Просмотр содержимого документа
«Ю.П. Мориц «Чтоб летали мы все и росли»»
Урок литературного чтения
Ю.П. Мориц «Чтоб летали мы все и росли»
Цель урока. Сформировать первичные представления о своеобразии произведений Ю. П. Мориц. Задачи
познакомить учащихся с игровыми стихами Ю.П. Мориц;
совершенствовать следующие читательские умения: умение воссоздавать в своём воображении образные картины; умение читать выразительно стихи;
углублять интерес учащихся к поэтическому слову, его ритмам и звукам.
Ожидаемые результаты:
Универсальные учебные действия (метапредметные результаты)
Личностные:
формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать другому человеку.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
учить высказывать своё предположение (версию);
составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
развивать у учащихся умения оценивать состояние других людей;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
учить строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенную информацию из художественного текста;
углублять интерес учащихся к поэтическому слову, его ритмам и звукам;
совершенствовать следующие читательские умения: умение воссоздавать в своем воображении образные картины; умение выразительно читать стихи;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога.
Коммуникативные:
учиться выражать свои мысли;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
учиться подтверждать аргументы фактами;
строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
уточнить представления детей о значении доброжелательных отношений между людьми, при помощи улыбки;
Ход занятия.
Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку
Введение в тему.
-Ребята, а человек может летать так, как птица?
(Нет, не может, у него нет крыльев)
-А могут у человека вырасти крылья?
(Могут, не могут)
-Возникли разные мнения.
На этот вопро ,ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
3 Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.
- Возможно произведение Юнны Мориц «Чтоб летели мы все и росли» поможет найти ответ на этот вопрос.
- Ребята, а вы знаете произведения Юнны Мориц ?
Мы встретимся с веселыми, озорными и добрыми стихами поэтессы Юнны Мориц, которые возвращают нас в детство.
-Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве. Первое стихотворение она написала в четыре года. Школу закончила с золотой медалью.
-Произведения Юнны Мориц наполнены любовью. Она безумно любит своих читателей и до сих пор встречается с ними. Стихи её смешны и необычны. В них прослеживается изящная игра со словами. Стихи её вызывают улыбку и смех.
- Я приготовила для вас подборку книг Юнны Мориц. Посмотрите внимательно.
- Откройте учебник с. 168.
Прочитайте заголовок, рассмотрите иллюстрацию.
- Предположите, о чем будет произведение.
- К какому жанру относится это произведение?
-Сядьте поудобнее и послушайте. Потом обменяемся впечатлениями. (Чтение стихотворения учителем)
4. Работа над стихотворением «Чтоб летали мы все и росли».
- К какому жанру относится это произведение?
- О чем думали?
- Какое настроения было во время слушания?
-Как вы поняли это стихотворение автора?
-Автор призывает читателей к творчеству, полету мыслей и чувств. Только сильный человек «с крыльями за спиной», с фантазией, с вдохновением, со светлыми мыслями в голове, может преобразить мир, сделать его прекраснее.
5.Чтение и анализ стихотворения
- Что, по мнению автора, може расти не смотря ни на что?
(Могут расти крылья и мысли)
- В тексте встретился устойчивы оборот «выросли крылья». В словаре фразеологизмов это выражение объясняется так
(Выросли крылья- человек имеет возможность проявить себя, верит в свои силы, способен развернуть какую-либо деятельность; способности к чему-либо большому, творческому)
- Как поняли «выросли крылья»?
-Что значит «растут мысли»?
(Появляются новые идеи, цели)
- Одинаково ли надо читать первую часть стихотворения?
(Сначала весело, затем более торжественно)
-Читаем дальше.
- Как понимаете слово «изобилие"?
(Много всего)
- В словаре Даля об этом говорится так: Изобилие-обилие, излишество, множество; достаток, довольство, богатство)
- Зачем человеку крылья?
(Достичь изобилия, что- то новое изобрести)
-Как вы понимаете слова «светлые мысли»?
(Думать о хорошем, добром)
-Что значит «сильные крылья»?
(Очень хочется чего- то добиться, достичь)
- Как прочитаем эту часть?
(Как бы спрашивая, торжественно)
- Ребята, а что произойдет, если у людей перестанут расти крылья и мысли?
(Станет скучно, не интересно)
- Почему так может случиться?
(Так может случиться, если человек перестанет развиваться)
- Прочитайте дальше стихотворение самостоятельно и узнаем подтвердятся ли наши предположения. Подчеркните, что может произойти.
-Что же произойдет, подтвердите словами текста?
(Чтение подчеркнутых строк. Тут как тут Лилипутами станут)
- Что имеет в виду автор, говоря, что все станут лилипутами? Размеры тела или что- то другое?
(Люди перестанут развиваться)
(Наше сердце немедленно стиснут
Скука вместе с зелёной тоской)
(Жизнь станет скучной, не интересной)
- А какие выражения использует автор, чтобы ярче показать нам, что произойдет с нашими крыльями и мыслями?
(Мысли прокиснут,
А крылья обвиснут,
Как лохмотья)
-Ребята, давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, постараемся передать чувства, эмоции, которое вызвало у вас это стихотворение.
- Ребята, вернемся к нашему вопросу: Могут у человека расти крылья?
(Да могут)
6. Подведение итогов.
-Что нового и интересного узнали о писательнице Юнне Мориц?
- Чему учат стихи Юнны Мориц?
-С какими из ее стихов познакомились впервые?
-Какие из ее произведений с удовольствием прочитали бы?
-Какие из ее сборников стихов обязательно возьмете прочитать в библиотеке?
-Чем понравилось данное занятие?
Выполнение задания № 2 на с. 29 (читательский рейтинг).
-Отметьте, понравилось ли вам это стихотворение. Дети закрашивают звёздочки.
7. Рефлексия
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. У меня на столе лежат цветные листочки бумаги. Если у вас хорошее настроение, возьмите зелёный, если что - то не получилось, возьмите красный.
Дети подходят к столу учителя и выбирают листочек зелёного или красного цвета.
-Я вам, ребята, желаю, чтобы у вас росли крылья, в вашей голове были только светлые мысли. Совершайте добрые, хорошие поступки, учитесь, будьте целеустремленными. Я уверена, у вас все получится!