kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как я работаю с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алматинская обл.,Карасайский р\н, КГУ «Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром».

Учитель начальных классов: Ергалиева Берикгуль Сабыргалиевна

Тема:Как я работаю с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

  Много внимания в своей работе я уделяю воспитанию у детей любви к родной природе. Дети -будущие граждане нашей страны, им беречь и охранять её просторы, её богатства. Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину. Как мне удается осуществлять эти задачи, покажу на примере чтения стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

В работе с этим стихотворением я использую такой план:

1. Вступительная беседа. 2 Прослушивание стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика. 3 Проверка первичного восприятия текста. 4 Словарная работа: объяснение значений непонятных слов и выражений. 5 Самостоятельное чтение стихотворения с заданиями: при чтении пользоваться сносками, разделить стихотворение на законченные картины, пользуясь иллюстрациями, заранее подобранными учителем. 6 Чтение стихотворения вслух, составление картинного плана. 7 Подготовка к выразительному чтению ( расстановка пауз, их роль, необходимость смены ритма, темпа….). 8 Выразительное чтение стихотворения. 9. Заключительная беседа.

  Стихотворение состоит из 2 частей. В книгу для чтения включена только вторая часть. Для более глубокого и осознанного восприятия учащимися текста я знакомлю их с первой частью стихотворения:

- В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная…….

  Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники     спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Итак, послушайте это стихотворение.

  После чтения стихотворения проверяю первичное восприятие текста по вопросам: « О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай? Когда произошел этот случай?»

  Перед самостоятельным чтением учащимися стихотворения объясняю значение непонятных слов: силки( силок)- петли для ловли птиц и мелких животных, багры (багор) – шесты с металлическим крючком и т. д.

  Затем учащиеся читают стихотворение самостоятельно, пользуясь сносками, деля на законченные картины по иллюстрациям, помещенным на доске.

 После этого дети читают произведение вслух по законченным картинам, показывают соответствующую иллюстрацию и подбирают к ней из текста подписи. Составляется картинный план к произведению. Один из вариантов плана может быть таким:

1.Где у них совесть?   2. Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой.         3.Г лядь,  у куста копошится зайчиха. 4. Как прокатил я деревней зайчишек. 5. Мигом команда моя разбежалась. 6. За ночь больные мои отогрелись.

  Следующий этап – работа над языком произведения, ознакомление учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой «болотистый, низменный» край, во все живое вокруг.

  С этой целью выясняю, за что дед Мазай осуждал своих односельчан.

-За то, что они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев,- отвечали дети.

-Дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, за варварство,- обобщаю ответы детей,- потому что он сам был добрый человек.

- Ради забавы спасал Мазай зайцев?- спрашиваю детей.

- Нет. Во время половодья зайцы «сотнями гинут». Дедушке было жалко их. Он говорит: «Их жалко до слез!». Мазай спасал их от гибели.

Выборочное чтение отрывка «За ночь больные мои отогрелись».

- Итак, как относился Мазай к родной природе?

- Бережно, по-доброму.

  В стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. Чтобы определить, правильно ли дети понимают их смысл , на первом этапе они называют близкие по смыслу слова: кабы- если, гинут- погибают, этак гуторя- так беседуя….

  Предлагаю упражнения, воспитывающие чувство ритма, внимание к особенностям стихотворной речи. Учащиеся читают шестое задание к стихотворению: «Найди то место, где стихотворные строчки становятся значительно короче. Прочитай их…» Дети читают отрывок.

И во весь дух пошли зайчишки

А я им : «У- х ! Живей, зверишки!.

Смотри, косой, теперь спасайся,

А чур, зимой не попадайся!

Прицелюсь - бух! И ляжешь…Ууу – х!.»

- Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем  говорится в этом отрывке? – спрашиваю детей.

- В этом отрывке говорится о том, как стремительно побежали зайцы, когда дедушка Мазай «к берегу плотно бревно пригнал».

- Правильно. Чтобы показать стремительность их движения, поэт сокращает стихотворне строки, следовательно, эту часть нужно читать быстрее, чем все остальные.

   При подготовке к выразительному чтению стихотворения особое внимание обращаю на паузы внутри и в конце строк, где отсутствие их приводит к нарушению ритмичности и созвучия:

С каждой минутой вода подбиралась                                    

К бедным зверькам, уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину……

Затем определяем задачи чтения для каждой картины отдельно.

Далее следует выразительное чтение учащимися всего стихотворения.

  Заключительную беседу провожу по вопросам:

- Как вы представляете себе деда Мазая?

Используя иллюстрации, дети описывают его внешность, одежду: с бородой, с доброй улыбкой на лице, в лаптях и т. Д.

- Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

В своих ответах дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде.

- Как сам поэт относится к деду Мазаю, зайцам? Автор добрый, хороший человек. Как и дедушка Мазай, он любит природу, животных.

  Тут же делаем и обобщение по языку, подчеркиваем, что доброта, заботливое, подлинно человеческое отношение к окружающей природе отражаются в языке произведения.

  Употребление автором народных слов и выражений говорит о том, что Некрасов – мастер языка, очень хорошо знал народный язык.

  - Что вы узнали о жизни животных весной?

  - Какое отношение к животным пробуждает автор?

  - Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? Почему?

 Дети читают понравившиеся выражения, части стихотворения и доказывают, почему именно эта часть или это выражение им понравились.                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как я работаю с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».»

Алматинская обл.,Карасайский р\н, КГУ «Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром».

Учитель начальных классов: Ергалиева Берикгуль Сабыргалиевна

Тема:Как я работаю с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» .

Много внимания в своей работе я уделяю воспитанию у детей любви к родной природе. Дети -будущие граждане нашей страны, им беречь и охранять её просторы, её богатства. Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину. Как мне удается осуществлять эти задачи, покажу на примере чтения стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

В работе с этим стихотворением я использую такой план:

1. Вступительная беседа. 2 Прослушивание стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика. 3 Проверка первичного восприятия текста. 4 Словарная работа: объяснение значений непонятных слов и выражений. 5 Самостоятельное чтение стихотворения с заданиями: при чтении пользоваться сносками, разделить стихотворение на законченные картины, пользуясь иллюстрациями, заранее подобранными учителем. 6 Чтение стихотворения вслух, составление картинного плана. 7 Подготовка к выразительному чтению ( расстановка пауз, их роль, необходимость смены ритма, темпа….). 8 Выразительное чтение стихотворения. 9. Заключительная беседа.

Стихотворение состоит из 2 частей. В книгу для чтения включена только вторая часть. Для более глубокого и осознанного восприятия учащимися текста я знакомлю их с первой частью стихотворения:

- В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная……..

Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Итак, послушайте это стихотворение.

После чтения стихотворения проверяю первичное восприятие текста по вопросам: « О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай? Когда произошел этот случай?»

Перед самостоятельным чтением учащимися стихотворения объясняю значение непонятных слов: силки( силок)- петли для ловли птиц и мелких животных, багры (багор) – шесты с металлическим крючком и т. д.

Затем учащиеся читают стихотворение самостоятельно, пользуясь сносками, деля на законченные картины по иллюстрациям, помещенным на доске.







После этого дети читают произведение вслух по законченным картинам, показывают соответствующую иллюстрацию и подбирают к ней из текста подписи. Составляется картинный план к произведению. Один из вариантов плана может быть таким:

1.Где у них совесть? 2. Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой. 3.Г лядь, у куста копошится зайчиха. 4. Как прокатил я деревней зайчишек. 5. Мигом команда моя разбежалась. 6. За ночь больные мои отогрелись.

Следующий этап – работа над языком произведения, ознакомление учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой «болотистый, низменный» край, во все живое вокруг.

С этой целью выясняю, за что дед Мазай осуждал своих односельчан.

-За то, что они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев,- отвечали дети.

-Дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, за варварство,- обобщаю ответы детей,- потому что он сам был добрый человек.

- Ради забавы спасал Мазай зайцев?- спрашиваю детей.

- Нет. Во время половодья зайцы «сотнями гинут». Дедушке было жалко их. Он говорит: «Их жалко до слез!». Мазай спасал их от гибели.

Выборочное чтение отрывка «За ночь больные мои отогрелись».

- Итак, как относился Мазай к родной природе?

- Бережно, по-доброму.

В стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. Чтобы определить, правильно ли дети понимают их смысл , на первом этапе они называют близкие по смыслу слова: кабы- если, гинут- погибают, этак гуторя- так беседуя….

Предлагаю упражнения, воспитывающие чувство ритма, внимание к особенностям стихотворной речи . Учащиеся читают шестое задание к стихотворению: «Найди то место, где стихотворные строчки становятся значительно короче. Прочитай их…» Дети читают отрывок.

И во весь дух пошли зайчишки

А я им : «У- х ! Живей, зверишки!...

Смотри, косой, теперь спасайся,

А чур, зимой не попадайся!

Прицелюсь - бух! И ляжешь…Ууу – х!...»

- Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке? – спрашиваю детей.

- В этом отрывке говорится о том, как стремительно побежали зайцы, когда дедушка Мазай «к берегу плотно бревно пригнал».



- Правильно. Чтобы показать стремительность их движения, поэт сокращает стихотворне строки, следовательно, эту часть нужно читать быстрее, чем все остальные.

При подготовке к выразительному чтению стихотворения особое внимание обращаю на паузы внутри и в конце строк, где отсутствие их приводит к нарушению ритмичности и созвучия:

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам, уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину……

Затем определяем задачи чтения для каждой картины отдельно.

Далее следует выразительное чтение учащимися всего стихотворения.

Заключительную беседу провожу по вопросам:

- Как вы представляете себе деда Мазая?

Используя иллюстрации, дети описывают его внешность, одежду: с бородой, с доброй улыбкой на лице, в лаптях и т. Д.

- Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

В своих ответах дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде.

- Как сам поэт относится к деду Мазаю, зайцам? Автор добрый, хороший человек. Как и дедушка Мазай, он любит природу, животных.

Тут же делаем и обобщение по языку, подчеркиваем, что доброта, заботливое, подлинно человеческое отношение к окружающей природе отражаются в языке произведения.

Употребление автором народных слов и выражений говорит о том, что Некрасов – мастер языка, очень хорошо знал народный язык.

- Что вы узнали о жизни животных весной?

- Какое отношение к животным пробуждает автор?

- Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? Почему?

Дети читают понравившиеся выражения, части стихотворения и доказывают, почему именно эта часть или это выражение им понравились.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Как я работаю с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Автор: Ергалиева Берикгуль Сабыргалиевна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 458024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства