Просмотр содержимого документа
«Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»»
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре отпетое на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука, рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Олега» на карточке; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Книги не говорят, а правду сказывают.
• Одна книга тысячи людей учит.
• Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.
— Прочитаем их с разной интонацией: удивления, раздражения (еще: весело, выразительно).
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, как рождается книга.
— Какие летописи, былины вы читали?
(Заслушивают несколько отрывков. Учитель также может сделать короткое сообщение.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Предварительная работа
(Один из учеников читает текст на карточке.)
Смерть Олега
Был русский князь Олег. Он призвал к себе волхвов и спросил у них: какая его жизнь будет и какая смерть? Волхвы сказали:
— Жизнь твоя будет счастливая, а смерть тебе будет от любимого твоего коня. Олег и подумал: «Если мне смерть от любимой лошади, так я ее отошлю и никогда на ней ездить не стану». И Олег велел отвести лошадь в дальнюю деревню.
Один раз приехал Олег в ту деревню. Времени уже прошло много. Олег и спросил:
— А где лошадь моя, что я сюда прислал? Жива ли? Ему и говорят:
— Лошадь твоя давно уже издохла.
И жалко стало Олегу лошади. Он и говорит:
— Напрасно погубил я коня. Покажите мне его. А ему говорят:
— Он давно издох, его волки съели, одни кости остались.
Олег велел провести себя к тому месту, куда они бросили лошадь. А там только кости валялись да лошадиная голова.
Олег и подумал: «Как же мне смерть придет от этого теперь?» И он толкнул ногой лошадиную голову. А в голове была змея. Она выползла, зашипела и ужалила Олега в ногу. От этого Олег и умер.
Л.Н. Толстой
2. Работа над отрывком из летописи. Словарная работа
— Сегодня мы продолжим читать отрывки из книги «Рассказы начальной русской летописи». Прочитаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего» на с. 10—11 учебника. (После первичного чтения проводится работа по объяснению непонятных слов.)
— О каком веке идет речь в прочитанных отрывках из летописи? Прочитайте запись года. («В лето 6415 (907)...» — Х в., «В лето 6420(912)...»-X в.)
ВОЛХВЫ— у древних славян: чародеи, колдуны.
КУДЕСНИК - волхв, чародей.
СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.
— Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне принять?»?
— Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах. Попробуйте передать атмосферу того времени голосом, интонациями. Кто в нем действует? (Автор, князь, кудесник, конюх.)
(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 4 на с. 11 учебника.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
— Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оплакивали князя Олега?
Домашнее задание
Найти произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
Материал для учителя
Бумага
Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали на деревянных дощечках. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте — особым образом обработанной коже коз и овец.
Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105-110 гг. н. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIIIв.
Книги
Старинные рукописные книги представляли собой длинные свитки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть.
В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.
Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пергамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплетчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.
В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Там же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках — клише — вырезали тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.
Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутенберг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры — можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на странице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.
Первая книга - Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 экземпляров. Она состояла из 1284 страниц.
Первую русскую книгу напечатал в 1564 г. в Москве Иван Федоров. С появлением печатных станков книги подешевели. Только за первые 50 лет в Европе было выпущено порядка 15 тыс. книг. Вскоре начали
выходить газеты.
Книга начинается с авторской рукописи. Раньше текст писали от руки или печатали на пишущей машинке. Теперь все чаще писатель набирает текст на компьютере. Затем текст читает редактор и отдает художнику, чтобы тот нарисовал к тексту иллюстрации. В типографии книгу печатают и переплетают. Потом она поступает в книжные магазины.