Просмотр содержимого документа
«Храмы нашей малой Родины Юрьев – Польского района Владимирской области»
Технологическая карта урока.
Предметная область
Основы православной культуры, окружающий мир, ИЗО, музыка, литературное чтение, русский язык, краеведение
УМК
Школа России
Тип урока
Урок комплексного применения знаний
Тема урока
Храмы нашей малой Родины Юрьев – Польского района Владимирской области
Цель урока
Познакомить с историей храмов нашей малой Родины
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения
Формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России
Учебные задачи, направленные на достижение предметные результатов обучения
Формирование представления о храме его месте и роли в жизни человека и общества; расширение знаний о храмах нашей малой Родины
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения
Развивать умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
Учить выделять и искать необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
Развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
1.Орг. момент, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
- Мы начинаем традиционно: с пожелания здоровья, любви и добра друг другу.
Включается аудиозапись колокольного звона. На фоне этого звона учитель читает стихотворение.
- Ребята, вы слушали стихотворение и колокольный звон. С этим звоном на Русской земле связано очень многое. Колокола звенели и в праздники и в будни, в дни радости и тревоги.
- О чем это стихотворение?
- Кто – то уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Тема урока:
Храмы нашей малой Родины
Чтение стихотворения
(Храм)
Его я видел много раз, Но близко так – впервые. Смотрю, не отрывая глаз, На главки завитые…
Сияют в лучиках кресты Над голубком на крыше… Ему оттуда, с высоты, Кажусь я ростом ниже.
На купол солнце льёт и льёт Сиянье золотое, И кажется, что храм поёт Застывшей красотою.
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Ответы детей (фронтальная работа)
Личностные УДД
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Коммуникативные УДД
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Исходя из темы урока, давайте попробуем поставить цель к нашему уроку
Фронтальная беседа:
Как вы понимаете слово «храм»?
Вспомните нашу экскурсию в православном храм.
Что нового мы там узнали, что видели?
Зачем в храм ходят люди?
Приложение 1.
Определение обучающей задачи для данного урока.
- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться?
Создание проблемной ситуации.
Учащиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями от посещения храма.
Примерные ответы учеников: «Мы должны сегодня узнать, что такое храм, как он устроен и познакомиться с храмами нашей малой Родины»
Принятие проблемной ситуации
Регулятивные УУД
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа
Работа с понятием «храм».
- Предлагается записать определение «храма» из словаря.
Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
- Составьте и запишите два предложения со словом «храм».
-Узнать о храме и как он устроен нам
помогут храмы нашей малой Родины и их история
Храмы на Руси начали строить в 10 веке. Их строили из дерева. Дерево - особый материал - «живой».
В 12 веке стали возводиться первые белокаменные храмы, которые имели своеобразную белокаменную архитектуру
Вот так выглядят храмы нашей малой родины Юрьев - Польского района
(демонстрация некоторых храмов города Юрьев – Польского).
Приложение 3.
Рабочие листы
Приложение 2.
Работа со словарем, толкование слов
Составляют предложения, затем озвучивают их перед классом.
Ребята делятся своими знаниями о храмах малой Родины
(сообщения)
знакомятся с историей храмов нашей малой Родины, строением храма.
Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Храм – это особый дом, посвящённый Богу.
(Руки разводят вперёд – в стороны),
Хорошо, когда идём мы к его порогу!
(опускают руки, шагают на месте),
С высоты на нас глядят лики на иконах
(останавливаются, поднимают вверх
голову и руки),
Не спеша, не торопясь, мы кладём поклоны.
(делают поклон).
Дети участвуют в динамической паузе
5. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Распределение на группы
Игра «Собери картинку».
- А сейчас мы с вами будем в роли реставраторов.
- Разделимся на 2 группы игра «Собери картинку». На парте лежат части картинок с рельефами Георгиевского собора, ваша задача собрать картинку, чтобы получился правильный рельеф.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе
Работа в группах.
Читают правила работы в группе
Будь добр и вежлив.
Умей выслушать каждого.
Помни, что у вас общее дело.
Не согласен предлагай.
Уважай своих товарищей.
Регулятивные УУД
Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Познавательные УУД
Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам;
выделение существенных и несущественных признаков;
поиск и синтез необходимой информации.
Коммуникативные УУД
Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней
А теперь мы с вами вспомним все, что вы узнали сегодня на уроке.
Назовите храмы Юрьев – Польского района.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Что получают люди в храме?
- Ребята, вы все знаете, что школа – это храм знаний и здесь существуют правила поведения для учащихся.
- В храме также существуют правила.
- Назовите правила, которые вы запомнили
Ответы детей
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним.
И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Православию в России уже свыше тысячи лет. Это многовековые традиции, связанные с верой, ценностями, жизненным укладом народа. И эти традиции требуют бережного и уважительного отношения. Сегодня в России не только восстанавливаются, но и строятся новые храмы, причем в значительной доле на народные деньги, пожертвования людей.
Важно отметить и то, что процесс созидания, особенно православного храма, объединяет людей.
Это очень важно в наше непростое время.
Я рада, что люди откликаются и помогают восстанавливать храмы.
Сколько дорог ведёт к храму – одна или несколько – неважно.
Главное, чтобы они вели именно к храму добра, правды, красоты и истины.
Прежде чем зайти в собор, головной сними убор злые мысли отгони не нужны тебе они. *** Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом осени себя крестом. *** Богомыслие храни, Лень подальше отгони, Душой с Богом примирись, О всем мире помолись *** Богомольцев не толкай К чину в храме привыкай Не гляди по сторонам Не полезно это нам. *** Хоть старушка,хоть девица- Не посматривай на лица, Очи в землю опусти, О грехах своих грусти. *** Со смиреньем как мытарь, На святой взирай алтарь где Дух Божий обитает, Благодатью нас питает.. *** И скажу я от души, Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. *** Приложись потом к кресту, Обещанье дай Христу, что исправиться намерен И пребудь обетам верен. *** Время даром не губи Службу Божью полюби. И пока душа в груди на молитву приходи.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Работа в группах
Макет храма
(по готовым чертежам и материалом из картона)
Работа в группах
1.
2.
Познавательные УУД
Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество с партнером.
8. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Фронтальная беседа.
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Что стало самым важным на уроке?
Индивидуальные ответы детей.
Регулятивные УУД
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Личностные УДД
Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?
Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
9. Музыкальная пауза
Исполнение песни – гимна Юрьев – Польского района
10. Домашнее задание
Нарисовать храм, сочинить стихотворение о храме или написать небольшое сочинение на тему «Я в храме»
Приложение 1.
Экскурсия в храм.
Православный храм делится на три части:
притвор,
собственнохрам (средняя часть)
алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.
Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах - в специальных больших рамах, а также на аналоях - на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей. Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви. Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника иликануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.
Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.
Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник. В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.
Престол
На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольныйкрест, дарохранительница, дароносица и лампада. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого . Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
Жертвенник
У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой - воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием. У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд, а также церковных сосудов и богослужебных книг.
Царские врата
В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой.
После раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей. На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева - икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери - северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы. Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.
Приложение 2.
1. Что православные христиане называют «Домом Божьим»?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте и запишите два предложения со словом «храм»._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Дополни это утверждение:
«Храмы строят на возвышенностях, на высоких и красивых местах, чтобы они……………
4. Как правильно себя вести в храме?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Перечисли храмы Юрьев – Польского района:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.Что мы знаем об одном из храмов Юрьев – Польского района?
Рабочие листы по предмету ОРКСЭ
Ф.И. _________________________
Класс ________________________
Приложение 3.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — православный храм во Владимирской области, расположенный на территории древнего детИнца (центральная и наиболее древняя часть древнерусских городов, одно из названий внутренней городской крепости), в кольце земляных валов XII века, оставшихся от городского кремля.
Сооружён в 1230–1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия.
В плане храм представляет собой приземистый куб с четырёхскатной кровлей и тремя полукруглыми апсИдами с восточной стороны, увенчанный массивной луковичной главой. Стены сверху донизу украшены уникальной белокаменной резьбой.
На стЕнах собора имелись уникальные рельефы, часть которых была утрачена. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, а также животных, птиц и грифонов. Георгиевский собор является единственным древнерусским храмом с изображением слона.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском называют «жемчужиной русской архитектуры» и «лебединой песней» Владимиро-Суздальских зодчих.
В конце 2015 года распоряжением Правительства России Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
В настоящее время Георгиевский собор в Юрьеве-Польском вне богослужений используется государственным музеем как экспозиция с платным входом по билетам.
(Адрес: Владимирская область, город Юрьев-Польский, Музейный переулок).
Церковь Никона Радонежского
Введенский Никоновский мужской монастырь. Юрьев – Польский В 1666 году вместо старой деревянной Никольской церкви возвели первое каменное строение монастыря – церковь во имя преподобного Никона Радонежского чудотворца с Никольским приделом в память о прежнем храме, поэтому в документах она именовалась то Никоновской, то Никольской. Название Никоновской церковь получила не случайно. На месте монастыря стоял дом родителей преподобного Никона. Это подтверждает памятная дощечка: «На сем месте града Юрьев Польского в 1352 году родился преподобный Никон, ученик святого Сергии Радонежского». Никоновская церковь была очень красивой, просторной, с многочисленными резными украшениями на стенах. Монастырь возрожден на месте храма построенного в честь Преп. Никона Радонежского, уроженца Юрьев-Польского. Преп. Никон Радонежский был одним из любимых учеников Преп. Сергия Радонежского, при нем были возведены современные стены Троице-Сергиевой Лавры. По преданию храм возведен на месте рождения Преп. Никона. В храме два придела. Левый в честь святителя Николая, правый в честь Преподобного Сергия. Настоятель монастыря - иеромонах Сергий.
(Адрес - Владимирская область, г. Юрьев-Польский, Каланчевский пер., 5).
В городе Юрьев-Польский есть примечательный храм, освященный в честь ПокровА Пресвятой Богородицы. Этот храм еще называют Богородицкая церковь или Покровский храм. На своем нынешнем месте храм находится с 1712 года. Возведение храма легло на плечи монаха Кирилла, который служил при Михайло-Архангельском монастыре. В конце 1768 года по причине явного недосмотра дьячка и пономаря Покровская церковь сгорела полностью – дотла. Но, несмотря на этого, местным жителям из рядом расположенных домов все-таки удалось спасти ценные книги от огня; спасены были и святые иконы, а также некоторая церковная утварь. На следующий год был выстроен каменный храм. Данное строение можно увидеть и сегодня. Храм полностью сделан из кирпича и является подлинным объектом юрьевской архитектурной школы. Храм отличается большим количеством самых разнообразных резных украшений, располагающихся на роскошных наличниках оконных проемов и на фасадах. Трапезная комната была пристроена в первой половине 19 столетия. Она также активно украшена; ее выстроили согласно стилю неоготики. В трапезной имеется два придела: Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца, причем оба престола были теплыми. Во второй половине 19 века была выстроена шатровая колокольня. В здании самой церкви располагался придел, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Под конец 19 столетия храм был прославлен по причине наличия в нем необыкновенного любительского хора, который состоял исключительно из представителей рядом проживающей интеллигенции, а именно учителей, врачей и чиновников. Организатором, а также ответственным лицом за деятельность хора был назначен ветеринарный врач Любимов. В то время, местная владимирская газета сообщала, что хор Покровского храма отличается очень хорошим пением, по причине чего собирает большое количество прихожан.
Выстроенная возле храма колокольня была четырехъярусной. Важно отметить, что именно она являлась одной из самых высоких построек в городе, так как ее можно было увидеть почти с любой точки Юрьев-Польского. В годы советской власти большое число звонниц и храмов уничтожалось. После данных событий колокольня Покровского храма стала самой высокой доминантой всего города. В 1941 году Покровская церковь была закрыта. На протяжении 1980-х годов в здании храма проводились масштабные ремонтно-реставрационные работы, по результатам которых храм стал полноценно действующим и снова вернулся прихожанам. Последняя реставрация храма была проведена в 1992 году, после которой храм повторно освятили.
На сегодняшний день в Покровском храме хранятся мощи святого князя Святослава Всеволодовича, в крещении названного Гавриилом. Обретение мощей состоялось в 1991 году.
В конце XVIII столетия (точные даты неизвестны) в Юрьеве-Польском построили каменную церковь Рождества Христова. В ней были устроены приделы святой мученицы Параскевы, чудотворцев Космы и Дамиана. В 1792-1808 годах по соседству возвели тёплую Борисоглебскую церковь. До начала ХХ века храм в документах назывался то Христорождественским, то Космодемьянским.
В советское время церковь Рождества Христова была последней, действовавшей в Юрьеве-Польском. В 1937 году её закрыли, в то же время разобрали колокольню. В 1940 году в храме обустроили типографию. Двадцать лет спустя он перешёл в распоряжение молокозавода.
В 1953 году архитектор Е.А. Архипов подготовил проект охранной зоны Христорождественского храма. В 1974 году он получил статус памятника архитектуры. В 2002 году началось восстановление церкви, 28 сентября были установлены пять крестов. Реставрация фасадов завершилась в 2006 году. 4 января того же года в храме прошло первое богослужение.
(Адрес: Юрьев-Польский, Авангардский переулок, дом 6)
Собор Михаила Архангела в Михайло-Архангельском монастыре в Юрьев-Польском — главный храм монастыря. Кирпичный храм сооружён в 1792–1808 годах на месте каменного храма середины XVI века. 1
Собор представляет собой бесстолпный трёхсветный пятиглавый четверик с равновеликими двусветными притвором и алтарём, украшенный декором в стиле классицизма. Несмотря на небольшие размеры, интерьер собора, перекрытый сомкнутым сводом, просторен и светел.
Здесь же находится рака с мощами святого благоверного Святослава Всеволодовича, первого удельного князя города Юрьева.
Адрес: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, д. 4