kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.

- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;

- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

- развивать навыки устной речи; познавательный  интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К.Д.Ушинский "Наше Отечество"»

Открытый урок по чтению в первом классе по теме: К. Д. Ушинский "Наше Отечество".



Цели урока:


- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.

- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;

- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.


Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы


I. Организационный момент


- Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.


Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль впорядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку "5".


II.Актуализация знаний. Разгадывание слова.


- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)


- Какое слово получилось? (Родина)


- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?


III. Сообщение темы и целей урока


- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.


IV. Беседа о том, что такое Родина.


- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.


На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:


Учитель: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…


1 ученик: А другим, наверно, вспомнится,

Свой родной, московский двор

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног


2 ученик: И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!


Физминутка


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки - плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.


V. Работа со стихотворением И.Никитина "Русь"


- Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.


Чтение стихотворения И.Никитина «Русь»


- Как поэт называет нашу Родину? (Русь)

Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.


- А как сейчас её называют? (Россия)

Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.


- Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)


- К чему призывает автор?


VI. Работа с книгой


1. Подготовка к чтению рассказа.


- Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)


- Прочитайте название рассказа на доске.


- Как вы понимаете слово "Отечество"?


- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.


- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)


2. Словарная работа.

- Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.


- Кого вы видите?


- Что он делает?


- Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)


- Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)


- «Государство» - страна.


3. Первичное чтение произведения учителем.


4. Беседа по содержанию:


- Как называется рассказ, который я вам прочитала?


- Что нового вы узнали из рассказа?


5. Чтение рассказа по цепочке


6. Выборочное чтение:


- Почему автор называет Россию отечеством?


- Почему автор называет Россию Родиной?


- Почему автор называет Россию матерью?


- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.


7. Беседа по иллюстрации


- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)


- Кто изображён на иллюстрации сверху?


- Как зовут этого всадника?


- Что он делает?


- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.


- А как изображено настоящее?


- А есть ли на земле другие государства?


- Где вы уже побывали, в каких странах?


- Скучали вы по родному дому? Почему?


- Хотелось ли вам возвратиться домой?


- А как всё это можно назвать?


- Может быть у человека две или три Родины?


- Почему?


- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.


- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,

хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.

Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,

«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.


8. Игра "Собери пословицу"


1.Своя земля и / в горсти мила.


2.С родной земли -/ умри, не сходи!


3.Всякому мила / своя сторона.


4.Любовь к Родине / сильнее смерти.


5.Родина краше солнца,/ дороже золота.


6.Каждому свой / край сладок.


- Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.


- Продолжи пословицу: Родина - мать, умей…(за нее постоять).


- Как вы понимаете эту пословицу?

Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:

  • знать ее историю,

  • сохранять и преумножать ее богатства,

  • беречь природу,

  • всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.

VIII. Итог урока


- Какой праздник отмечался в стране?


- Вы будущие защитники нашей Родины.


1 ученик: Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.


2 ученик: Берегите Россию – без неё нам не жить

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой!»


IX. Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Автор: Долгова Дина Алексеевна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства