kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К.Г.Паустовского "Кот-ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К.Г.Паустовского "Кот-ворюга"»

Тема: Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».


Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мариям Гаджиевна. Я рада приветствовать Вас. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки и приступим к работе.


II. Определение темы. Целеполагание (совместно с учащимися)

Тему урока мы узнаем, обратившись к устному народному творчеству. Внимание на экран:

слайд

Доброе дело без награды не останется.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Добро всегда побеждает зло

Доброе дело питает и душу, и тело.

За добро добром и платят;

На добрый привет — добрый ответ;

Делай добро и жди добра;

Добра желаешь — добро и делай.


Что вы видите? (Пословицы). Прочитаем их (дети читают по одному). Что их объединяет? (добро)


Что такое добро? (Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим).

Так вот сегодня я предлагаю вам поговорить о добре, о добром отношении к окружающим.

слайд

Тема урока «Великая сила – добро…»

Говорить мы будем с вами об актуальном, о важном на сегодняшний день. И поможет нам в этом рассказ, с которым вы уже начали знакомство на прошлом уроке, «Кот-ворюга» Константина Георгиевича Паустовского.

Этот рассказ был написан 90 лет назад (1935г), и мы сегодня попробуем доказать, что его действительно нужно читать и перечитывать и в наше время.

Каковы будут цели нашего урока?

Так как мы будем работать с литературным произведением, мы должны

Рассмотреть… (образы главных героев)

Проанализировать… (слова и поступки действующих лиц)

Воспитать в себе…. (хорошие качества, доброту, отзывчивость, сострадание)

III. Работа по теме урока

слайд

Творчество Константина Паустовского нацелено на то, чтобы дать понять человеку, что он прекрасен, открыть в нём добрые стороны души, а значит, сделать людей добрее и лучше.

Посмотрите на произведения Паустовского. Какие из них вы читали?Скажите, о чём они? (рассказы о природе и животных).

В своих произведениях писатель учит любить Родину и беречь родную природу.

Одним из таких произведений является «Кот-ворюга»

ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите нашу "Картинную галерею". Кто здесь изображен?(кот в разные моменты). В такой ли последовательности происходили события в рассказе? Давайте восстановим порядок событий (один ученик, остальные помогают)

А теперь найдите в тексте сюжеты, относящиеся к данным иллюстрациям.

Воровал — поймали — накормили — изменился.

Молодцы, ребята, мы восстановили порядок событий, вспомнили сюжет рассказа.

Назовите героев произведения(Кот-ворюга, Рувим-друг рассказчика, Ленька-сын деревенского сапожника, Куры, Петух «Горлач»)

А кто же является главным героем рассказа? (Кот)


Ребята, у кого-нибудь есть домашний питомец кот? (Да) Как вы его называете? Ласково? (котик, котенок) Какой он? Назовите прилагательные. (Пушистый, мягкий, хитрый, ласковый, добрый, веселый)кластер: прикрепляем Домашний котик.

Поработайте в парах, Выберите одну из характеристик и один из вас выйдет и прикрепит на доску

Вот такой домашний кот у нас получился.

А вот Паустовский в заглавие выносит «Кот-ворюга». Он будет отличаться от нашего домашнего кота? Кого принято называть ворюгой? Подберите родственные слова, которыми можно назвать того, кто совершает воровство.

Кто такой вор? (Берет чужое без спроса)

А воришка? (берет мелкое и редко)

Ворюга? (ни перед чем не остановится и украдет)(автор хотел показать негативное отношение окружающих).

ЗАДАНИЕ 2 Для того, чтобы выяснить, почему автор так назвал своё произведение, таков ли кот на самом деле, предлагаю вам поработать в группах с текстом рассказа

Разделимся на 4 группы, у каждой есть рабочие листы. Выпишите слова-подтверждения из текста и сделайте вывод, указавкакие чувства вызвало у вас такое описание:

Опишите внешний вид кота.


Опишите действия, поступки кота.

Дайте авторскую оценку коту

Описать дом


«Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно — рыжий, с белыми подпалинками на животе»


«Обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил в зубах кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался

«Кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга, бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки (невоспитанные повадки), кот — беспризорник»

Дом был маленький. Стоял в заброшенном, глухом саду. К которому было тяжело добраться.

ВЫВОД

Кот — задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.



ВЫВОД

Если бы мы не знали, что это о коте, по действиям мы бы сказали, что это делает хулиган — мальчишка, то есть налицо явное «очеловечивание». Нам кот понравился: он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет.


ВЫВОД

Кот — наглый, беспощадный, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из «голодного положения». Появилось сочувствие, жалость.

Какую роль играет он в тексте? Почему К. Паустовский начал описывать дом? Какая связь между котом и домом?

ВЫВОД

Дом такой же одинокий, никому не нужный, никто за ним не ухаживает, стоит сам по себе.

Мы в начале урока записывали ассоциации к слову КОТ, а что вы скажете о герое рассказа Паустовского? (кластер Прикрепляем слева от картинки слова: «кот-Ворюга»: ворюга, беспризорник, бродяга, бандит, огненно — рыжий, с разорванным ухом, тощий, с белыми подпалинами на животе)

Вывод: Паустовский создает образ нахального кота, который готов на все, даже на самый отчаянный поступок.

Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен.

Поэтому он и ведет какой образ жизни? (бродячий, воровской. Другого пути у него быть не может. Он так себя ведет, чтобы выжить).

А кто виной этому? (Человек. Мы, люди. Именно по вине человека появляются бродячие коты, потому что выбрасывать своих питомцев на улицу нельзя)

Зло порождает зло (кот оказался на улице и начал воровать)

Что делать если мы хотим расстаться со своим питомцем? Нужно отдать в хорошие руки. Как искать хорошие руки? (листовки, объявление, интернет, друзья, соседи, родственники)

Абсолютно верно, ребята. Возвращаемся к нашему рассказу.

Как ребята предлагали наказать кота? (Выдрать!)

Этого ждал кот? (да. «Кот ждал, зажмурив глаза») Что было бы, если бы кота действительно побили? Он бы перестал воровать? (нет. Злом остановить зло невозможно).


Какие еще были предложения, как наказать кота? Лёнька, который и вытащил, поймал кота предложил его накормить. Что мы можем о нем сказать, какой он? («Ленка славился бесстрашием и ловкостью», а еще он был мудрый и добрый).

Давайте прочитаем абзац после диалога мальчишек от слов «Кот ждал, зажмурив глаза…»

«…С этого дня он у нас прижился и перестал воровать…»

Почему он перестал воровать? (Кот почувствовал к себе доброе отношение детей. Он стал сторожем, хозяином. Ему не хватало внимания и заботы, а теперь он это получил, он почувствовал себя нужным, переменился в ласкового кота)

Можем мы сказать, что изменился КОТ или все-таки его ПОВЕДЕНИЕ изменилось?

Верно, ребята, изменилось его поведение, т.е. добро – это великая сила! Добро способно победить зло.

Какой эпизод, на ваш взгляд, полностью переменил наше отношение к коту? (В какой момент произошло перевоплощение). Перескажите случай с петухом (сам перестал воровать и за другими следит, чтобы не воровали)

Каков метод перевоспитания? Что надо сделать?(накормить досыта, т.е. проявить доброту). И вор, воришка, ворюга превращается в милиционера.(кластер Прикрепляем справа от картинки слова: «Милиционер»:благородный, довольный, уверенный, важный, мирный, кот- хозяин, кот – защитник)

Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного кота Милиционера(всем понятно значение слова милиционер? Мы сейчас говорим полицейский)

Основная мысль рассказа - добро всегда добром возвращается! Мы можем сделать вывод, что добро творит чудеса!

Об этом говорил и Паустовский:«Доброта – бесценно человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь».

ИТОГ УРОКА

слайд

Возможна жизнь без добра? (нет, добро является важной жизненной ценностью)

Может ли добро остановить зло? (да, подтверждением этому являются герои рассказа)

- Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

- А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)

-Скажите, а только ли с котом такое могло произойти?

-А с людьми могло такое произойти? (Может. Часто под влиянием другого человека могут произойти такие изменения).

Вы можете привести примеры из вашей жизни? В чем может проявляться доброта?(забота о близких; помощь нуждающимся людям; чуткое отношение к животным; бережное отношение к природе, любовь к птицам и зверям, помощь им выжить в зимнюю стужу; старание быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

Итак, скажите действительно ли произведение, написанное ровно 90 лет назад актуально и сегодня? Нужны нам такие рассказы и их герои? (Да. Доброта является важной ценностью во все времена)

Какой урок нам всем даёт Паустовский своим произведением? (Твори добро, и мир тогда изменится в лучшую сторону).

Ребята, перед вами такой символ добра. Подумайте, какое доброе дело сделали вы, запишите и положите в «Копилку Добра»

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

Эту копилку я оставляю вам, вы продолжите пополнять её добрыми делами. А в конце года откроете её и посмотрите, сколько добрых дел вы совершили.

А завершить урок я хочу песней-пожеланием для вас. («Дорогою добра»)





Физкультминутка.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

И смотрели три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели Васьки на карниз,

посмотрели вверх и вниз...

И сказали три кота:

"Красотаааа!"


В тексте нам встретятся, возможно, сложные для вас слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бахмудова Мариям Гаджиевна

Дата: 28.05.2025

Номер свидетельства: 670748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства