Тема:Как я работаю с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Много внимания в своей работе я уделяю воспитанию у детей любви к родной природе. Дети -будущие граждане нашей страны, им беречь и охранять её просторы, её богатства. Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину. Как мне удается осуществлять эти задачи, покажу на примере чтения стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
В работе с этим стихотворением я использую такой план:
1. Вступительная беседа. 2 Прослушивание стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика. 3 Проверка первичного восприятия текста. 4 Словарная работа: объяснение значений непонятных слов и выражений. 5 Самостоятельное чтение стихотворения с заданиями: при чтении пользоваться сносками, разделить стихотворение на законченные картины, пользуясь иллюстрациями, заранее подобранными учителем. 6 Чтение стихотворения вслух, составление картинного плана. 7 Подготовка к выразительному чтению ( расстановка пауз, их роль, необходимость смены ритма, темпа….). 8 Выразительное чтение стихотворения. 9. Заключительная беседа.
Стихотворение состоит из 2 частей. В книгу для чтения включена только вторая часть. Для более глубокого и осознанного восприятия учащимися текста я знакомлю их с первой частью стихотворения:
- В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная…….
Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Итак, послушайте это стихотворение.
После чтения стихотворения проверяю первичное восприятие текста по вопросам: « О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай? Когда произошел этот случай?»
Перед самостоятельным чтением учащимися стихотворения объясняю значение непонятных слов: силки( силок)- петли для ловли птиц и мелких животных, багры (багор) – шесты с металлическим крючком и т. д.
Затем учащиеся читают стихотворение самостоятельно, пользуясь сносками, деля на законченные картины по иллюстрациям, помещенным на доске.
После этого дети читают произведение вслух по законченным картинам, показывают соответствующую иллюстрацию и подбирают к ней из текста подписи. Составляется картинный план к произведению. Один из вариантов плана может быть таким:
1.Где у них совесть? 2. Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой. 3.Г лядь, у куста копошится зайчиха. 4. Как прокатил я деревней зайчишек. 5. Мигом команда моя разбежалась. 6. За ночь больные мои отогрелись.
Следующий этап – работа над языком произведения, ознакомление учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой «болотистый, низменный» край, во все живое вокруг.
С этой целью выясняю, за что дед Мазай осуждал своих односельчан.
-За то, что они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев,- отвечали дети.
-Дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, за варварство,- обобщаю ответы детей,- потому что он сам был добрый человек.
- Ради забавы спасал Мазай зайцев?- спрашиваю детей.
- Нет. Во время половодья зайцы «сотнями гинут». Дедушке было жалко их. Он говорит: «Их жалко до слез!». Мазай спасал их от гибели.
Выборочное чтение отрывка «За ночь больные мои отогрелись».
- Итак, как относился Мазай к родной природе?
- Бережно, по-доброму.
В стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. Чтобы определить, правильно ли дети понимают их смысл , на первом этапе они называют близкие по смыслу слова: кабы- если, гинут- погибают, этак гуторя- так беседуя….
Предлагаю упражнения, воспитывающие чувство ритма, внимание к особенностям стихотворной речи. Учащиеся читают шестое задание к стихотворению: «Найди то место, где стихотворные строчки становятся значительно короче. Прочитай их…» Дети читают отрывок.
И во весь дух пошли зайчишки
А я им : «У- х ! Живей, зверишки!.
Смотри, косой, теперь спасайся,
А чур, зимой не попадайся!
Прицелюсь - бух! И ляжешь…Ууу – х!.»
- Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке? – спрашиваю детей.
- В этом отрывке говорится о том, как стремительно побежали зайцы, когда дедушка Мазай «к берегу плотно бревно пригнал».
- Правильно. Чтобы показать стремительность их движения, поэт сокращает стихотворне строки, следовательно, эту часть нужно читать быстрее, чем все остальные.
При подготовке к выразительному чтению стихотворения особое внимание обращаю на паузы внутри и в конце строк, где отсутствие их приводит к нарушению ритмичности и созвучия:
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам, уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину……
Затем определяем задачи чтения для каждой картины отдельно.
Далее следует выразительное чтение учащимися всего стихотворения.
Заключительную беседу провожу по вопросам:
- Как вы представляете себе деда Мазая?
Используя иллюстрации, дети описывают его внешность, одежду: с бородой, с доброй улыбкой на лице, в лаптях и т. Д.
- Понравился ли вам дед Мазай? Почему?
В своих ответах дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде.
- Как сам поэт относится к деду Мазаю, зайцам? Автор добрый, хороший человек. Как и дедушка Мазай, он любит природу, животных.
Тут же делаем и обобщение по языку, подчеркиваем, что доброта, заботливое, подлинно человеческое отношение к окружающей природе отражаются в языке произведения.
Употребление автором народных слов и выражений говорит о том, что Некрасов – мастер языка, очень хорошо знал народный язык.
- Что вы узнали о жизни животных весной?
- Какое отношение к животным пробуждает автор?
- Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? Почему?
Дети читают понравившиеся выражения, части стихотворения и доказывают, почему именно эта часть или это выражение им понравились.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема:Как я работаю с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» .
Много внимания в своей работе я уделяю воспитанию у детей любви к родной природе. Дети -будущие граждане нашей страны, им беречь и охранять её просторы, её богатства. Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину. Как мне удается осуществлять эти задачи, покажу на примере чтения стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
В работе с этим стихотворением я использую такой план:
1. Вступительная беседа. 2 Прослушивание стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика. 3 Проверка первичного восприятия текста. 4 Словарная работа: объяснение значений непонятных слов и выражений. 5 Самостоятельное чтение стихотворения с заданиями: при чтении пользоваться сносками, разделить стихотворение на законченные картины, пользуясь иллюстрациями, заранее подобранными учителем. 6 Чтение стихотворения вслух, составление картинного плана. 7 Подготовка к выразительному чтению ( расстановка пауз, их роль, необходимость смены ритма, темпа….). 8 Выразительное чтение стихотворения. 9. Заключительная беседа.
Стихотворение состоит из 2 частей. В книгу для чтения включена только вторая часть. Для более глубокого и осознанного восприятия учащимися текста я знакомлю их с первой частью стихотворения:
- В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная……..
Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Итак, послушайте это стихотворение.
После чтения стихотворения проверяю первичное восприятие текста по вопросам: « О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай? Когда произошел этот случай?»
Перед самостоятельным чтением учащимися стихотворения объясняю значение непонятных слов: силки( силок)- петли для ловли птиц и мелких животных, багры (багор) – шесты с металлическим крючком и т. д.
Затем учащиеся читают стихотворение самостоятельно, пользуясь сносками, деля на законченные картины по иллюстрациям, помещенным на доске.
После этого дети читают произведение вслух по законченным картинам, показывают соответствующую иллюстрацию и подбирают к ней из текста подписи. Составляется картинный план к произведению. Один из вариантов плана может быть таким:
1.Где у них совесть? 2. Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой. 3.Г лядь, у куста копошится зайчиха. 4. Как прокатил я деревней зайчишек. 5. Мигом команда моя разбежалась. 6. За ночь больные мои отогрелись.
Следующий этап – работа над языком произведения, ознакомление учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюбленного в свой «болотистый, низменный» край, во все живое вокруг.
С этой целью выясняю, за что дед Мазай осуждал своих односельчан.
-За то, что они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев,- отвечали дети.
-Дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, за варварство,- обобщаю ответы детей,- потому что он сам был добрый человек.
- Ради забавы спасал Мазай зайцев?- спрашиваю детей.
- Нет. Во время половодья зайцы «сотнями гинут». Дедушке было жалко их. Он говорит: «Их жалко до слез!». Мазай спасал их от гибели.
Выборочное чтение отрывка «За ночь больные мои отогрелись».
- Итак, как относился Мазай к родной природе?
- Бережно, по-доброму.
В стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. Чтобы определить, правильно ли дети понимают их смысл , на первом этапе они называют близкие по смыслу слова: кабы- если, гинут- погибают, этак гуторя- так беседуя….
Предлагаю упражнения, воспитывающие чувство ритма, внимание к особенностям стихотворной речи . Учащиеся читают шестое задание к стихотворению: «Найди то место, где стихотворные строчки становятся значительно короче. Прочитай их…» Дети читают отрывок.
И во весь дух пошли зайчишки
А я им : «У- х ! Живей, зверишки!...
Смотри, косой, теперь спасайся,
А чур, зимой не попадайся!
Прицелюсь - бух! И ляжешь…Ууу – х!...»
- Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке? – спрашиваю детей.
- В этом отрывке говорится о том, как стремительно побежали зайцы, когда дедушка Мазай «к берегу плотно бревно пригнал».
- Правильно. Чтобы показать стремительность их движения, поэт сокращает стихотворне строки, следовательно, эту часть нужно читать быстрее, чем все остальные.
При подготовке к выразительному чтению стихотворения особое внимание обращаю на паузы внутри и в конце строк, где отсутствие их приводит к нарушению ритмичности и созвучия:
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам, уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину……
Затем определяем задачи чтения для каждой картины отдельно.
Далее следует выразительное чтение учащимися всего стихотворения.
Заключительную беседу провожу по вопросам:
- Как вы представляете себе деда Мазая?
Используя иллюстрации, дети описывают его внешность, одежду: с бородой, с доброй улыбкой на лице, в лаптях и т. Д.
- Понравился ли вам дед Мазай? Почему?
В своих ответах дети подчеркивают, что дедушка очень добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им в беде.
- Как сам поэт относится к деду Мазаю, зайцам? Автор добрый, хороший человек. Как и дедушка Мазай, он любит природу, животных.
Тут же делаем и обобщение по языку, подчеркиваем, что доброта, заботливое, подлинно человеческое отношение к окружающей природе отражаются в языке произведения.
Употребление автором народных слов и выражений говорит о том, что Некрасов – мастер языка, очень хорошо знал народный язык.
- Что вы узнали о жизни животных весной?
- Какое отношение к животным пробуждает автор?
- Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? Почему?
Дети читают понравившиеся выражения, части стихотворения и доказывают, почему именно эта часть или это выражение им понравились.