- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К.Д.Ушинский "Наше Отечество"»
Открытый урок по чтению в первом классе по теме: К. Д. Ушинский "Наше Отечество".
Цели урока:
- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы
I. Организационный момент
- Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль впорядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II.Актуализация знаний.Разгадывание слова.
- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)
- Какое слово получилось? (Родина)
- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
IV. Беседа о том, что такое Родина.
- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.
Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:
Учитель: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
1 ученик: А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
2 ученик: И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки - плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
V. Работа со стихотворением И.Никитина "Русь"
- Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.
Чтение стихотворения И.Никитина «Русь»
- Как поэт называет нашу Родину? (Русь)
Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.
- А как сейчас её называют? (Россия)
Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
- Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)
- К чему призывает автор?
VI. Работа с книгой
1. Подготовка к чтению рассказа.
- Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)
- Прочитайте название рассказа на доске.
- Как вы понимаете слово "Отечество"?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.
- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)
2. Словарная работа.
- Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
- Кого вы видите?
- Что он делает?
- Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
- Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)
- «Государство»- страна.
3.Первичное чтение произведения учителем.
4. Беседа по содержанию:
- Как называется рассказ, который я вам прочитала?
- Что нового вы узнали из рассказа?
5. Чтение рассказа по цепочке
6. Выборочное чтение:
- Почему автор называет Россию отечеством?
- Почему автор называет Россию Родиной?
- Почему автор называет Россию матерью?
- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
7. Беседа по иллюстрации
- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
- Кто изображён на иллюстрации сверху?
- Как зовут этого всадника?
- Что он делает?
- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
- А как изображено настоящее?
- А есть ли на земле другие государства?
- Где вы уже побывали, в каких странах?
- Скучали вы по родному дому? Почему?
- Хотелось ли вам возвратиться домой?
- А как всё это можно назвать?
- Может быть у человека две или три Родины?
- Почему?
- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,
хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.
Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,
«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
8. Игра "Собери пословицу"
1.Своя земля и / в горсти мила.
2.С родной земли -/ умри, не сходи!
3.Всякому мила / своя сторона.
4.Любовь к Родине / сильнее смерти.
5.Родина краше солнца,/ дороже золота.
6.Каждому свой / край сладок.
- Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.
- Продолжи пословицу: Родина - мать, умей…(за нее постоять).
- Как вы понимаете эту пословицу?
Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
знать ее историю,
сохранять и преумножать ее богатства,
беречь природу,
всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.