис Александрович Бобкова Надежда Семёновна Черемисины Александра Владимировна, Николай Павлович

Вот они богатыри земли русской!

Алексеев Василий Иванович

Титов Борис Александрович

Бобкова Надежда Семёновна

Черемисины Александра Владимировна, Николай Павлович


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час : «Не перевелись ещё богатыри на земле русской!»

Автор: Ластина Марина Николаевна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства