Просмотр содержимого документа
«К.И.Чуковский и его произведения "Телефон" и "Путаница"»
Урок литературного чтения в 1 классе
К. И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница».
Цели урока:
- создать условия для ознакомления учащихся с жизнь и творчеством К. И. Чуковского, с отрывками из его произведений «Телефон», «Путаница»
-совершенствовать навыки чтения целыми словами;
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;
-формировать умение правильно общаться по телефону.
- воспитывать способность сопереживать, желание помогать.
Оборудование: учебник, книги К. Чуковского, карточки
Предметные результаты: учащийся в контакте со сверстниками читает текст по ролям, соблюдает соответствующие интонации;
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: умениеориентироваться в учебнике;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.
«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Именинный пирог» - сделать глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следите, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух (количество порций выдохов может быть разным).
Чистоговорка
Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча). Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу). Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь). Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).
- Прочитайте 1-ю строчку с удивлением;
- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением;
- Прочитайте 3-ю строчку с грустью;
- Прочитайте 4-ю строчку с радостью.
Чтение по строчкам хором.
- Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.
Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
Учитель: Что случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
Начинаем работу. На доске карточки, на которых изображены известные вам сказочные персонажи, но их имена перепутались, помогите исправить ошибки. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соотнесите картинки героев сказок и их имена.
По очереди выходят к доске и соединяют.
Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).
Учитель: Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).
-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека - К.И. Чуковский.
Изучение материала урока.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков.
- А вы знаете значение слова «псевдоним»?
- Что оно обозначает? Псевдоним – выдуманное, придуманное имя. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, разбойника Бармалея, Мойдодыра, бабушку Федору, доктора Айболита.
Оказывается, детским писателем он стал совершенно случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась первая сказка «Крокодил». Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам, и отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял небылицы, загадки.
Отгадайте мою загадку: Поверчу волшебный круг И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?
Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.
-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?
(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).
Работа по теме урока. Работа над произведением, слушание записи.
Учитель: Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении. Слушайте внимательно, подумайте к какому жанру относится это произведение?
Прослушивание сказки.
- Понравилось произведение?
- Какой жанр этого произведения? (Сказка)
-Почему вы считаете, что это сказка? (Животные разговаривают)
- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)
- Какие ещё бывают сказки? (Народные)
Чтение по цепочке.
- Откройте Учебник на с.96. Прочитаем произведение по цепочке.
Словарная работа.
- Какие слова непонятны?
- Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).
-Почему произведение называется телефон? (потому что автору постоянно поступают телефонные звонки).
-Как называется такой вид текста? (Диалог)
-Кто участвует в разговоре? ( Автор и Слон)
- Откуда звонил слон? (От верблюда)
- С какой просьбой обратился слон к писателю? (прислать шоколада)
- Для кого слон просил шоколад? (для слоненка)
- Какой слоненок? (маленький)
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (Малыши любят сладкое)
Физминутка «Хомячок»
Чтение по ролям
- Предлагаю определить слова автора и слова слона.
- С какой интонацией читает автор? (Вопросительной)
- Что должны передать, читая слова слона? (Просьбу)
Выразительное чтение по ролям.
-Чему учит эта сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных).
- А мы отправляемся знакомиться ещё с одним отрывком из произведения Корнея Ивановича «Путаница»
Карточки с изображением кошки, поросят, утят, лягушки, курицы, воробья, коровы, медведя.
- Какие звуки издают эти животные? Я показываю картинку, а вы издаёте звук. ( )
-Правильно… А теперь послушайте, что случилось однажды…..
-Азбука с. 97 «Путаница».
(Читает учитель, хорошо читающие дети помогают, а остальные следят по книге)
- Понравилось вам произведение? - Какое настроение у вас появилось? - Как вы думаете, почему зверята решили так поступить? (Захотелось пошалить).
-Почему произведение называется «Путаница»? (в этом произведении все перепуталось)
Самостоятельное прочтение произведения детьми.
- Какие строчки были самые весёлые? Прочитайте. - Кто стал мяукать? Зачитайте. (Свинки замяукали) - Хрюкать? Найдите подтверждение в тексте. (Кошечки захрюкали) - Что стали делать уточки? (Уточки заквакали) - А курочки (Курочки закрякали) - А кто коровой замычал? (Воробышек) - А кто кукарекал? (Медведь) - Зачем писатель всё перепутал? (Чтобы детям было весело читать).
Итог урока.
- Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К. И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке! Сегодня мы читали отрывки из его произведений, я думаю, что многим захотелось прочитать эти сказки полностью. Почему мы с удовольствием читаем и перечитываем книги Чуковского? (Они веселые, добрые, учат быть отзывчивыми, аккуратными).
Кому захотелось прочитать другое произведение автора?
Рефлексия:
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал, что Корней Чуковский ….
Он был очень….
Чуковский написал для детей….
Я учился…
Ребята у нас в классе растёт чудо-дерево, а чудное оно потому, что на нем одновременно могут расти яблоки и красные, и жёлтые, и зелёные. Если вам было интересно работать на уроке выберите яблоко красного цвета, желтого – мне урок понравился, но я не совсем справился, а зеленые яблоки выберут те, для кого задания были трудные и он с ними не справился.
Домашнее задание
-Прочитать к следующему уроку понравившееся произведение в полном объеме;
-Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из понравившегося произведения К.И. Чуковского.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!