Просмотр содержимого документа
«Изучаем правила дорожного движения (окружающий мир, 4 класс, УМК "Начальная школа 21 века". »
Тема: Изучаем правила дорожного движения. (4 класс).
( урок окружающего мира по УМК «Начальная школа 21 века»).
Цели:
Расширить знания о правилах дорожного движения;
знать и уметь применять в жизни правила дорожного движения;
воспитывать чувства бережного отношения к своему здоровью.
Ожидаемые результаты.
1.Обучающиеся будут знать сигналы регулировщика, историю
возникновения светофора, дорожных знаков.
2. Обучающиеся расширят знания о правилах дорожного движения;
3. Обучающиеся смогут обосновать роль правил дорожного движения в жизни человека, необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Ход урока:
Орг. момент. ( 2 мин.) Слайд 1.
- Ребята, посмотрите в окно. Какой сегодня чудесный день!
- Возьмите цветные карандаши и обозначьте своё настроение цветом:
если у вас хорошее настроение – закрасьте круг зелёным цветом, если не очень – жёлтым, ну, а если плохое – красным.
- Давайте проведём этот урок так, чтобы у всех было отличное настроение.
II. Определение темы и целей урока. ( 3 мин.)
- Посмотрите на доску (на доске несколько карточек со словами: неравенство, дорожные знаки, цифра, предложение, светофор, сказка, регулировщик).
- Выберите только те понятия, которые относятся к уроку окружающего мира. (дорожные знаки, светофор, сигналы регулировщика).
- Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке? (о правилах дорожного движения).
- Вот этому плану мы будем работать сегодня на уроке. Слайд 2.
- Ребята, мы живём с вами в большом и красивом городе с его широкими улицами, высокими мостами и ,конечно, же длинными и переплетающимися друг с другом дорогами. Слайд 3.
- Почему нередко случаются дорожные происшествия?
- Что может произойти, если люди не будут знать и выполнять пдд? (нанесут вред своему здоровью).
- Что нужно делать, чтобы избежать таких ситуаций?
Вывод: хорошо знать уметь применять в жизни правила дорожного движения, бережно относиться к своему здоровью).
Цель урока: 1. расширить знания о правилах дорожного движения;
III. А.О.З.(8 мин.)
1. Светофор.(3 мин.)
- Вы наверняка любите путешествовать и сегодня мы отправимся в путешествие по городу безопасного движения.
- А о чём пойдёт речь на нашей первой станции вы узнаете, разгадав загадку.
- На самом перекрёстке
Великан стоит трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу. (Светофор)
- Где можно встретить светофор? (Обычно светофоры устанавливают на всех четырех углах перекрестка, чтобы их лучше видели пешеходы и водители. Четыре угла — четыре светофора.
-Каково его назначение? (регулировать дорожное движение).
- Какие виды светофоров вам известны?
(Светофоры бывают транспортными и пешеходными.) Слайд 4 .
- Чем они отличаются друг от друга?
- Транспортный светофор — трехсекционный, с сигналами красного, желтого и зеленого цветов.
-Пешеходный светофор — двухсекционный, с сигналами красного и зеленого цветов.
- Кто выполняет приказы транспортного светофора? (водители)
-А кто пешеходного?
- Что делать, если на перекрёстке нет пешеходного светофора? (если его нет — пользоваться сигналами транспортных светофоров.)
- А известно ли вам где и когда появился самый первый светофор и как он выглядел?
- Давайте обратимся к исторической справке. Слайд 6-7.
2. Историческая справка. (3 мин.)
- Первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в1929 году в Москве. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную. Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились.
- В каком порядке идут цвета в светофоре? И почему? (для лучшей видимости наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а внизу – зелёный.)
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета?
- Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
- Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
- Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым.
Вывод: для чего нужно знать сигналы светофора?
3.Индивидуальная работа с взаимопроверкой. (2 мин.)
(«Вопрос- ответ)
- что означает зелёный сигнал светофора? Движение запрещено
- что означает жёлтый сигнал светофора? Движение разрешено
- что означает красный сигнал светофора? Приготовиться
- А теперь сравните работу с экраном. Слайд 8. «Проверь себя».
- Сегодня на уроке мы будем оценивать себя, а свои результаты отражать в таблицах, которые лежат перед вами.
IV. Ф. Н.З. ( 6 мин.)
1.– Кто ещё может регулировать движение транспорта и пешеходов? (регулировщик).
(стих.С.В.Михалкова «Моя улица» читает подготовленный ученик в форме регулир.)
Здесь на посту в любое время
Дежурный - ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
- Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в правой руке жезл) определенные жесты.
Слайд 9.
(Ученик-постовой демонстрирует жесты, а учитель поясняет их.)
А). Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.
Б). Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.
В). Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
- Ещё у регулировщика есть свисток. Как вы думаете, для чего он нужен? (Регулировщик показывает предметы). Сигнал свистком служит, чтобы привлечь внимание участников движения: водителей транспортных средств и пешеходов.
Слайд 10
- Для лучшей видимости часто применяется жезл или диск с красным сигналом. Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или светоотражающее покрытие.
- Регулировщик “разговаривает” только жестами. Поворачивается налево и направо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит.
-Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения - водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора.
Вывод: - Для чего необходимо знать сигналы регулировщика?
Физминутка – игра. (1 мин.)
Учитель: А сейчас давайте поиграем в игру “Регулировщик”. Кто хочет исполнить роль регулировщика? (Ребёнку вручается жезл). Приглашаются 2-3-х желающих на роль пешеходов. (Пешеходы выполняют сигналы регулировщика)
Листы самооценки.
2. – Отправляемся дальше. ( 2мин.)
- Отгадайте загадку. Сами не видят, а другим указывают. (дор. знаки)
Учитель. Складывая буквы, вы, ребята, научились читать. Точно также по дорожным знакам “читают” улицу водители. Дорожные знаки рассказывают, где, куда, с какой скоростью, кому можно двигаться. Именно поэтому их называют дорожной азбукой.
- Дорожные знаки имеют свою историю. Слайд 12-13.
- Самые старые из всех дорожных знаков - указатели расстояний, люди устанавливали каменные столбы, чтобы пометить дорогу; на перекрёстках ставили каменные или деревянные кресты, строили часовни.
- Более 300 лет назад в России появились высокие столбы на дороге через каждую версту (1 км 67 м) их стали называть верстовыми. Позднее стали устанавливать столбы на перекрёстках и делать на них надписи, куда какая дорога ведёт. Дороги, на которые ставили столбы, стали называть столбовыми.
Учитель: Давайте вспомним группы дорожных знаков. ( 5мин.)
- На какие большие группы делятся дорожные знаки? Слайд 14
Предупреждающие знаки;
Запрещающие знаки;
Предписывающие знаки;
Информационно – указательные знаки;
Знаки сервиса
-Что мы знаем о предупреждающих знаках? Слайд 15
Предупреждающие знаки имеют форму треугольника с красной каймой. Они предупреждают водителей и пешеходов об опасных участках на дороге.
-Что мы знаем о запрещающих знаках? Слайд 16
Запрещающие знаки имеют форму круга с красной каймой.
Эти знаки – начальники. Их приказы надо выполнять.
-Что мы знаем о предписывающих знаках? Слайд 17
Предписывающие знаки имеют форму круга голубого цвета с белыми символами.
-Что мы знаем об информационно- указательных знаках? Слайд 18
Информационно- указательные знаки имеют форму квадрата или прямоугольника, большей частью голубого цвета. Они сообщают водителям, пешеходам и пассажирам об остановках общественного пассажирского транспорта, местах стоянок и различных переходов, указывают направление движения.
-Что мы знаем о знаках сервиса? Слайд 19
Знаки сервиса (обслуживания) имеют форму прямоугольника голубого цвета с белым квадратом внутри, где указан вид сервиса.
Работа в группах. (Собери дорожный знак).
- Для кого придуман этот знак? Где его обычно устанавливают?
Листы самооценки.
V. Подведение итогов. (3мин.)
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какой цели мы достигли? (расширили свои знания по ПДД).
- Какими знаниями о ПДД вы сможете поделиться со своими знакомыми?
- А сейчас к доске выйдут девочки и поставят магнит к той станции, где им было наиболее легко.
- А теперь – мальчики.
- Как вы думаете почему она оказалась самой лёгкой?
- Значит станция ….. самая трудная. Над чем нужно поработать к следующему уроку, чтобы в данном материале не испытывать затруднений?
VI. Рефлексия. ( Экран настроения).(2 мин.)
- Вернёмся и опять обозначим своё настроение цветом.
- А теперь на обратной стороне этого листа напишите любое правило ДД и подарите его соседу по парте.
VII. Дом. задание (1мин.)
- Придумать свой дор. знак, повтор. сигналы регулировщика.
Использованная литература и интернет сайты:
1.http://lib.ru/TALES/MIHALKOW/stihi.txt
2. http://festival.1september.ru/articles/513413/
3. http://www.prav-net.ru/dorozhnye-znaki/
4. “Дорогу осилит идущий” дорожная грамота в 100 вопросах и ответах (рекомендации). Ленинград, 1990.
5. “Рекомендации по организации работы по предупреждению транспортного травматизма среди детей и подростков по месту жительства”. Уфа, 1989 г.