- создание способов решения проблемы.
- умение адекватно оценивать свою деятельность и своих сверстников.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. | Настраивает учащихся на предстоящую работу. Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели. - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз: | Настраиваются на предстоящую работу. Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, У нас все получится. |
2. Актуализация знаний | - Приближается самый любимый праздник всех детей и взрослых. Это Новый год. Неотъемлемыми символами Нового года являются не только Дед Мороз и подарки, но и празднично украшенная елка, переливающаяся всеми цветами радуги. И мы уже начали подготовку к этому празднику. Что мы уже сделали? | Рисовали, вырезали снежинки, смастерили елочку. |
3.Постановка учебной задачи. Познавательно-информационная беседа. | Введение новой информации в рассказе- беседе. Сегодня мы познакомимся с приёмами резания ножницами на глаз, научимся соблюдать длину разреза. Надо будет всё сделать как можно точнее и аккуратнее. А изготовим мы ёлочное украшение. Как оно называется, вы узнаете, если разгадаете загадки. Расписные цепи эти, из бумаги клеят дети. (Гирлянды) С ветки на ветку, красиво висят. Светят, мерцают, красиво блестят. (Гирлянды) На ёлке нарядной мигают, шутя, и в сказку они приглашают тебя. Цветными огнями манит волшебство и в праздник всем нам открывает окно. (Гирлянды) -22 декабря считается официальным днем рождения гирлянды. Именно 22 декабря в 1882 году помощник изобретателя электрической лампочки Томаса Эдисона — Эдвард Джонсон придумал елочную электрогирлянду, которой украсил зеленую красавицу у себя дома на Рождество. | Общение с опорой на личный опыт. Отгадывают загадки. Гирлянды |
4. Определение способов выполнения задания и открытие нового знания. | Обращение к личному опыту учащихся, предъявление вопросов, направленных на выяснение конструктивных особенностей и технологии изготовления изделия -Сегодня мы с вами изготовим гирлянду. -Посмотрите внимательно на эту работу (образец изделия) -Из какого материала выполнено изделие? -Как? -Какие инструменты понадобятся для работы? | Наблюдения с опорой на реальные объекты. Рассуждения о возможных способах изготовления изделия. -Изделие выполнено из бумаги. -Резанием. -Для работы понадобятся ножницы, карандаш, линейка. |
| Подведение учащихся к выявлению и осознанию учебной проблемы. Организация поисковых практических упражнений. -Как вы думаете, сможем ли мы выполнить эту работу только с помощью ножниц? -Хотите научиться резать ножницами с помощью глазомера? Обратимся к словарю. Глазоме́р — способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). Чтобы выработать у себя хороший глазомер, следует постоянно упражняться в определении расстояний, почаще измерять на глаз и при помощи расчётов расстояние до видимых предметов. -Чтобы резать ножницами ровно и аккуратно, нужно поупражняться в развитии глазомера. Показ картонной планки с передвигающимся по ней ярким измерителем из цветной бумаги ( полоска бумаги, склеенная кольцом и надетая на планку) Учитель показывает, как двигается измеритель, как с его помощью поделить планку пополам, т.е. найти середину, где будет стоять измеритель, если правая сторона будет больше левой и наоборот. Далее учитель предлагает нескольким учащимся показать на планке середину полоски. Организация индивидуальной работы по развитию глазомера. На партах у каждого лежат бумажные квадраты и цветные полоски. Задание: найти середину квадрата и полоски. Учитель подбадривает учащихся. - Молодцы, ребята! -Какой новый способ измерения расстояния открыли? Теперь вы готовы выполнить основное задание. | Выполнение поисковых практических упражнений. Мнения разделились. -Да! - Что такое глазомер? Дети по очереди у доски на демонстрационной полоске показывают середину, остальные оценивают правильность выполнения задания. Выполняют работу индивидуально. При помощи глазомера находят середину квадрата и полоски, проводят при помощи линейки и карандаша линию, затем проверяют себя путем сложения фигур пополам. - При помощи глазомера. |
5.Планирование самостоятельной практической работы учащихся. | Выстраивание последовательности изготовления изделия, составление плана совместно с учащимися -Обратите внимание на образец изделия. -Как разрезана полоска? -Доходят ли разрезы до противоположной стороны полоски? -Одинаковое или разное расстояние между разрезами? - С чего начнём выполнять работу? Первый шаг? Второй шаг? Третий шаг? | Краткое формулирование этапов и составление примерного плана практической работы. -С двух сторон. -Нет, не доходят. -Одинаковое. -Составление плана работы. -Сделаем надрезы с одной стороны полоски. -Перевернём полоску -Сделаем надрезы на другой стороне полоски. |
6. Показ выполнения работы и инструктаж по технике безопасности | Учитель показывает приемы резания и выполнение изделия, проводит инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Правила обращения с ножницами. 1. Как держать ножницы — ножницы держат тремя пальцами правой руки: просовывают средний и большой пальцы руки, а указательным пальцем придерживают. 2. Во время работы не держи ножницы концами вверх, нужно держать ножницы над партой. 3. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время резания. 4. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. 5. Не работай с ножницами с ослабленным шарнирным креплением. 6. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держи их в закрытом виде за рабочую часть, передавая кольцами по направлению к товарищу. 7. При работе следи за линией разреза и пальцами левой руки, поддерживай обрабатываемый материал. 8. Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались за край парты. | Учащиеся слушают учителя, следят за последовательностью выполнения работы по образцу |
| Пальчиковая гимнастика Звезды на небе сверкали. Вдруг в морскую воду упали. А на дне морском они Быстро - быстро вдруг пошли.
| Выполняют пальчиковую гимнастику. Дети ставят руки на локти и поднимают кисти рук вверх, потрясывают пальчиками. Затем опускают руки на парты, ставят на подушечки пальцем и как бы шагают по очереди и правой и левой рукой одновременно. Упражнение повторить 2-3 раза. |
7. Самостоятельная работа | Учитель контролирует самостоятельную работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь. Анализирует готовые изделия, помогает учащимся найти ошибки при изготовлении изделия, причины затруднений. | Самостоятельная работа учащихся. Пробная работа. Находят причины ошибок при выполнении изделия. |
| Физминутка Раз -рука, два -рука, Лепим мы снеговика! Три-четыре, три-четыре, Нарисуем рот пошире! Пять - найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. Шесть - наденем шляпу косо, Пусть смеется он у нас. Семь и восемь, семь и восемь. Мы сплясать его попросим | Выполняют движения |
| Закрепление техники резания на глаз по образцу. Изготовление гирлянды. | Закрепляют приемы резания и выполняют вторую гирлянду |
8.Оценка деятельности учащихся на уроке | Оценка выполненных работ по следующим критериям: Освоение нового технологического приема резания при помощи глазомера; Самостоятельность выполнения работы; Активность и инициативность
| Оценка и самооценка: Качества выполнения работы; Степени самостоятельности: (при помощи учителя, под контролем учителя, в группе, самостоятельно) |
9. Игра на развитие внимания и умения анализировать. | Что изменилось? Учитель выставляет на доску аппликацию, на которой изображены три воздушных шара разного цвета. В середине, выше других - красный шар, справа – жёлтый, слева – синий. Детям предлагается внимательно посмотреть и запомнить, как расположены шары. Затем аппликацию убирает и выставляет вторую, на которой жёлтый и синий шары поменялись местами. Продолжая игру, учитель показывает первую аппликацию, убирает её и выставляет другую с зелёным шаром, вместо синего. |
Учащиеся должны сказать, что изменилось. Если они затрудняются, то снова появляется первая аппликация для сравнения. Дети снова ищут изменения. |
10. Рефлексия | Организация склеивания частей гирлянды в одну и украшение ёлки. - Давайте сделаем выставку наших работ и украсим ёлочку. -Что вам понравилось и почему? - С каким материалом мы работали на уроке? - Что нового узнали на уроке? - Все справились с заданием, молодцы! - А теперь приведем в порядок рабочие места. | Работа в парах Склеивание гирлянды Украшение ёлочки. |
1. Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
2. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
3. Лутцева Е.А. Технология. Органайзер для учителя. Сценарии уроков. 2 класс. Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2013
4. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. Методика для учителя. 2 класс. Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2013
5. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка.
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.