№ | Этапы урока, методы и приёмы | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Подготовка к уроку. | | Контроль за подготовкой рабочих мест. | Подготовка личного рабочего места. | Р: самоконтроль. |
2. | Орг. момент. | ~1 мин | | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | |
3. | Формулировка темы и цели урока. | ~ 3-5 мин | Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку: Так похожи друг на дружку Деревянные подружки. Много их или немножко, Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ) Но откуда взялось это имя - матрёшка? (Высказывания детей) Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрёшка" связано с именем индуистской богини-матери Матри. Ну, а самое главное - эта кукла с секретом: Это сон иль наяву - не могу понять совсем. Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало семь. Семь кукол деревянных, разноцветных и румяных, На столе у нас живут, всех матрёшками зовут. Поиграли, порезвились и в одну все уместились! Предположите, какая у нас сегодня будет тема? (Матрешка) Какие цели будут сегодня на нашем уроке? (Создать аппликацию «Русская матрешка») | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста. К: правильно формулировать цель урока. |
3. | Объяснение нового материала. | ~ 5 мин | Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Из дерева) А чем расписывают матрешку? (Гуашью) Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, который сам матрёшку и расписал. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец. | Слушают учителя. | П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы. К: слушать и понимать речь других. |
4. | Первичная проверка понимания. | ~ 3 мин | Из чего делают матрешку? (Из дерева) Чем расписывают матрешку? (Гуашью) Сколько матрешек помешалось в самую первую матрешку? (Восемь) | Отвечают на вопросы. | К: вступать в беседу, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. |
4. | Пед. показ | ~ 3-4 мин | Ребята, сегодня мы с вами выполним аппликацию «Русская матрешка». Для работы нам понадобятся: шаблоны матрешки из картона, ткань, ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, белая бумага, простой карандаш, тряпочка, игольница, кисточка, картон, портновский мел, подкладной лист. Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами. Правила обращения с ножницами Не держи концами вверх, не носи их в кармане. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. При работе с ножницами следи за пальцами левой руки. Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты. При вырезании деталей имеющих форму окружности, поворачивай бумагу. Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях. | Слушают учителя. Проверяют свою готовность к работе. Повторяют правила работы с ножницами. | П: наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации. |
5. | Физминутка. | ~1 мин | | Разминают руки. | Л: установка на здоровый образ жизни |
7. | Самостоятельная творческая работа. | ~20 мин | Ребята, а теперь приступайте к работе самостоятельно. Пользуйтесь планом, который вы видите на доске. Если у вас будут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду. | Выполняют матрешку. | Р: уметь организовать свою деятельность |
8. | Выставка готовых работ. Оценка проделанной работы. | ~ 3-5 мин | | Анализируют работы. | Р: уметь оценивать правильность выполнения работы |
9. | Подведение итогов урока. | ~3 мин | Ребята, какую цель мы ставили перед началом работы? (Создать аппликацию «Русская матрешка») Мы ее выполнили? Кто доволен своей работой? | Подводят итоги своей деятельности. | Р: наблюдение и сравнение |
10. | Уборка рабочего места. | Перемена | Ребята, собираем бумагу, клей, ножницы, убираем мусор. | | |