Цель урока воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к своей стране, способствовать развитию представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок ОРКСЭ " Дом, который строим вместе"»
Итоговый урок ОРКСЭ
" Дом, который строим вместе"
Цели урока:
показать учащимся и гостям, чему научились ребята на уроках по светской этике, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, продолжить формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России;
воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к своей стране, способствовать развитию представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения, развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, развивать информационные умения.
Формы и виды деятельности: творческие задания: викторины, инсценировки, логические картины, логические задания; защита творческих проектов учащихся.
Основные термины и понятия: вежливость, дружба, трудолюбие, любовь к Родине, семья, уважение, искренность.
Оборудование: Карта мира; книжки-малышки, созданные самими учащимися; модель замка, сделанного учащимися; смайлики-изображения добродетелей; иллюстративный материал к викторинам и загадкам, презентация «Милосердие», презентация «Моя мама», презентация «Физкультминутка».
Ход урока:
I этап. Оргмомент.
II этап. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Весной этого года вы стали пионерами нового, очень интересного и весьма необычного учебного курса – основы религиозных культур и светской этики. Наши уроки не были похожи на обычные школьные занятия. Мы пели, рисовали, играли, ставили сценки, обсуждали прочитанное в учебнике, спорили, но всегда вместе приходили к единому решению: как жить в нашем мире так, чтобы было хорошо не только нам, но и всем, кто нас окружает. Мы учились быть справедливыми и честными, терпеливыми и порядочными, добрыми и искренними. А еще мы строили наш замок, дом – в котором мы будем жить. Мы его вырезали, клеили. Но в доме главное не стены, а люди – жильцы дома. Вот сегодня мы и будем праздновать новоселье – заселять наш дом добродетелями, которые помогают сделать наш мир прекраснее.
III этап. Объявление темы урока.
Итак, тема нашего урока «Дом, который строим вместе» и я приглашаю всех будущих жителей нашего дома рассказать нам, кто они такие и почему вы хотите, чтобы они поселились в нашем доме.
IV этап. Защита проектов учащимися.
(Галя)
Я хочу, что бы в нашем доме жила ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.
Родина – это страна, где мы родились. Это самое родное для нас место. Наша Родина огромна и красива. И у каждого она одна, как мама.
Любить Родину – и просто, и сложно. Любить – значит беречь ее просторы, ее природу, гордиться ее достижениями, знать ее великую историю.
Но любить Родину – это и уважать ее граждан, заботиться о ветеранах, помогать пожилым людям, защищать от врагов.
А сейчас я хочу задать вам несколько вопросов:
Как называется наша Родина?
Покажите ее на карте.
Из каких цветов состоит наш государственный флаг?
Какие народы проживают в нашей стране?
(Кирилл)
Я хочу, чтобы в нашем доме поселилось МИЛОСЕРДИЕ.
Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Оно говорит о сердце, которое любит, милует и жалеет. Милосердие подсказывает тебе: чужой беды не бывает.
Нельзя поступать по принципу «как ты ко мне, так и я тебе». Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия, то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и совместной деятельности.
Дружат люди, похожие друг на друга. Не случайно появилась поговорка: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».
Чтобы быть настоящим другом надо искренне, без зависти радоваться успехам другого человека.
Дружба приносит радость и уважение. Дружбу надо беречь и за нее стоит побороться.
Я прошу вас из отдельных фрагментов составить пословицы о дружбе и прочитать их.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Настоящий друг познается в беде.
Нет друга, так ищи, а найдешь – береги.
В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга выручай.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Легче друга потерять, чем найти.
Человек без друга – что дерево без корней.
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (презентация))
(Ирина)
Я хочу, чтобы в нашем доме жила ВЕЖЛИВОСТЬ.
Вежливость – повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома, в школе, в общественных местах.
Вежливый культурный человек соблюдает правила приличия, умеет выслушать другого уважительно, тактично разговаривает с людьми.
Слово «вежливость» произошло от слова «вежа», то есть знающий человек. И сейчас вежливым называют человека, который знает и употребляет вежливые слова.
Ребята приготовили для нас сценку.
Вежливый кролик
Действующие лица; Автор (Олег), Кролик (Андрей), Лисица и Змея (Леоза).
Автор: – Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, возвращаясь с прогулки домой, он увидел Лисицу. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита т голодна.
Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере поселилась …
Змея: – Ш-ш-ш …
Автор: – Змея… Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
Кролик: – Нужно поздороваться… Но с кем? С пещерой, конечно! Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
Автор: – До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика!
Змея: – О-о-о! Да это же Кролик! А я очень люблю кроличье мясо. Надо его обмануть. «Входите, входите!»
Автор: – Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело!
Кролик: – Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания!
Змея: – Ш-ш-ш … Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешение войти!
Автор: – А Кролик прискакал в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила!
Скажите ребята, какие вежливые слова прозвучали в этой сценке?
А давайте вспомним и другие вежливые слова. Я буду читать стихи, а вы их продолжите.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Трясогузка с бережка Но сказал он: «…»
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Толстая корова Лула Воробьи кричали: «…»
Ела сено и чихнула,
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!
Ты, Лиса, не жалуйся,
Бегемот и Слон, поверь, А скажи: «…»
Не полезут в эту дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только …» Муха, Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Настя)
Я хочу, чтобы в нашем доме жила ЛЮБОВЬ К МАМЕ.
Семья – это не просто родственники, которые живут под одной крышей. Это близкие люди. И самый главный человек в семье – это мама.
Мама несет в себе радость и доброту, любовь к своему дому. Она делает счастливым детство своих детей.
Мамочка. Сколь тепла таит это маленькое слово! Материнская любовь греет нас до старости. Мама – самый верный друг, который никогда, ни при каких обстоятельствах не предаст своего ребенка. Сердце матери всегда с ним.
Давайте посмотрим презентацию «Моя мама» и вместе споем песенку о маме.
(Презентация «Моя мама»)
А сейчас я буду вам читать пословицы о маме, а вы должны их продолжить.
Ближе матери друга нет.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
При солнышке тепло – при матери добро.
(Ирина)
Я хочу, чтобы в нашем доме жила любовь к семье.
Семья – это дом, в котором ты живешь. А самое главное, в нем живет любовь. Любовь родителей к детям, детей к взрослым.
Любовь в семье не может существовать без прощения и терпения.
В каждой семье существуют свои традиции. А чтобы семья создала традиции, нужно знать, кто из членов семьи что любит.
Если вы не против, то я хотела бы задать вам несколько вопросов о вашей семье. Можно?
Скажите, а что любит ваша мама?
Назовите день рождение своей мамы.
Сколько лет вашей семье?
(Володя)
Я НЕ хочу, чтобы в нашем доме поселилось ЗЛО.
Все плохое, вредное, дурное, все, что относится к беде и несчастью, является злом.
Обида на другого человека приводит к враждебности, а если люди ненавидят друг друга, то появляется ненависть и злоба.
Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми.
Высшее проявление зла – это убийство, война.
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
(Ирина)
Я хочу, чтобы в нашем доме жило ТРУДОЛЮБИЕ.
Трудолюбие – способность человека трудиться с удовольствием, радостью, получать от труда удовлетворение.
Нельзя только пользоваться трудом других людей, самому ничего не делая. Человек будет счастлив, если внесет свой вклад в общее дело, будет полезен другим людям.
Главный труд школьника – это учеба.
А сейчас я предлагаю вам потрудиться с логическими головоломками. Необходимо правильно дорисовать домино.
(Андрей)
Я хочу, чтобы в нашем доме жило УВАЖЕНИЕ К ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА.
Отечество – это страна, где человек родился и вырос. Это наша Родина, Россия.
Родина воспитывает своих детей, удивляет и радует своей красотой. Но защитить сама себя не может. Обязанность по защите Родины лежит на смелых, сильных и мужественных людях.
Защищать Родину – долг каждого гражданина, почетная обязанность каждого мужчины. Без солдат не может быть армии, без них беспомощны самые мощные ракеты, танки, сверхзвуковые самолеты. Солдат – это высокое звание!
Я предлагаю вам поучаствовать в викторине про богатырей. Для начала разгадайте имена богатырей
боДныяр киНичти, шалеА
Почивоп, яИль руМоцем
А теперь вопросы викторины:
Назовите, каких еще богатырей вы знаете.
Кто самый старший и самый младший из богатырей?
Из какой семьи Алеша Попович?
Какому князю служили это богатыри?
Что богатырям указывало путь?
С кем сражался Алеша Попович?
Как звали коня Ильи Муромца?
1. (Артем)
Я хочу, чтобы в нашем доме жила ЧЕСТНОСТЬ.
Честность – это искренность, добросовестность и безупречность. Слово честность произошло от слова «честь».
Жить честно – это значит жить без обмана, по совести. Честность – это когда мы готовы признать свои заблуждения и правоту других людей.
Честность помогает добиться справедливости. Она вызывает уважение.
Я предлагаю вам разрешить одну ситуацию. Как бы вы поступили?
В классе учились два товарища: Андрей и Женя. Однажды Андрей пришел к товарищу домой и увидел, что его мама больна. Андрей подумал: «Вот почему Женя стал хуже учиться, даже плохих отметок нахватал». А в это время мама Жени его спросила: «Как там учится мой сынок? Что-то беспокойно за него стало»
(Настя)
Я хочу, чтобы в нашем доме жила ПОРЯДОЧНОСТЬ.
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.
Порядочный человек никогда не будет лгать, сплетничать. Он не обманет доверия другого человека.
Порядочный человек – справедлив, и если не прав, то обязательно признает это, как бы тяжело ему не было.
Вот и заселили мы наш дом самыми лучшими человеческими качествами, а как им будет жить в нашем доме – зависит от нас. Будем мы о них помнить и поступать так как они требуют – будет в нашем доме любовь и достаток, не будем – превратится наш дом в развалины. Давайте же, ребята, беречь и любить наш дом, который мы построили своими руками.
Всем ребятам: участникам и гостям нашего урока «пятерки» за трудолюбие, вежливость, отзывчивость и искренность.
VI этап. Домашнее задание: рассказать друзьям, родным и знакомым о нашем сегодняшнем уроке.