Данная работа рекомендуется проводить в конце учебного года.
Содержание комплексных заданий ( 1 вариант, текст, основная часть, дополнительная часть)
Традиционная пища хакасов.
В подтаёжной зоне Хакасии население сочетало скотоводство с земледелием, поэтому в пищу широко употреблялись и мучные изделия. Самым популярным видом злаковых на Саяно-Алтае является ячмень. Из него делали знаменитый талкан (талган), употреблявшийся широко в пище хакасов. В каждом хозяйстве держали специальный инвентарь для его приготовления. Сюда относились: железная чаша, деревянная ступа, ручная веялка и ручная мельница. Сначала ячмень обжаривали в железной чаше. Жареный ячмень получал название арба. Затем его рушат в ступе до тех пор, пока не отделится мякина. Работа тяжёлая, поэтому всякий, зашедший в юрту, обязан был немного помочь хозяйке, хотя бы один-два раза ударить пестом в ступе. Рушеный ячмень провеивали на ручной веялке и затем мололи на ручной мельнице. Под мельницу подстилали подстилку, сделанную из шкуры или бересты, куда сыпался готовый талкан. Хакасы хранили талкан в кожаном мешке. Талкан в нем не сыреет и не мякнет. Такие мешки обычно брали с собой охотники в тайгу.
Из талкана готовили популярную кашу (талган потхы). В казан с кипящей водой насыпали талкан и, перемешивая, доводили кашу до готовности, солили по вкусу. Перед употреблением заправляли маслом. Ее любили готовить охотники в тайге. Второй вид каши из талкана (сатырма) готовился на масле. В чашу с кипящим маслом насыпали талкан, добавляли крупу и кедровый орех. Сатырма считалась детской пищей. По-русски эти виды указанной каши называются саламатом. Талкан, смешанный с жиром или маслом, называется (наспах). Его готовили следующим образом. Сырое внутреннее сало лошади, медвежье сало или курдюк овцы крошили и толкли в ступе вместе с талканом. Вкусный наспах готовили из талкана, пропитанного конопляным маслом. Для этого семена конопли толкли в ступе вместе с талканом. Проще всего наспах получали из талкана, смешанного с растопленным маслом.
Хакасы пекли белые булки и черный хлеб, умели жарить пирожки и научились делать блины. В сковороде на масле женщины пекли лепешки (чалбах). Готовили их из кислого теста, заквашенного на айране. В специальной сковороде с ячейками жарили на жиру своеобразное печенье (поорсах). Для него замешивалось пресное крутое тесто на молоке, сметане, масле и яйцах. Хакасы делали большие пироги (курмек) из кислого теста. Между двумя слоями раскатанного теста клали рубленое мясо с салом и луком или очищенную рыбу с картофелем. Пирог (курмек) укладывали в сковороду и пекли в печи. Этот вид пирога был распространен только среди подтаежного населения Кузнецкого Алатау и, вероятно, (как курник) был заимствован от русских.
Современные хакасы любят готовить и употреблять в пищу талкан с молотой черёмухой, маслом и сахаром. Это блюдо можно назвать тортом.
5. Проверь свою запись, если надо исправь ошибки в этом предложении.
6. В выписанном предложении найди и запиши слова с твёрдыми согласными звуками. ____________________________________________________________
7. В выписанном предложении найди и запиши одно слово с проверяемой безударной гласной в корне слова с проверкой. ______________________________________________________________________
8. Каким хозяйством занимались хакасы в ранние времена? Найди ответ в тексте и напиши. ________________________________________________________________
13. Задача. На праздник привезли 16 коробок печенья, а коробок с пирожками в 3 раза больше. Сколько всего коробок печенья и пирожков привезли на праздник?
Ответ: ____________ коробки
14. Найди периметр и площадь огорода для земледелия со сторонами 400 м и 20 м.
Ответ: _________ м, ___________ м2.
15. Выполни морфологический разбор слов в предложении.
В специальной сковороде с ячейками женщины жарили на жиру своеобразное печенье.
Слово
Часть речи
Слово отвечает на вопрос кто? или что?
Число
Род
Вопрос к слову в предложении
(падеж)
(в) сковороде
(с) ячейками
женщины
(на) жиру
печенье
16. Почему хакасы занимались скотоводством и земледелием? Напиши свой ответ словами из текста. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Соедини стрелкой слово и соответствующий состав изготовления блюда.
лепёшки
талкан
печенье
пирог
Хакасы делали большие пироги (курмек) из кислого теста. Между двумя слоями раскатанного теста клали рубленое мясо с салом и луком или очищенную рыбу с картофелем.
Для него замешивалось пресное крутое тесто на молоке, сметане, масле и яйцах.
Современные хакасы любят готовить и употреблять в пищу талкан с молотой черёмухой, маслом и сахаром. Это блюдо можно назвать тортом.
Готовили их из кислого теста, заквашенного на айране.
План комплексных заданий.
Часть рабо-ты
Номер задания
Учебный предмет, раздел/тема
Проверяемые умения и учебный материал
Уровень сложности задания
Максималь- ный балл
О
с
н
о
в
н
а
я
ч
а
с
т
ь
По усмотрению учителя
Чтение,
навыки чтения
Осознанное чтение художественного произведения «про себя» без учета скорости.
В баллах не оценивается
1
Задания с выбором ответа. В этих заданиях предполагается один правильный ответ.
Различие жанров художественной литературы(сказка, рассказ, басня), их классификация.
Базовый
1
2.
Задания с выбором ответа. В этих заданиях предполагается один правильный ответ.
Поиск необходимой информации в тексте.
Базовый
1
3.
Задания с выбором ответа. В этих заданиях предполагается один правильный ответ.
Поиск необходимой информации в тексте.
Базовый
1
4.
Задания, требующие самостоятельного ответа.
Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос
Базовый
1
5.
Русский язык, правописание
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение .
Базовый
1
6.
Русский язык, фонетический анализ слова.
Проверка знаний о фонетике.
Базовый
1
7.
Русский язык, безударная гласная в корне.
Проверка знаний о безударных гласных в корне, проверяемые ударением.
Базовый
1
8.
Окружающий мир
Проверка знаний занятости населения.
Базовый
1
9.
Русский язык, состав сложных слов
Умение выделять корни в сложных словах
Базовый
1
10.
Математика числа и величины
Умение соотносить вопрос задачи и выражения для ее решения, понимать смысл арифметических действий (деления)
Базовый
1
11.
Окружающий мир.
Сравнение вкусовых качеств предметов.
Базовый
1
12.
Математика числа и величины
Вычислительные навыки при решении косвенных задач, выполнение действий умножения и деления (внетабличный случай)
Базовый
1
12 заданий базового уровня
Максимальный балл - 12
Дополнительная часть
Часть рабо-ты
Номер задания
Учебный предмет, раздел/тема
Проверяемые умения и учебный материал
Уровень сложности задания
Максималь- ный балл
Д
о
п
о
л
н
и
т
е
л
ь
н
а
я
ч
а
с
т
ь
13.
Математика, числа и величины
Проверить знание решения задач на увеличение числа в несколько раз и суммы.
Повышенный балл
2
14.
Математика, периметр и площадь.
Проверить знания нахождение периметра и площади, умножение и сложение круглых чисел.
Повышенный балл
2
15.
Русский язык, морфология
Проверить знания уметь определять род, падеж, число имён существительных.
Повышенный балл
2
16.
Чтение, работа с информацией
Первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее эти связи суждения из ряда предложенных
Повышенный балл
2
17.
Чтение, развитие речи.
Окружающий мир, человек и природа
Первичное умение находить в тексте ответы на заданную тему.
Знание терминов и понятий.
Повышенный балл
2
Всего 5 заданий повышенного уровня
максимальный балл - 10
Рекомендация по подведению итогов комплексной работы.
В основной части 12 заданий базового уровня, максимальный балл -12.
В дополнительной части 5 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 10.
За верно выполненное задание в основной части ставится 1 балл.
За верно выполненное задание в дополнительной части ставится 2 балла. Если при выполнении задания допущена 1 ошибка, ставится 1 балл.
По количеству допущенных ошибок учитель снижает количество баллов.
Общая сумма баллов -22
Оценка «5» - 22 -19
Оценка «4» - 18 -15
Оценка «3» - 14 - 7
Оценка «2» - 6 - 0
Ответы к заданиям.
1
3
2
2
3
1, 3
4
Хакасы хранили талкан в кожаном мешке.
5
Правильное письмо.
6
Хакасы, талкан, кожаном
7
Хранили – охрана
8
В подтаёжной зоне Хакасии население занималось скотоводством и земледелием.
В сковороде – сущ.,что?, ед. ч., ж. р., в чём?, П. п.
С ячейками - сущ.,что?, мн. ч., ж. р., с чем?, Т. п.
Женщины - сущ.,кто?, мн. ч., ж. р., кто?, И. п.
На жиру - сущ.,что?, ед. ч., м. р., на чём?, П. п.
Печенье - сущ.,что?, ед. ч., с. р., что?, В. п.
16
17
Лепёшки - Готовили их из кислого теста, заквашенного на айране.
Талкан - Современные хакасы любят готовить и употреблять в пищу талкан с молотой черёмухой, маслом и сахаром. Это блюдо можно назвать тортом.
Печенье - Для него замешивалось пресное крутое тесто на молоке, сметане, масле и яйцах.
Пирог - Хакасы делали большие пироги (курмек) из кислого теста. Между двумя слоями раскатанного теста клали рубленое мясо с салом и луком или очищенную рыбу с картофелем.