Эбру – это техника рисования по поверхности воды специальными красками. После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на бумагу, так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, фоном для открытки или любой другой творческой работы.
Название техники рисования произошло от персидских слов “об” (вода) и “ру” (на). На турецком его адаптировали как "эбру", что значит "на воде".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
нетрадиционное занятие по изобразительной деятельности с обучающимися 3 «А» класса
Рисование на воде.
«Хатип эбру — Цветочный Эбру»
Разработала учитель изобразительной деятельности
Гаспарова Вера Сергеевна
2023 г.
Тема занятия «Рисование на воде. «Цветочный Эбру»
Цель: пробудить любопытство, фантазию и интерес к творчеству путем знакомства с инновационной техникой рисования красками на воде - «Эбру», способствовать снижению психоэмоционального напряжения
Задачи:
Развивающие:
-развивать творческие способности и воображение через продуктивную деятельность, желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции (радость, удивление).
-развивать зрительно-моторную координацию;
-развивать зрительно-пространственную ориентацию;
-развивать ассоциативное мышление;
-развивать мелкую моторику
Коррекционные:
-оказать содействие в исследовании личных эмоциональных состояний;
-сформировать мотивационные ресурсные состояния.
Образовательные:
-познакомиться с техникой «Эбру»;
-изучить этапы выполнения техники;
Воспитательные:
-воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
Предметные результаты:
-овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
-иметь представление о нестандартных способах художественного изображения
Метапредметные результаты: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и своей работы.
Материал:
-краски и загуститель для «Эбру»
-кисти, деревянные шпажки;
-салфетки;
-музыкальные композиции;
-презентация.
Ход занятия:
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я рада приветствовать вас на занятии, которое проведу с обучающимися 3 «А» класса.
Ребята, вы могли бы согласиться с выражением, что в жизни, каждая минута таит в себе чудо? (ответы)
-А на занятии по рисованию, может произойти чудо? (ответы)
-И так, мы с вами определили, что на уроке рисования может произойти волшебство. И мы сегодня это проверим.
Но для начала ответьте мне на 1 вопрос. На чем мы с вами можем рисовать?
Варианты ответов (на бумаге, на ткани, на стекле, на дереве)
Давайте, мы с вами заглянем в мастерскую художников, и посмотрим, как художники рисуют на различных необычных материалах.
(видео)
-Мы можем назвать эти произведения чудом? Вы видели, какие удивительные изображения получаются на различных материалах.
И сегодня отправляемся в путешествие в царство танцующих красок и будем рисовать на воде. На самой волшебной воде, самыми волшебными красками.
(На фоне журчащей воды)
«Вода – это самое мягкое и самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,
И на свете ей нет равного…»
Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться.
(музыка закончилась)
Из всех известных нам видов и жанров изобразительного искусства «Эбру», или рисование красками на воде, является, пожалуй, одним из самых магических и самых загадочных. Здесь все хранит в себе некую тайну – от названия до истории возникновения.
(Более подробно об этом нам расскажет Садовников Артем.)
Эбру такое древнее, что никто не знает, когда возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.
В переводе «Эбру» — это «Облачный», «волнообразный».
Это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг.
(О превращении капли краски мы послушаем Мальцеву Любу)
Каждая капля краски, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.
Главным отличием мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.
Очень часто такие рисунки украшали развороты книг, или служили фоном для других картин, также ими украшали ткани.
28 ноября 2014 года, Комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия включил в Репрезентативный список искусство «Эбру».
Итак, начинаем волшебство. С чего же начинать рисование на воде?
Здесь, как и в традиционной живописи применяются кисти и краски, но кисть служит не для того, чтобы наносить мазки, а для того, чтобы разбрызгивать краску по поверхности воды.
Еще нам понадобятся зубочистки, шпажки и салфетки.
Все это вы видите на своих рабочих местах.
Прежде, чем мы с вами начнем волшебство, нам нужно повторить правила рисования на воде.
1. Кисточками раствора касаться нельзя
2. Кисти, палочки промывать после каждого касания раствора
3.Палочку, зубочистку или шпажку всегда держим под углом 90 градусов по отношению к воде
4. Чем больше красок на воде, тем ярче и насыщеннее картинка
5.Работать на поверхности воды, не прокалывая воду
(Включается музыка 2)
А теперь - вперед, в Царство танцующих красок на воде!
(музыка) Чтобы попасть в сказку, закройте глаза и представьте себе сказочный лес, где поют невиданные птицы, журчат хрустальные ручьи. Сказочный лес раскрывает нам свои тайны и приглашает в чудесную сказку «Эбру».
В рисовании техникой «Эбру» – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
(музыка 3)
Сейчас мы будем создавать фон нашей картины. На кончик кисточки, набираем небольшое количество синей краски и стряхиваем её на наш необычный холст постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.
Затем мы повторим то же самое краской другого цвета.
Наш «холст» покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым, собственно, и будем рисовать – это шпажка.
Опускаем шпажку в нижний левый угол и делаем движение «гильгит» или «туда-сюда» осторожно проводим линии вправо, а затем влево. Потом опускаем палочку также в левый нижний угол и выполняем движение - вверх и вниз.
У нас получился красивый цветной фон картины. Теперь мы будем в центре рисовать красивые цветы. Ставим в центре холста три точки красного цвета. Ждем, когда точки растекутся в круг. В этот же круги добавляем желтый цвет, голубой, розовый, белый – по выбору. Не надо торопиться, цветной круг должен увеличиться. Таким образом у нас получаются удивительные по цвету переходы и переливы.
Круг мы делаем достаточно большого размера. Сухой шпажкой из внешнего края круга до середины круга втягиваем линию. И так равномерно по всему кругу.
У нас получились красивые цветы. По своему желанию украсим наши картины.
Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через край лотка, чтобы убрать лишнюю жидкость.
После того, как лист станет сухим, на нем можно продолжить рисовать (например, фломастерами или гуашью), или выполнить аппликацию из цветной бумаги.
Наше путешествие подошло к концу. Вы рисовали в удивительной технике «Цветочный Эбру». А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы и рассказать о ваших ощущениях от работы.
Рефлексия деятельности. Итог.
- Что было интересно
- что удивило
- Что вы чувствуете сейчас
- Ребята, оправдались ли ваши ожидания от занятия?