Просмотр содержимого документа
«"К.Чуковский. Путаница. Небылица."»
Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица
Цель: продолжить знакомство учащихся с биографией К.Чуковского; повторить литературоведческую терминологию, сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавать настроение стихотворения, читать по ролям, объяснить лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, определять особенности юмористического произведения.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
У. Ребята, что значит «рабочее настроение»?
Д. Настроение хорошо поработать.
У. Я, надеюсь, у всех рабочее настроение?
У. Я рада, что вы готовы хорошо потрудиться на уроке.
II. Проверка домашнего задания. Какие стихи Даниила Хармса читали? Прочитайте одноклассникам. (Дети читают весёлые стихи)
III. Актуализация знаний, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. –
- Начнём урок чтения с речевой разминки.
(Раздать карточки)
- Прочитайте «жужжащим» способом
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
У. К какому жанру относится это произведение?
Д. Стихотворение - загадка.
У. Кто хочет прочитать эту загадку с удивлённой интонацией?
Д. (читает).
У. Кто отгадал загадку?
Д. (яйцо и цыплёнок).
У. Кто хочет прочитать эту загадку с весёлой интонацией?
Д. (читает).
У. Кто знает автора этой загадки?
Д. Мы встретились с затруднением.
У. Как нужно относиться к затруднениям?
Д. Не бояться, т.к. они помогают открывать новые знания.
IV. Выявление причины затруднения.
У. Почему вы не смогли назвать автора?
Д. Мы не изучали это произведение.
Построение проекта выхода из затруднения.-
У. Что делаем, когда строим новое знание?
Д. Ставим цель урока, составляем план построения новых знаний.
У. Какую цель урока поставим?
Д. Узнать автора загадки, познакомиться с новыми произведениями этого автора.
У. С чего начнём?
Д. Повторим необходимые знания.
V. Реализация построенного проекта.
1. Подведение к теме урока.
У. Посмотрите на доску.
(на доске запись: wкuоyрzнеqйrчwуsкyоuвсijкnиvzй)
Нужно выбежать к доске и стереть нерусские буквы.- (смена вида деят-сти, физмин.)
Д. (дети выбегают к доске)
У. Прочитайте оставшиеся русские буквы.
Д. Корней Чуковский.
У. Что вам известно про этого человека?
Д. Это детский поэт.
У. Правильно. Вы догадались, чья была загадка?
Д. К.Чуковского.
У. Да. Догадались, какая тема урока?
Д. Да. Знакомство с творчеством К.Чуковского.
По плану
Биография Корнея Чуковского
Определим жанр произведения
Работа над произведением
Работа над биографиейЗнакомство с биографией писателя.
Работа в группах. На чтение – 1 минута. Чтение про себя, текст на карточках.
- Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель, переводчик, сказочник, критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге.
Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий. В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости». Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык.
У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Это первые строчки его сказки «Крокодил».
И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.
Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».
В народе Чуковского называли «дедушкой» ещё при жизни.
Добавление учителя Благодаря его переводам с английского все прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена,
«Приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо
Важно отметить, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе почётное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни.
2. Знакомство с авторской небылицей «Путаница».
У. Сейчас познакомимся с произведением К. Чуковского «Путаница». Как думаете, о чём будет произведение?
Д. (прогнозируют).
У. Сейчас прослушайте аудиозапись. Посмотрим, кто был прав в догадках. (прослушивание).
У. Кто был прав?
Д. (отвечают).
У. Каков жанр произведения?
Д. Стих, сказка.
У. Докажите.
Д. (отвечают).
У. А можно это стихотворение отнести к небылицам?
Д. Да.
У. Докажите. Какая это небылица
Д.(отвечают).
У. Понравилось небылица?
Д. Да.
У. А почему вы улыбались? Что вам показалось смешным?
Д.(отвечают).
VI. Физминутка.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Словарная работа.
У. Какие слова были непонятны?
Д.(отвечают).
У. Как узнать лексическое значение этих слов?
Д.(отвечают).
У. Давайте поработаем со словариками
Паинька – ласковое название послушного ребёнка
Лопотал - говорить много, быстро, неясно
Ковш - округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего.
У. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?
Д. Заинька – паинька.
У. Какое настроение создаёт поэт?
Д. Весёлое.
VIII. Самостоятельная работа
1. Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки и по ролям(котята-2, утята-2, свинки-2, курочки-2, медведь, кукушка, заинька, кит, гуси-2, воробышки, лошади-2, мухи, лягушата) – 19, а в конце все: «Баюшки-баю!».
У. Постарайтесь прочитайть текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.
Д. (читают выразительно).
2.Работа над произведением «Путаница», выборочное чтение.
У. Что случилось с героями произведения?
Д. Они захотели разговаривать голосами других животных.
У. Почему им надоело говорить своими голосами?
Д. Наверное, они неразумные. От безделья. Пошалить захотелось.
У.Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
Д. Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
У. К чему привела их шалость?
Д. К пожару.
У. Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
Д. Да.
У. Смогли бы они потушить море?
Д. Нет.
У. Кто потушил море? Зачитайте.
Д. Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
У. Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?
Д. Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
У. Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
Д. Звери не шалите!
IX. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.
«Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!»
заинька
«Кому велено чирикать – не мурлыкайте!»
медведь
«Мы хотим, как лягушата, квакать!»
кит
«Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»
утята
Проверка по эталону .
Творческое задание.Игра «Подберите рифмы».
У. Работа в парах (раздать карточки). С партнёром по плечу
Подберите рифмы к словам:
Пирожок (творожок)
Котёнок (мамонтёнок, утёнок)
Ушко (подушка, лягушка, кружка, мушка)
Золотой (молодой, дорогой)
XI. Домашнее задание. –
У. Подготовить выразительное чтение по ролям.
По желанию – выучить понравившийся отрывок наизусть.
X. Рефлексия УД.
Закончите предложения: скажите своему партнеру по лицу
На уроке я узнал, что…
Мне запомнилось…
У. Что нового узнали на уроке?
- За что себя похвалили бы?
- Кого хотели бы похвалить?
- Что из работы на уроке больше всего запомнилось?
- Какие произведения К.Чуковского запомнили?
- С каким настроением заканчиваете урок? Покажите смайлики смайлика.
У. Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.