II. Мотивация к учебной деятельности. Подготовка к работе на основном этапе. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | 6 мин. 5 мин. | - Подумайте и скажите, что помогает композитору в создании музыкального произведения? - А художнику? - А писателю? -С помощью слов писатели создают интересные, красивые, мудрые произведения. -Что нужно делать, чтобы понять художественные особенности литературного произведения и выяснить, чему оно учит? -Какие жанры литературных произведений вы уже знаете? -Посмотрите на экран. Какая из иллюстраций соответствует тому произведению, с которым мы уже знакомы. -Что это за произведение? -К какому жанру относится это произведение? - Почему это произведение мы называем сказкой? - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться со сказкой известного русского писателя Максима Горького «Воробьишко». В учебнике у нас только отрывки из неё. -А кому захотелось прочитать всю сказку, узнать, чем она закончилась? -Чем же заинтересовала вас эта сказка? -Только прочитав всю сказку, можно понять, для чего автор сочинил её, что хотел нам сказать, какие мысли и чувства выразить. Ведь всем известна пословица: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». -Это и есть тема нашего сегодняшнего урока – выяснить художественные особенности и нравственные уроки сказки М. Горького «Воробьишко». -Чем похожи и чем отличаются иллюстрации? -Прежде чем перечитать сказку «Воробьишко», давайте послушаем произведение Ивана Тургенева «Воробей», к которому относится вторая иллюстрация. Обратите внимание на образец выразительного чтения, вы должны стараться читать литературные тексты также выразительно. Слушание аудиозаписи. -К какому жанру относится это произведение? -Чем отличается сказка от рассказа? | настроение, вдохновение, ноты, обстановка краски слова Читать, думать, слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, размышлять, доказывать своё мнение Рассказы, сказки, стихи, скороговорки, считалки, загадки, заклички. Мнения детей. Максим Горький «Воробьишко». Это сказка. потому что в ней птицы ведут себя как люди, они живут как семья, разговаривают между собой. Высказывают мнения. Какие интересные слова и выражения употребляет автор в своём произведении, чему учит эта сказка, Осознание темы урока. Высказывают мнения. Слушают аудиозапись. Рассказ. Мнения детей. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием ФИЗМИНУТКА IV. Активное и сознательное усвоение нового материала. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. | 10 мин. 1 мин. 4 мин. | Чтение сказки по ролям (4 группы) -Итак, проверим, как вы подготовились к чтению по ролям этого произведения. Помните, что читать нужно так, чтобы как можно лучше показать характеры героев. Объяснение значений незнакомых слов. -Понравилось ли вам, как читали дети? - Слов с каким звуком много в этой сказке? -Почему? - Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? Как он относится к своему герою? -Давайте подумаем, каким был Пудик? -У вас на листочках есть слова для справок, из них выберите те, которые подходят для описания маленького Воробьишки и подчеркните их. Эту работу прошу вас выполнить в парах. Слова для справок: умный, несмышлёный, неопытный упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный горделивый, воспитанный, любознательный. -Проверим, что у вас получилось? -Можем ли мы сказать, что Воробьишко – это отрицательный герой, глядя на эти качества? -А кого он вам напоминает? Посмотрите на фотографии разных воробьёв. Какая из них, по-вашему, больше всего подходит главному герою – Пудику? | Читают сказку по ролям Объясняют значение этих слов Высказывают своё мнение Со звуком Ч. Когда воробьи чирикают, они издают этот звук. Автору нравится воробышек. высказывают мнения, обсуждают предложенные качества и выбирают нужные сверяют своё мнение с мнением других детей. нет маленького ребёнка, нас самих Выбирают фото. | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания. Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности; Познавательные: обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: четко выражать свои мысли; |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием. | 3 мин. | - Чтобы более детально проанализировать текст, предлагаю вам поработать в группах, примерив на себя одну из волшебных шляп (иллюстрация на экране) | работают в парах , анализируют текст, обсуждают свои мнения | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; Познавательные: обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: четко выражать свои мысли; |
VI.Включение в систему знаний. Цель: реализация построенного проекта, закрепление нового способа действий с проговариванием. | 4 мин. | -А теперь ваша задача внимательно слушать вопросы следующей группы и строить грамотные ответы. | Зачем Пудик всё время выглядывал из гнезда? Почему мама и папа Пудика беспокоились за него? Почему мама Пудика не испугалась кошки? Что сделало ее сильной? Что понял Пудик после того, как ему удалось спастись от кошки? | Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи, взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные:обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться; |
VII.Итог урока Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | 5 мин. | -Попробуйте определить настроение сказки. -Что автор имел в виду, когда писал строки: «У воробьев совсем так же как у людей….» - Вы видите, на что способна родительская любовь. Материнское сердце способно помочь, защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь. -Как вы думаете, для чего Максим Горький написал эту сказку? Что вы поняли, что почувствовали, чему научились, прочитав её? -Прошу вас выбрать любое предложение из предложенных и закончить его -Чем похожи сказка М.Горького «Воробьишко» и рассказ Ивана Тургенева «Воробей»? | Выбирают из предложенных вариантов. Мнения детей. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |