ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ДИАГОНАЛИ ПРЯМОУГОЛЬНИКА (КВАДРАТА) И ИХ СВОЙСТВА
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ДИАГОНАЛИ ПРЯМОУГОЛЬНИКА (КВАДРАТА) И ИХ СВОЙСТВА
Cпособствовать ознакомлению с диагоналями прямоугольника (квадрата) и их свойствами, развитию умений распознавать геометрические фигуры, обозначать геометрические фигуры буквами, работать с чертежно-измерительными инструментами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ДИАГОНАЛИ ПРЯМОУГОЛЬНИКА (КВАДРАТА) И ИХ СВОЙСТВА»
Сценарий урока по математике в 4 классе
учителя начальных классов Понеделко Светланы Эльдаровны
Итоговое повторение. Геометрические фигуры. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства (вариант)
(учебник, с. 96–97, 108–109)
Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с диагоналями прямоугольника (квадрата) и их свойствами, развитию умений распознавать геометрические фигуры, обозначать геометрические фигуры буквами, работать с чертежно-измерительными инструментами.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с диагоналями прямоугольника(квадрата) и их свойствами; научатся распознавать геометрические фигуры, обозначать геометрические фигуры буквами, работать с чертежно-измерительными инструментами.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: геометрические фигуры. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.
организационная структура (сценарий) урока
I. Проверка домашнего задания.
– Составьте из цветных деталей прямоугольник. Измерьте его стороны. Вычислите площадь.
– Как находили площадь? (Длину умножили на ширину.)
– Какая площадь? (12 см2.)
– Каким инструментом пользовались при измерении сторон? (Линейкой.)
II. Устный счет.
1. Выполнение заданий.
№ 1–6.
2.Решение задачи.
– Со своими линейками к нам в гости пришли сказочные персонажи: Попугай, Слоненок и Удав. Они принесли логическую задачу.
Слоненок, Попугай и Удав появляются по ходу чтения задачи.
Линейка Попугая длиннее линейки Слоненка, но короче линейки Удава. У кого самая длинная линейка? У кого линейка средней длины? У кого самая короткая? (У Удава самая длинная линейка, у Попугая – средней длины, а у Слоненка – самая короткая.)
У героев появляются линейки.
– Зачем нужны линейки? (Для измерения длины.)
3. Устные вычисления.
– Сегодня на уроке при выполнении заданий будут необходимы линейки. Вы узнаете новый геометрический термин. Но для этого нужно решить примеры.
Запись на доске:
649 – 40 – 9
3 · 26 – 18
4 + 96 : 2
80 : 16 · 9
250 + 700
482 – 60
560 : 7 · 4
8 · 8 – 6 · 7
36 : 18 · 11
52 (И)
45 (Ь)
422 (О)
600 (Л)
950 (Д)
60 (Г)
22 (А)
320 (Н)
– Соедините пример с ответом. (Дети считают, выходят к доске по одному и выполняют задание.)
– Посмотрим, что у нас получится, если расставить буквы в таблице.
950
52
22
60
422
320
22
600
45
д
и
а
г
о
н
а
л
ь
III. Работа над новой темой.
– Сегодня мы будем говорить о диагоналях прямоугольника. Будем учиться их строить и измерять.
– А вот что такое диагональ, вы скажете сами, когда выполните практическую и исследовательскую работу.
1. Практическая работа (работа в парах).
Учащиеся I варианта возьмут из конверта синие прямоугольники, а II варианта – красные прямоугольники. При помощи линейки и карандаша нужно соединить противоположные вершины отрезком. Учащиеся I варианта – левую верхнюю вершину с правой нижней, II варианта – правую верхнюю вершину с левой нижней.
– Вы провели диагональ.
– Что такое диагональ? (Учащиеся отвечают.)
– Прочитайте определение, которое дает Слоненок.
Рисунок Слоненка и определение: «Диагональ – это отрезок, соединяющий противоположные вершины прямоугольника».
– Продолжим практическую работу.
– Разрежьте прямоугольники по диагоналям. Что у вас получились? (Треугольники.)
– Приложите треугольники большими сторонами. Сравните диагонали. Что можете сказать? (Они равны.)
– Прочитаем, какое определение дает на слайде Попугай. (Диагонали в прямоугольнике равны.)
– Выполним работу тетрадях.
– Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Проведите в нем две диагонали. Что с ними случилось. (Они пересеклись.)
– Обозначьте точку пересечения буквой О. Измерьте циркулем все отрезки диагоналей, которые получились при пересечении. Сделайте вывод. (Эти отрезки равны.) Прочитайте, как об этом говорится в учебнике (с. 108).
2. Исследовательская работа.
– Предлагаю заняться исследованием. Снова будем работать в парах. Учащиеся I варианта достанут из конвертов желтые квадраты, а II варианта – зеленые. Проведите в квадратах по одной диагонали. Сравните диагонали путем наложения. Сделайте вывод. (Они равны.) Прочитайте, какой вывод сделал Удав. (Диагонали квадрата равны.)
– Почему? (Квадрат – это тоже прямоугольник.)
– Исследуем свойства квадрата. Посмотрите чертеж на доске и в учебнике (с. 109).
– Измерьте циркулем отрезки диагоналей, полученные при их пересечении. Какие они? (Равные.)
– Исследуем углы, образовавшиеся при пересечении диагоналей. Что нам для этого понадобится? (Прямоугольный треугольник.)
– Какие все углы? (Прямые.) Прочитайте вывод в учебнике.
На доске фигуры:
– Как назвать одним словом все фигуры?
– Сколько здесь прямоугольников? (9.)
– Сколько квадратов? (4.)
– Сколько диагоналей? (7.)
– Прямоугольников здесь сколько?
– Столько мы взмахнем, как сойка.
– Ну а сколько здесь квадратов?
– Столько приседать мы рады.
– Сколько здесь диагоналей?
– Столько прыгаем, как зайки.
IV. Закрепление.
1. Самостоятельная работа.
– Удав, Слоненок и Попугай приготовили вам задания различного уровня сложности. Выберите себе задание. Прочитайте. Запишите условие и решите.
Задание 1 от Слоненка.
– Используя свойства диагоналей квадрата, начертите квадрат, длина диагоналей которого 6 см.
Задание 2 от Попугая.
– Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Проведите диагонали. Найдите периметр и площадь.
Задание 3 от Удава.
– Найдите длину прямоугольника, если его площадь равна 24 кв. см, а ширина 4 см. Найдите его периметр. Начертите, проведите диагонали.
2. Выполнение заданий 1, 2.
V. Рефлексия.
– Кто считает, что все понял на уроке, возьмите красные треугольники. Составьте из них красный цветок.
– Кто считает, что ему на уроке не все было понятно, составьте цветок из желтых треугольников.
– Кому ничего не было понятно, составьте синий цветок.