Просмотр содержимого документа
«"Каменный цветок" сказ П.П.Бажова»
Тема урока: «Каменный цветок» сказ П.П.Бажова
БИНАРНЫЙ УРОК (английский язык + литературное чтение)
Цель урока: понять в чем различие сказок и сказов; убедиться в том, что мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов ( мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства); воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым людям, хранителям красоты.
Задачи:
Обучающая:
- раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
- кинофильм «Каменный цветок» (отрывок на англ. языке)
- рисунки детей
- выставка книг «Сказы Бажова»
- физическая карта и значки полезных ископаемых
Ходурока:
I. Организационныйэтап.
- Teacher: Good morning, dear boys and girls, our respected teachers!
We are glad to see you. I think our lesson today will be rather exciting because we’ll touch the Russian beauty.
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки. А теперь развернитесь к нам и подарите улыбку друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром.
II.Актуализациязнаний.
First of all try to answer my questions:
1. Do you often read books?
2. What kind of books do you usually read?
3. Do you like tales? Why?
We can find description of beautiful people and things in them. Tales usually have some sort of lesson that people are supposed to learn, like “help people who are in trouble” or “hard work pays off”.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Now look at the screen and I’ll show you the short part of the tale and you will guess the title of it.
Choose the right title:
a.”The Blue Snake”
b. “The Silver Hoof”
c.”The Stone Flower”
How do you think what is the theme of our lesson? Right you are the theme of our lesson is the tale “The Stone Flower”
Who is the author of the tale? –Pavel Petrovich Bazhov.
IV.Первичное закрепление в знакомой ситуации.
1. Сказы и сказки.
- Итак, «Каменный цветок» - это сказ П.П.Бажова.
- Павел Петрович на просто пересказал услышанные когда – то в детстве рассказы от деда Хмелинина (сторожа дровяных складов), он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
- Давайте обратимся к русскому языку.
Сказ и сказка - какие это слова?
(Однокоренные слова, так как корень –сказ-).
- Что значит корень –сказ-?
(Их сказывают, говорят).
- Что же такое сказ и что такое сказка? Обратимся к Большому толковому словарю.
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Сказ – эпическое произведение устного народного творчества о событиях прошлого или современности, в котором повествование ведётся от лица рассказчика.
- У сказки и сказа много общего, но есть и различия. Чем сказ отличается от сказки? Вспомните, пользуясь своими таблицами.
(У детей на столах таблицы «Сказка и сказ»)
СКАЗКА
СКАЗ
1. есть зачин
1. нет зачина
2. рассказчика нет
2. рассказчик – человек из народа
3. герои или добрые, или злые
3. нет деления на добрых и злых героев
4. для волшебства произносится заклинание
4. волшебство – неотъемлемая часть повествования
5. не имеется реальной основы
5. основано на реальных событиях
- Теперь вы знаете, чем сказ отличается от сказки. Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики.
2.О Бажове – писателе.
- Кто же он Павел Петрович Бажов, писавший сказы?
(Биографию П.Бажова рассказывает ученик).
Vlad, you’ve made some research about this famous writer, will you tell us. (презентацияВлада)
His tales were translated into 26 languages such as English, German, Japanese, Chinese and many others. Sergei Prokofiev created the ballet “The tale of the stone flower”
- Добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказов жили, казалось, в самых не подходящих для этого местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
На дворе пурга в окно стучится,
В комнате уютно и темно.
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама тихо сказы
О хозяйке, что живет в горе.
Вижу я Данилушку - и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло…
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло!
-Да, Павел Петрович Бажов – наш земляк, родился и жил на Урале.
3.Урал.
- Уральские горы с севера на юг протянулись через всю территорию России.
(Показ на карте).
- Как в старину называли эти горы?
(Каменным поясом земли русской).
- Почему?
(Они опоясывают страну с севера на юг вроде пояса).
- Могуч и величествен Урал. Красота лугов с разноцветьем трав, синева рек, озёр и водопадов. Горы, впечатляющие своей красотой. И эта красота – наш родной Урал!
ФИЗМИНУТКА.
People sing a lot of songs about beauty. Let’s sing one of them.
There is beauty in the plant,
There is beauty in the trees,
There is beauty in the flowers
Dancing in the breeze!
Mother Nature’s beauty
Is here for all to see
Open your eyes, open your heart,
Open your minds, set yourself free!
There is beauty in the mountains,
There is beauty in the sea.
There is beauty all around you,
Is here for all to see!
- Богатства Урала неисчислимы. Давайте нанесём на карту некоторые из них. Пользуйтесь атласом.
(На карту наносятся значки полезных ископаемых).
- Кроме того на Урале добывается много поделочных камней.
- Что это за камень? (на слайде малахит)
- Что из себя представляет малахит?
(Это узорчатый, нарядный ярко – зелёный камень).
- Почему говорим о малахите?
(Герои сказа «Каменный цветок» мастера по малахиту – малахитчики).
4. Анализ сказа Бажова «Каменный цветок».
- Как вы себе представляете каменный цветок? Дома вы должны были нарисовать его. Посмотрим на ваши рисунки. (На доске под картой).
- Трудно было нарисовать? А придумать? Почему?
(Нужно придумать форму, узор, подобрать цвет разными карандашами).
- Что брали вы?
(Лист, карандаш. Если не получилось, то можно заменить лист. Можно стереть линии и нарисовать новые).
- Насколько труднее было Даниле и почему?
(Он подбирал камень нужного рисунка и оттенка, мог долго искать подходящий камень, а когда вытачивал, то одно неловкое движение могло испортить всю работу. Тогда нужно начинать заново. Камень не лист бумаги, быстро не заменишь, да и стереть рисунок нельзя).
1. Квалифицированный работник, занимающийся каким – либо ремеслом.
2. Человек, достигший большого умения, мастерства в работе.
-Достоин ли Данило звания МАСТЕР?
(Вывод по определениям из словаря).
- Много ли было среди камнерезов мастеров высокого класса? Как вы думаете? (Нет). Настоящих мастеров не так много, так же как не бывает много художников или композиторов.
- А ещё почему?
1.«У них ведь — у малахитчиков — дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а столько он над ней сидит!»
2.Быстро отнимает здоровье и силы, оттого быстро стареют мастера, болеют и умирают.
- Труд камнерезов нелегкий, кропотливый. Однако есть и радость творчества в этом «мешкотном» деле. Они каменную красоту творят.
- Мастера – камнерезы – это люди одаренные, талантливые. Про них говорят мастер своего дела. Вот потому-то и был на виду мастер Прокопьич.
- Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков?
(Хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым).
- Почему не держались у Прокопьича ученики? Дело было только в том, что Прокопьич не умел их учить, или еще в чем-то?
(Не было талантливых, да и не хотели ребятишки учиться этому ремеслу, портили работу).
-Did Prokopich find the pupil?
-Who became his pupil?- Danila.
-What do you know about him?
Danila was a young orphan boy. He was weak and couldn’t work like the other boys. Prokopich had no children of his own, so he took Danila into his home.
Danila was a dreamer and he loved walking in the mountains and being close to nature. He was a talented young boy and Prokopich taught him everything he knew.
- Чем понравился старому мастеру Прокопьичу новый ученик?
(Был талантлив, интерес к делу имел, умел видеть красоту. А ещё Данило был сиротой и Прокопьич был одиноким, прикипел мастер к Даниле как к сыну).
- Под руководством Прокопьича Данило стал талантливым мастером. Посыпались заказы Даниле – мастеру, а среди них и замысловатая чаша.
- Давайте вспомним фрагмент из фильма, который вы смотрели вначале. Почему Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершённого труда, недоволен похвалами мастеров?
(прочитать из книги)
- Почему ему не нравится чаша? (сердце не радуется, нет красоты камня)
- Почему не получилась у Данилы чаша? Ведь и в лес, и на покосы он ходил? (Да)
(прочитать из книги)
- Над чашей подолгу сидел, придумывал, как бы поправить, лучше сделать?
(Да)
(прочитать из книги)
- Почему не получилась у Данилы чаша?
(Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню. А сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии).
- С какого цветка делал чашу Данило?
(С дурман – цветка)
- Это является подражанием, он копировал, не придал частичку самого себя. Это не несёт души.
- Почему у Данилы появилась мечта увидеть каменный цветок?
(Старые мастера говорили, что в том цветке красота показана).
- Кто помог ему осуществить мечту?
(Хозяйка медной горы).
- Давайте послушаем диалог Данилы и Хозяйки медной горы.
V.Творческое применение знаний.
1.Сценка.
Nastya and Denis act out the dialogue. And you, boys and girls, listen to them carefully and get ready to do the task.
Please, show me the Stone Flower, I want to understand the beauty of the stone. I must see the Stone Flower!
-No, Danila, you will be sorry, those who see my flower leave their family and come to live with me in my mountain. What about Prokopich and Katya? They love you.
-I know, but I need to see the Stone Flower!
-All right, come with me to my Magic Garden.
-It’s so beautiful, the most beautiful thing in the world!
Its beauty makes my heard sing,
What happiness it brings!
Its beauty makes my head spin.
What happiness it brings!
Flower of stone
A wonder to see.
Flower of stone
A wonder to me!
Try to guess, who says the following sentences Danila or the Mistress of Copper Mountain?
Please, show me the Stone Flower.
You will be sorry
3. What about Prokopich and Katya?
4. Come with me to my Magic Garden.
5. It’ssobeautiful.
- Почему Данило, вернувшись от Хозяйки и являясь лучшим мастером, все-таки продолжал задумываться? Как вы думаете, о чем?
(Вероятно, он пытался вспомнить о том, что видел в горе — о совершенстве и красоте камня).
- Красота подвластна лишь настоящему художнику, который умеет не только в точности повторить узор, но внести свой взгляд, выразить свою мысль или чувство.
- Поэтому я просила вас нарисовать свой каменный цветок, а не подражать образцу. Я хотела, чтобы вы тоже внесли свой взгляд в работу.
- Как думаете, Данило остановится на достигнутом или будет совершенствоваться? Почему? (Ответы)
- Мастер никогда не останавливается на достигнутом. Он всегда совершенствуется, хочет достичь ещё большего мастерства.
- Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог понять Даниле, в чём заключается истинная сила мастерства.
- Посмотрите на слова: ТАЛАНТ
МАСТЕРСТВО (овладение профессией)
МАСТЕР
- Какой вывод можно сделать?
- Если человек имеет талант к чему – либо и овладеет профессией, то может стать настоящим МАСТЕРОМ.
МАСТЕРА ЕСТЬ В ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ.
- Но какие ещё качества должен иметь при этом человек?
(Трудолюбие, усидчивость, усердие, внимание).
2. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка».
- Сказ «Каменный цветок» входит в сборник «Малахитовая шкатулка».
- Что такое сборник? (Книга, в которой собраны какие-либо литературные произведения).
- Что такое малахитовая шкатулка?
(Это шкатулка из красивейшего уральского камня).
- Что хранят в шкатулках?
(Драгоценности, украшения).
- Почему у сборника такое название?
(Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Сказы, как драгоценные камушки, а книга, действительно, как шкатулка. В неё писатель постепенно «складывал», как в шкатулку всё новые и новые произведения о нелёгкой жизни горняков и камнерезов).
VI.Рефлексия.
- Вы прочитали сказ «Каменный цветок» сначала на английском языке, а потом на русском. Какой вариант вам показался наиболее ярким, богатым?
- Язык Бажова необычайно ярок и красочен, сказы богаты присказками, поговорками, наполнены особенностями уральского говора, что не передашь в английском языке.
Как материал словесности, язык русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (Великий русский писатель и поэт А.С.Пушкин)
- Но английский язык – это международный язык. В современном мире знание английского языка просто необходимо. Это ваше всестороннее развитие, возможно будущая профессия будет связана с английским языком. Вы сегодня говорили и на английском, и русском языке. Сейчас вы тоже поработаете на двух языках, вспомнив слова из сказки.
Now children, look through the card on the table, there you can see some words from the tale, translate them from English into Russian to do the crossword and find the key word. Work in pairs, please.
ц
в
е
т
о
к
к
р
а
с
о
т
а
м
а
л
а
х
и
т
р
а
с
т
е
н
и
е
и
с
ч
е
з
а
т
ь
к
а
м
е
н
ь
г
о
р
а
1.flower
2.beauty
3.malachite
4.plant
5.disappear
6.stone
7.mountain
What is the key word. Right you are. You are excellent today. Thanksforyourwork.
VII.Домашнее задание.
- Понравился ли вам сказ «Каменный цветок»? Домашнее задание: прочитать сказ «Горный мастер», который является продолжением данного сказа.