kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменения В Российском государстве.Императрица Екатерина II

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
Цели:    
1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории.
О б о р у д о в а н и е: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Начинаем мы опять 
По истории шагать. 
Чтобы всё понятно стало 
Потрудились мы немало.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит  о п р о с  учащихся:
– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?
– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?
– В чем были трудности учебы в то время?
– Назовите  заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

3. Сообщение новой темы. Постановка целей урока.
– Кто продолжил дело Петра I? - И о ком пойдет речь на этом уроке? -  Это нам предстоит узнать!!
Отгадывание кроссворда.
(Разгадывание кроссворда на слайдах  с 1 - 11).
Вопросы к кроссворду: 1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2. Кто был его первым учителем? 3. Кем был его отец? 4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5. В какой стране  за границей учился Ломоносов? 6. Около какого города родился Ломоносов? 7. Ломоносов был выдающимся  …. 8. Он открыл атмосферу на планете ….. 9. Название судна Ломоносова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменения В Российском государстве.Императрица Екатерина II»

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.

2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Начинаем мы опять 
По истории шагать. 
Чтобы всё понятно стало 
Потрудились мы немало.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с учащихся:

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

– В чем были трудности учебы в то время?

– Назовите заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.


3. Сообщение новой темы. Постановка целей урока.

– Кто продолжил дело Петра I? - И о ком пойдет речь на этом уроке? - Это нам предстоит узнать!!!!!!!

Отгадывание кроссворда.

(Разгадывание кроссворда на слайдах с 1 - 11).

Вопросы к кроссворду: 1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2. Кто был его первым учителем? 3. Кем был его отец? 4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5. В какой стране за границей учился Ломоносов? 6. Около какого города родился Ломоносов? 7. Ломоносов был выдающимся … . 8. Он открыл атмосферу на планете …. . 9. Название судна Ломоносова.

Ответы: 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка.

Ключевое слово: ЕКАТЕРИНА.

Эпиграф: «Любить свой народ и быть матерью для него

- моя обязанность»              Екатерина II

III. Работа над новым материалом.

Учитель: - Молодцы! Как вы думаете, о ком на уроке сегодня пойдет речь? ( Екатерине Великой)

А что мы должны сегодня выяснить, узнать? (Почему её назвали Великой, какие перемены произошли при её царствовании).

Слайд 1

Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая.

Так же как и Петра её называли Великой. Да, ребята, а вот почему её назвали Великой, нам предстоит узнать на уроке.

Будьте внимательными, цените и уважайте своих одноклассников.

Сейчас Маша и Даниил нам расскажут о ней.

Слайд 2

Рассказ ученика (Выступает Ручкина М. и Кузнецов Д.)

Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы.

Слайд 3

Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения.

Слайд 4

Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Она вела переписку и встречалась с умнейшими людьми своего времени.

После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей.


Слайд 5

Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года.

Слайд 6

Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.

Учитель демонстрирует фотографии памятника Екатерине II.,  где изображены ее помощники в разных делах.


А сейчас проверим, как внимательно слушали рассказ ребят. Ответив на несколько вопросов:


- Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина II.)

- Где родилась Екатерина Великая? Ответ: В Германии

- Кем она была до того как стала русской императрицей? Ответ: Немецкой принцессой

- Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года.)

- Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом.)

- Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников и советников.)

УЧИТЕЛЬ: Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы и выясним какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II


Каждая группа будет работать по своей теме, используя материал учебника на с. 106-110 и подобранный вами дополнительный материал


  • «Путешествие в Санкт-Петербург» - 1 группа

  • «Дворяне и крепостные крестьяне» - 2 группа

  • «Знаменитые военачальники» - 3 группа


Ответы 1 группы:

«Путешествие в Петербург»

Слайд 7

Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде.

На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города.

Постамент памятника высечен из Гром - камня (его расколола молния). Это была огромная скала, которую с огромным трудом перевезли в Петербург. Для этого использовали огромные, обитые медью желоба и бронзовые шары.

Слайд 8

В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы.

Слайд 9

Рассказ ученика

В середине XVIII века на набережной Невы возводится Зимний дворец

Слайд 10

Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.


УЧИТЕЛЬ: – А что в наши дни находится в Зимнем дворце?


Слайд 11

Ученики. Музей Эрмитаж.


Слайд 12

Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней.

Подведём итоги:

- Какие изменения произошли в Санкт – Петербурге при Екатерине Великой? (возник памятник Петру Великому «Медный всадник; Нева оделась в каменные берега; строились мосты; был возведен Зимний дворец)

Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?



Послушаем ответы 2 группы

«Дворяне и крепостные крестьяне»

Слайд 1

Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно.

Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.

Слайд 2

В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

3) Дворяне владели крепостными крестьянами

Ушкова Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

Слайд 3

Как жили крепостные кресьяне?


  • Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

  • Многие крестьяне, не выдерживая такой жизни, бежали. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.

  • Емельян Пугачёв поднял восстание, для того чтобы крестьяне получили независимость. Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших.


Итоги:

  • Ребята, скажите, кто такие дворяне?

Ответы детей Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами.

  • А крепостные крестьяне?

Ответы детей Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Слушаем ответы 3 группы

«Знаменитые военачальники»


Слайд 4

- Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков.


УЧИТЕЛЬ - Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?

Ученики. Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил.

Слайд _5_


Никита и Шляхов_

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении.

Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.



Слайд _6_

Ангелина и Кристина

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры.

Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».


(Стебунов) Итог:

Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов.


Подведём итоги:

- Назовите самого известного полководца того времени. Ответ: А.В. Суворов

- А теперь самого известного флотоводца. Ответ: Ф.Ф. Ушаков

Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков?

Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо работали, были внимательными, молодцы!


А вот как усвоили, сегодняшнюю тему урока вы сейчас проверите.

Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Историческое домино». - У каждой группы на столе набор карточек.

- Победит та команда, которая быстрее всех составит большее количество верных цепочек из карточек домино.

Возводится

в середине XVII в. на Дворцовой

площади

Царствование

Екатерины II

34 года

Медный

всадник

Памятник

Петру I

Емельян

Пугачев

Предводитель

крестьян

Генералиссимус

А. В. Суворов

Эрмитаж

Крупнейший

музей

Прозвище
Екатерины II

Великая

Ф. Ф. Ушаков

Командующий

Черноморским

флотом

Книга

Суворова

«Наука

побеждать»

Крепость

Измаил

Знаменитая

победа

Суворова

Зимний

дворец

Подведение итогов игры.

V. Закрепление изученного.

  1. Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

  2. Какие перемены произошли в России в это время?

  3. !!!!!!!! – Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изменения В Российском государстве.Императрица Екатерина II

Автор: Зубкова Татьяна Ивановна

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294733


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства