kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как Русь боролась со шведскими и немецкими захватчиками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока –  дать общее представление о борьбе Руси с западными завоевателями

Задачи урока :

Развивающие : Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

Обучающие : Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.

 Воспитательные:  Воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине, гордости за свой город.

Развитие универсальных учебных действий:

Личностные: развивать внимание, память

Познавательные: развивать умение читать карту, развивать навык работы с компьютером

Регулятивные: учиться ставить цели, находить пути их достижения, сравнивать, делать выводы

Коммуникативные: учиться культуре общения, сотрудничеству при работе в парах, планированию совместной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Тема: «Как Русь боролась со шведскими и немецкими захватчиками»


Цели:

  • раскрыть ход Невской битвы и Ледового побоища;

  • показать роль Александра Невского в победе над крестоносцами;

  • показать героизм народа в борьбе с иноземными захватчиками;

  • развивать внимание, мышление;

  • совершенствование навыков работы на компьютере.


Оборудование:

  • компьютер, проектор для демонстрации презентации с обучающими материалами;

  • компьютеры для индивидуальной работы учащихся.


Ход урока:

I. Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа на компьютере в парах.

Задание: Сопоставь слово и его объяснение (соедини линиями).

[Учащиеся работают с рисунком в графическом редакторе.]









2. В каком году напали монголо-татары на Русь? (1237 год)


3. Покажите на карте, какие города захватили татаро-монголы. (Рязань, и т.д.)

[Работа с картой.]


4. Какие города остались непокоренными? (Новгород, Псков)


У: — Оказывается этим богатым городам угрожала другая опасность: шведские и немецкие рыцари. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как Русь боролась с этими захватчиками.



III. Изучение нового материала.




1. У: — Северо-западная часть Руси не была разорена и разграблена монголо-татарами. Но Новгородская земля платила дань Орде. В это время в Новгороде правил князь Александр Ярославич.




2. Сообщение детей о князе, подготовленное заранее.


История русского народа знает немало славных борцов за независимость Руси, замечательных государственных деятелей и полководцев. Александр Ярославович — один из самых почитаемых героев древней Руси. Александру не было еще и 17 лет, когда новгородцы избрали его своим князем. Произошло это не случайно. Уже тогда Александр был известен в Новгороде своим мужеством, волей и великим пониманием долга перед родной землей. Высокий рост, красивая внешность, сильный голос сочетались в Александре с большими способностями государственного деятеля и талантом полководца.


3. Рассказ учителя о Невской битве.


С северо-запада новгородские земли граничили со шведскими и не­мецкими землями. Много раз пытались они покорить Новгород. Пользу­ясь тяжёлым положением русских княжеств, шведы решили в очередной раз вторгнуться в новгородские земли. В июле 1240 г. пришла тревожная весть: по Неве движется шведская флотилия под командованием Биргера. Биргер был весьма почитаемый человек в Швеции, основатель Сток­гольма, а главное — очень известный полководец.

Александр Ярославович много сделал, чтобы отразить удар шведов. Он укрепил границу, позаботился об охране подступов к Новгороду. Не промедлил князь ни минуты. Ударили в вечевой колокол. Собрались новгородцы. Не оставалось времени соби­рать большую дружину и ждать помощи от других князей. На призыв откликнулись жители города, собралось ополчение. Необычайно быстро добрались русские воины от Новгорода до неприятельского лагеря на берегу Невы. Когда на рассвете 15 июля 1240 г. шведы увидели новго­родских ратников, то были несказанно удивлены. Новгородцы застали неприятеля врасплох. (Учитель, используя аппликации, в ходе своего рассказа на доске выстраивает схему Невской битвы.)

Русская конница — дружина Александра Ярославовича — устреми­лась на вражеское войско, стараясь отрезать шведов от воды. Вдоль Невы двинулись пешие ополченцы и внезапно напали на шведский ла­герь. Закипела битва. Новгородец Савва пробился к златоверхому шатру Биргера и подрубил его. Растерялись враги. Натиск русских был силён, каждый сражался, как лев. Остатки войск шве­дов бежали на родину. После победы на Неве Александр Ярославович получил прозвище Невский.


У: — Когда и где произошла Невская битва? (15 июля 1240года на реке Неве)

У: — С кем произошла эта битва? (со шведами)

У: — Кто возглавлял русское войско? (Александр Ярославович)

У: — Кто возглавлял войско шведов? (Биргер)

У: — Кто одержал победу на Неве? (русское войско под руководством Александра Ярославовича)


Шведы были разбиты и боялись посягать на русские земли. Но уже через 2 года вторгся на Русскую землю новый враг — немецкие рыцари (Ливонский Орден). Они овладели важной псковской крепостью Изборском, а затем, воспользовавшись изменой псковского боярина, захватили крепость Псков. Теперь путь на Великий Новгород был открыт. И опять призвали Новгородцы на помощь князя Александра Невского.

Зная повадки врага, решил князь дать ему бой на льду Чудского озера, у Воронья камня. Было это 5 апреля 1242 года.


4. Прежде чем говорить о битве, посмотрим, как были одеты и вооружены русские воины и немецкие рыцари.


Сравнительный анализ снаряжения по изображениям на экране. («крестоносцы»)


5. Теперь же посмотрим, как проходила битва.


(Анимация)


  • В каком году русские войска под руководством Александра Невского одержали победу над немецкими захватчиками? (1242)

  • Как были построены немецкие войска? (клином)

  • Как называлось такое построение? (свинья)

  • Что помогло выиграть битву русским воинам? (построение, выбор места битвы)

  • Как были построены русские войска? Где находились главные силы?

  • Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)

  • Почему? (битва состоялась на льду озера и много немецких рыцарей погибло и ушло под воду)

  • Как вы думаете, почему очень много немецких рыцарей ушло под воду? (тяжелые доспехи)


6. Сейчас поработаем за компьютерами и оденем русского воина и немецкого рыцаря.

[Работа с флеш-анимацией]


7. Упражнение для глаз.

Учащиеся читают отрывок из стихотворения Натальи Кончаловской, посвященного Ледовому побоищу.

По долине голубой

Снежною дорогой,

Соблюдая меж собой

Распорядок строгий,

Шла в поход большая рать

Князя-полководца,

Чтоб от немцев защищать

Землю новгородцев.

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское.


Рано, рано поутру

Из туманной дали

Резкий голос медных труб

Люди услыхали.

То, неся стране беду,

Тяжело, но быстро

Шло по озеру, по льду

Войско в снежных искрах.

Вот оно идёт, идёт,

Лязгом угрожая,

Солнца утренний восход

В латах отражая.

И с крестами на груди

На тяжёлых латах,

Два ливонца впереди

Два быка рогатых.

Два ливонца - первый ряд,

Во втором - четыре,

В третьем - шестеро стоят,

С каждым рядом - шире.

По двенадцати в ряду,

А рядам нет счёта.

Меж рядов, не на виду,

Кроется пехота.

Подвигался этот строй

В ледяном сверканье,

Назывался этот строй

«Головой кабаньей»


Увидав перед собой

Эту силу в латах,

Выходили в смертный бой

На врагов проклятых.

И с дружиной наравне,

Мужики в овчинах,

Кто пешком, кто на коне,

Даже при дубинах.

Вот как суздальская рать

С немцем в бой вступала.

Надо было устоять

Во что бы то ни стало!


У ливонцев перевес ­-

«Клин кабаний» страшен,

Он идёт наперерез

Пехотинцам нашим.

Вот вгрызается он к нам

В строй «кабаньей пастью»,

Чтоб разрезать пополам

Войско на две части.

И не сладить нипочём

С этой силой дикой:

Рыцарь сверху бьёт мечом

И пронзает пикой...

Но когда внедрился в тыл

Алый крест зловещий,

Князь с дружиной окружил,

Взял ливонца «в клещи».

И пришла в смятенье та

Рыцарская сила:

Отвалил ось от «хребта»

Всё «кабанье рыло».


Грохот, ржанье, стон и крик,

Наши жмут сильнее,

А ливонец не привык

Получать по шее.

Как? Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или, сняв его, дрожать

На пути ледовом?

И по льду семь вёрст пешком,

В плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком,

Побросавши латы...

Наши ратники в борьбе

Землю отстояли!

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу

­Сёла, пашни, города,

И, стало быть, столицу!



7. На основе этого исторически важного сражения был поставлен фильм, фрагмент из которого мы посмотрим.


8. У: — В результате блестящих побед в Невской битве и Ледовом побоище русские обезопасили себя с северо-запада, но Русь находилась под тяжелым гнетом татаро-монгол. Это очень беспокоило князя Александра Невского. Он вынужден был проявлять терпение и смиренность и даже ходить на поклон к хану. Все это делал Александр для того, чтобы спасти Родину от окончательного разграбления монголами. И вот в ноябре 1262 года, возвращаясь из Орды, князь умирает в Городце.


В летописи записано: «Солнце Отечества закатилось! Не стало Александра.»


— Спустя много лет по распоряжению Петра I прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре, которая построена на месте Невской битвы.


Александр Невский был причислен к лику святых. Во многих храмах он запечатлен на иконах.


И в нашем городе есть исторические места, связанные с именем Александра Невского. Назовите их.


В честь Александра Невского был учрежден орден «За труды и отечество» (1725 год), который стал одной из высших наград в Российской империи. Во время Великой Отечественной войны был учрежден боевой орден Александра Невского (1942 год).



IV. Итог урока.




5



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Анимация

Анимация

Кусочек фильма

Кусочек фильма

Ледовое побоище 5 апреля 1242 года Невская битва 15 июля 1240 года Александр Невский (1220-1263гг)

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года

Невская битва

15 июля 1240 года

Александр Невский

(1220-1263гг)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как Русь боролась со шведскими и немецкими захватчиками

Автор: Иванова Антонина Николаевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства