kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "О тех, кого помню и люблю..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель моей работы: сохранение исторической памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, живших и живущих в наших семьях; формирование интереса к своим корням и сохранение реликвий прошлого. Задачи, которые я поставила для достижения цели: - изучить литературу о Великой Отечественной войне; - собрать материал о ветеранах войны, тружениках тыла, детей войны, живущих и живших в наших семьях; - раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса; - на основе анализа воспоминаний ветеранов и членов их семей, документов, составить историю их жизни; - на примере жизни ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения; - провести интервьюирование, опрос обучающихся. Методы исследования: систематизация и обобщение рассказов ветеранови членов их семей о войне, анализ семейных фото и документальных источников. Гипотеза: каждый участник Великой Отечественной войны, труженик тыла внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт. Участник проекта: Плиева Любовь Васильевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №14 Краснооктябрьского района города Волгограда. Тип проекта: публицистический. Сроки проекта: 1 месяц Предметные области: окружающий мир, литературное чтение. По числу участников: индивидуальный. Объект изучения: события Великой Отечественной войны. Предмет изучения: моя семья, семьи моих учеников, обучающихся 3 «Б» класса МОУ гимназии № 14 Краснооктябрьского района города Волгограда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "О тех, кого помню и люблю..." »


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №14 Краснооктябрьского района Волгограда»





Региональный конкурс проектов «Это наша с тобой судьба»



«Живи и помни»

























Работу выполнила:

Плиева Любовь Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназии №14




Волгоград 2015

Оглавление


1. Вводная часть………………………………...……...………..……………..3-4


1.1. Введение …………………………………………………………………….. 3


1.2. Паспорт проекта ……………………………………………………………. 4


2. Основная часть ……………………………………………………………. 5-14


2.1. Безызвестные герои великой войны ………...….………........................... 5-10


2.2 Тыл - фронту………...……….…………………………………………… .10-12


2.3Дети войны..……………..…..………...………………………………….. ..12-14


3. Заключение ….………………………………………………………………14-15


Список используемой литературы …………….………………………………16


Приложение …………………………………………………………………..16-
























Введение


9 Мая 2015 год… В 70-ый раз прогремит Салют Победы над нашей страной. Этот праздник отмечают во всех уголках нашей страны, во многих государствах Европы и мира.70 лет… Практически, целое поколение людей выросло, не зная, что такое война. Я - человек, не знающий войны, но только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово… Война… В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.

Встречаясь с ветеранами в первые годы моей работы в школе, а это было тридцать семь лет назад, я запомнила сильных, мужественных, здоровых людей. Казалось, что они всегда будут такими. Но время не щадит никого. От времени уже пожелтели фронтовые письма и похоронки. Проходят годы, уходят из жизни ветераны войны. Все меньше остается тех, кто пережил войну. Все тише звон орденов и медалей в День Победы. Наступит день,когда ветераны останутся только в нашей памяти да в кадрах старых кинохроник.

С глубоким сожалением осознаю только сейчас, как мало я узнала о боевом пути моего отца, других моих родственников. Постоянно говорю своим ученикам, чтобы не повторили мою ошибку. Если есть хоть небольшая возможность узнать о тех суровых годах от своих родных, обязательно воспользуйтесь ею. Бабушки и дедушки моих сегодняшних учеников выросли в мирное время. Но если они оставили воспоминания своих отцов и матерей, дедов и бабушек, то я призываю взять в руки эстафету памяти, сохранить их воспоминания и передать будущим поколениям.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Помнить и сохранять историю о событиях тех грозных лет - это наш долг перед памятью наших близких…

Многие говорят, что нет семьи, которую не затронула бы та ужасная война. Я хочу добавить, что нет ни одного человека, от новорожденного до стоящего на грани смерти от старости, который жил в этот период, и его бы не коснулась тень, свирепая тень беды от этой войны. Свою работу я бы хотела посвятить памяти тех людей, которые принимали участие в этой страшной войне, которые пережили то тяжёлое время. Их не сломили невзгоды, потери, лишения. Они выстояли и победили.



Цель моей работы: сохранение исторической памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, живших и живущих в наших семьях; формирование интереса к своим корням и сохранение реликвий прошлого.


Задачи, которые я поставила для достижения цели:

- изучить литературу о Великой Отечественной войне;

- собрать материал о ветеранах войны, тружениках тыла, детей войны, живущих и живших в наших семьях;

- раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;

- на основе анализа воспоминаний ветеранов и членов их семей, документов, составить историю их жизни;

- на примере жизни ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;

- провести интервьюирование, опрос обучающихся.


Методы исследования: систематизация и обобщение рассказов ветеранови членов их семей о войне, анализ семейных фото и документальных источников.


Гипотеза: каждый участник Великой Отечественной войны, труженик тыла внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.


Участник проекта: Плиева Любовь Васильевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №14 Краснооктябрьского района города Волгограда.



Тип проекта: публицистический.



Сроки проекта: 1 месяц



Предметные области: окружающий мир, литературное чтение.



По числу участников: индивидуальный.



Объект изучения: события Великой Отечественной войны.


Предмет изучения: моя семья, семьи моих учеников, обучающихся 3 «Б» класса МОУ гимназии № 14 Краснооктябрьского района города Волгограда.








1.2. Безызвестные герои Великой войны


Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду -
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым, выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще того, кого там нет.
И ставит, ставит обелиски.

Константин Симонов


Драматической страницей вошла в нашу историю Великая Отечественная война. Так важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые они принесли с собой. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но часто о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна.

Кто делает историю нашей страны? Известные люди, политики и полководцы? Да, но не только они. Оказывается, это наши родители и родители наших родителей, то есть наши семьи. Мною собран и обобщён большой материал по теме «О тех, кого помню и люблю». Я и мои ученики обратились к истокам своих семей, были найдены реликвии, награды, документы, которые хранятся в их семейных архивах. Большую помощь в сборе информации нам оказали родители, бабушки и дедушки, родственники наших семей. В своей работе хочу представить вашему вниманию некоторые материалы.

Мы стоим в преддверии 70 годовщины Великой Победы. Тем, кто проявлял в годы войны чудеса героизма на фронте и в тылу уже далеко за восемьдесят, многих уже нет в живых.

Кто же они, люди, выковавшие Победу? Как сложились их судьбы?


Мокшин Василий Иванович, мой отец. (Приложение 1) Родился 28 апреля 1923 года в Воронежской области в селе Данково. По рассказам бабушки в записи даты рождения была сделана ошибка, так как в селе свидетельства о рождении не выдавались. Нужно было ехать в районный центр. Поэтому свидетельство было выписано только в 1940 году. Настоящая дата рождения – 30 марта 1924 года. Именно в этот день мы всегда его поздравляли с днём рождения. Мой отец не был исключением, у многих тогда не было документов. (Приложение 2) Жить было очень тяжело. Сама жизнь заставляла этих людей работать от зари до зари, и поэтому детям удавалось в лучшем случае закончить два или три класса. Нужно было идти работать, помогать родителям. Мой отец окончил 5 классов неполной средней школы. В тридцатые годы, когда был сильный голод, чтобы как-то выжить, несколько семей близких родственников отца переехали в Сталинградскую область на разработку неосвоенных земель. Семья Мокшиных состояла из четырёх человек: Иван Тихонович (мой дед), Марфа Семёновна (моя бабушка), Василий и Александр – их сыновья.

22 июня 1941 год... В первые дни войны уходит на фронт мой дед. 28 апреля отцу исполнилось 18 лет (фактически 17), а 22 сентября его призывают на войну. (Приложение 3). В 1943 и младший сын Александр оставляет мать одну. Бедная бабушка! Сколько бессонных ночей, сколько слёз было пролито этой простой русской женщиной!

С началом войны появились женские звания: солдатка и вдова. Причём, если первое звание присваивалось женщине с уходом мужа на войну, то второе доставляли в конверте на четвертушке казенной бумаги.  Погиб дед, погиб мой дядя. Этих родных людей я помню только по фотографиям, которые висели у бабушки на стене.

Моего отца, наверное, защищали от смерти души погибших родных. До января 1944 года он воевал в 53 стрелковом полку 18, а затем 84 гвардейской стрелковой Дивизии. Был разведчиком. За эти годы имел контузию, ранение в ноги, но снова и снова возвращался в свой полк. (Приложение 4)

В минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб мой отец писал письма домой матери, отцу и брату на фронт. Написанные письма складывал в «солдатский треугольник», писал адрес назначения, вместо обратного адреса писал № полевой почты. К сожалению, сейчас писем нет, но они были, я часто показывала их своим ученикам. О чём думал солдат, когда, склонившись над листом бумаги, торопливо сочинял письмо домой? Он спешил рассказать о солдатском своём житье. Главная забота отца – успокоить близких. Он сообщал, что он жив, здоров, воюет, бьёт врага, и заверял родных, что вернётся с победой.

С 12 января 1944 года и до конца войны отец воевал в 312 гвардейском миномётном полку. Я горжусь, что слова - стрелял из знаменитых «катюш» - это про моего папочку. Отец воевал на Центральном, Брянском, 1-ом Украинском фронтах. Был награждён медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». (Приложение 4)

Я часто спрашивала папу о том, какие чувства он испытал, когда узнал о Победе? Он говорил, что все давно знали, что день победы близок, но всё же утро 9 мая произвело большие изменения в его душе. Прошёл страх, пришла радость, вселился покой. Было обыкновенное солнечное утро 9 мая. Вдруг поступило сообщение из штаба: «Победа! Победа!» Все радостные, со слезами на глазах выбежали на улицу. Это были слёзы радости, все обнимались и целовались. Отец говорил, что они с друзьями все патроны, которые были у них, израсходовали, стреляя в воздух. Это был самый счастливый день в его жизни. Но только 4 февраля 1947 года Мокшин Василий Иванович на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР был демобилизован.

По словам отца, война оставила глубокий след в его душе. Она научила его по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала его волевым человеком, серьезным и ответственным.

И вот храбрый, молодой, красивый солдат возвращается домой. (Приложение 5) Конечно, сразу обращает на себя внимание многих девушек. Чего только стоила балалайка, на которой он так лихо играл! Но его сердце принадлежало только одной Юлечке. В 1948 году мои родители поженились. (Приложение 6)

На их долю выпало немало  испытаний. Им пришлось жить не только в военное время, но в голодные и холодные послевоенные годы. Но, несмотря на это, они пронесли свою любовь через все эти годы, родили и воспитали 6 детей.

О войне папа говорил мало, как-то тогда это было не принято, а, может быть, очень тяжело всё это переживать заново. Я могу вспомнить буквально 3-4 эпизода из его рассказов.

Папе пришлось учиться после войны, он стал бухгалтером. Всю жизнь они с мамой работали для того, чтобы мы все получили образование и ни в чём не нуждались.

В 1998 году наши родители отметили золотую свадьбу, 50 лет рука об руку! (Приложение 7) А через 3 года папы не стало. Вот почти 4 года нет и мамы. Но 6 детей, 15 внуков и 17 правнуков навсегда сохранят память об этих светлых, замечательных, родных людях.


Дрешпан Сергей Алексеевич, прадед Фомичёва Ивана. (Приложение 8) Родился 20 сентября 1926 года в селе Усть-Суммы Новосибирской области. В возрасте 17 лет, 7 ноября 1943 года был призван в ряды Советской Армии и направлен в 35-й учебный стрелковый полк. В ноябре 1944 года он был переведен в 19-й танковый учебный полк, где для фронта готовили механиков-водителей танков. Сроки обучения были сокращенными. Курсанты должны были научиться уверенно водить боевую машину на поле боя, твердо знать устройство танка, уметь самостоятельно обслуживать его и устранять возникающие неисправности. После обучения, в марте 1945 года он был отправлен на фронт в расположение 35 танкового полка 69 механизированной бригады механиком-водителем танка Т-34.

А в апреле началась Берлинская наступательная операция. Наступление было нелегким, приходилось форсировать реки и каналы на подручных средствах, преодолевая сильное сопротивление противника. Механизированная бригада Сергея Алексеевича вышла к Берлинской автостраде, а через два дня и на центральные улицы Берлина, где шли ожесточенные уличные бои. Так как 69 бригада действовала в 1 эшелоне, за время боёв в Берлине она понесла большие потери, за два дня до окончания наступления ее вывели на окраины Берлина на доукомплектование.

После разгрома Берлинской группировки танковые войска взяли курс на Прагу, где гитлеровцы еще оказывали серьезное сопротивление и не собирались сдаваться. Наступали по скатам Рудных гор, где танки и бронетехника с трудом проходили по узким тропам. Полк с десантом на броне шел во главе наступления. Подавляя сопротивление, дошли до Праги. Здесь они встретились с повстанцами. Полк ворвался на центральную площадь, где завязал бой с гитлеровцами. Очистка Праги от врага была закончена 9 мая. Потом танковые части переправили в Австрию, а затем уже на Родину.

Сергей Алексеевич был награждён медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». (Приложение 9)

Прадед вернулся домой в 1950 году. Всю жизнь проработал киномехаником в кинотеатре. К сожалению, он уже умер. Иван не видел своего прадеда живым, только на фотографиях. Но их семья помнит его и гордится им.


Нагибин Петр Дмитриевич, прадед Нагибина Артёма, был призван зимой 1943 года санинструктором. Воевал до 1945 года старшиной. Награждён тремя медалями «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги».(Приложение 10)

После Победы в 1945 году направлен в г. Ташкент (Узбекистан) в Чирчикское танковое училище. Во время учебы экстерном получил среднее образование, так как до войны не успел закончить школу. Училище окончил в 1949 году в звании лейтенанта танковых войск. Направлен служить в Приморский военный округ 58 Армии в Китае. Во время очередного отпуска домой в 1954 году женился на Александриной Людмиле Дмитриевне (прабабушке Артёма).

В феврале 1955 года они выехали в Германию, где Петр Дмитриевич продолжал военную службу в Группе советских войск в Германской Демократический Республике. В 1955 году родился старший сын Владимир, через год сын Виктор – дедушка Артёма. Служба в Германии продолжалась до 1962 года.

После этого Петр Дмитриевич в звании майора был направлен служить в Северо-Кавказский военный округ СССР в г.Волгоград. В 1969 году в звании подполковника и в должности начальника штаба вместе с дивизией во время конфликта на Советско-Китайской границе (остров Даманский) переброшен в Амурскую область на китайскую границу, где прослужил в должности командира батальона до февраля 1971 года и был уволен в звании полковника по болезни. С февраля 1972 года до августа 1998 года, более 25 лет, проработал на Волгоградском тракторном заводе в должности заместителя начальника 1 секретного отдела. Годы войны и службы в Армии не прошли незаметно. Петр Дмитриевич болел, перенес 4 инфаркта. Умер 9 февраля 2007 года.

Всю жизнь Петр Дмитриевич добросовестно и с отдачей сил служил Родине. За это был неоднократно награжден. Кроме названных боевых наград имеет Орден Отечественной войны ІІ степени (награжден в 1985 г.), медаль Жукова (1996 г.), медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР (1977 г.), медаль «За безупречную службу (1959 г.), медаль «30 лет Советской Армии и Флота», 2 медали «Китайско-Совесткая дружба» и ещё 10 юбилейных медалей. (Приложение 10)

Артёму довелось общаться со своим прадедушкой. Хотя мальчик был совсем маленьким, он помнитсвоего прадеда. О его жизни Артёму рассказала его жена, прабабушка Людмила Дмитриевна. (Приложение 11)


В семье мамы Нагибина Артёма во время войны происходили трагические события. Его прадедушка Моторин Иван Петрович, уроженец Сталинградской области, ушел на фронт в первые же дни войны, хотя он имел бронь. В это же время был призван в армию его старший сын – Владимир. С разницей в один месяц они погибли на фронте: Иван Петрович, гвардии казак, 2 октября 1942 года, Владимир Иванович – 9 ноября 1942 года. (Приложение 12)

В этот же месяц старшая дочь Ивана Петровича – Серафима Ивановна, моя прабабушка, была насильственно угнана в Германию, в концлагерь, где она работала на заводе. (Приложение 13)


Шарун Николай Дмитриевич, прадед Лукина Аркадия, родился на Украине в 1922 году в селе Сватово в семье колхозника. В 1941 году пошёл на фронт, окончил курсы штурманов, воевал под Сталинградом, а также защищал небо над многими городами нашей Родины. После ранения служил в органах безопасности, дошёл до Венгрии, где встретил победу.

После войны его семья переехала в Сталинград. Прадед окончил механический техникум и все трудовые годы жизни отдал заводу «Баррикады».

Часто 9 Мая вся семья приходила к памятнику павших бойцов на Нижний посёлок «Баррикады» (всем известный остров Людникова). Николай Дмитриевич рассказывал, как во время Сталинградской битвы наши связисты на этом месте вели связь, направляя ход боёв и переправу через Волгу. Их позывные «Ролик» помогли экипажу самолёта прадеда избежать смерти.

Николай Дмитриевич рассказывал о боевых товарищах, о разных случаях на фронте, о немцах. Пройдя войну с 1941 по 1945 год в действующей армии, он остался сильным духом, мужественным, смелым и добрым человеком. Ранение не прошло бесследно, в последние годы жизни ему ампутировали ногу. Несмотря на это, он продолжал всю мужскую работу по дому выполнять сам.

Сохранился его штурманский планшет, военные фотографии и награды. (Приложение 14)


Расщепкин Леонид Борисович, прадед Гайдуковой Татьяны, уроженец Саратовской области. (Приложение 15) В ряды Советской Армии был призван в марте 1941 года и направлен на обучение в Астраханское военно-пехотное училище. В июне 1942 года Леонид Борисович направляется в гвардейский стрелковый полк 13 Дивизии командиром стрелкового отделения. В октябре 1942 года получает тяжёлое ранение в плечо и челюсть, находится на лечении в госпитале. А с февраля по июль 1943 года является командиром учебного подразделения 37 роты связи, а затем проходит курсы военных радиотелеграфистов. С мая 1944 года по май 1947 года участвует в боевых действиях 7 отдельной тяжёлой танковой бригады в качестве командира связи. С боями его бригада доходит до Берлина и принимает участие в его взятии. (Приложение 16) Леонид Борисович награждён медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Заполярья», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». (Приложение 17)

После войны работал каменщиком, восстанавливал разрушенный Сталинград.

«Победить или умереть», – так стоял вопрос в войне с германским фашизмом, и наши воины понимали это. Когда это требовалось, они сознательно, не задумываясь, отдавали жизнь за Родину.



2.2 Тыл - фронту


Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

Константин Симонов

С началом войны в стране начинается новая эра - эра стариков, женщин и детей. В этой эре главенствующую роль играет женщина. Многие женщины не воевали с оружием в руках, но испытали при этом не меньше тягот и переживаний. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, пока не дождались Победы.


Лунькова (Савельева) Нина Ивановна, прабабушка Бурмака Дарьи, родилась 18 января 1921 года в селе Дубасово Бековского района Саратовской области.

В семье было пятеро детей: 4 дочери (Анна, Нина, Любовь, Зоя) и сын Константин (он сгорел в танке во время Великой Отечественной войны).

Свое детство Нина Ивановна провела в селе Дубасово, там же 15 июня 1941 года она окончила школу. 21 июня 1941 у нее был выпускной бал, а утром она узнала, что Германия объявила войну СССР.

Во время Великой Отечественной войны прабабушка служила в роте охраны Саратовской области. (Приложение 18) Она охраняла и сопровождала военные эшелоны, которые перевозили боевую технику и солдат на фронт. В 1945 году указом президиума Верховного совета СССР награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г.»

После войны она вышла замуж за Лунькова Виктора Семёновича. Жили они на западной Украине, там у них родилось двое детей (Вячеслав и Валерий). Виктор Семёнович охранял западную границу Украины и противостоял бандам украинских националистов, а Нина Ивановна в то время работала политруком.

В 1961 году их семья переехала в г. Сталинград. Здесь прабабушка работала политвоспитателем в общежитие №3. В 1966 году она избрана заместителем секретаря парторганизации по идеологии. (Приложение 19) В 1970 году от имени президиума Верховного совета СССР награждена юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

В 1978году Лунькова Нина Ивановна вышла на пенсию. 5 мая 1997 года, в возрасте 76 лет, её не стало.


Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт. Наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед теми, кто трудился в тылу, чтобы заводы и фабрики ни на минуту не остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы.


Выскубов Павел Константинович, прадед Воробьёва Артёма, родился 12 июля 1908 года в Сталинграде. Как высококвалифицированный специалист, он имел «бронь», работая старшим мастером на заводе «Баррикады». (Прилагается сообщение Артёма) Завод выпускал пушки, миномёты, зенитки и боеприпасы. Когда началась Сталинградская битва, Павел Константинович и его товарищи продолжали работать в цехах завода под бомбёжками, во время которых люди гибли прямо у станков. На его глазах одному рабочему во время очередного налёта осколком срезало голову.

Завод работал вплоть до 23 августа 1942 года, когда произошла массовая бомбёжка Сталинграда, во время которой немцы совершили на город 2 тысячи самолётовылетов. Было уничтожено 80% городской застройки и большая часть населения.

Началась спешная эвакуация населения города. Переправа людей на левый берег Волги производилась судами Сталинградского речного флота и Волжской военной флотилии. Причалы 23 - 24 августа были все уничтожены. Тогда Сталинградские речники организовали переправу катерами и баркасами. Эвакуация проходила под ударами с воздуха и артиллерийским огнём противника.

И вот в такие страшные дни прадед посадил свою жену Выскубову (Ханову) Александру Александровну с годовалым ребёнком на руках в какую-то лодку, а сам отправился на завод, который готовился к эвакуации в город Челябинск. Александра Александровна вспоминает, что кругом творилось что-то невообразимое. Волга горела, бомбёжки не прекращались, немецкие самолёты спускались низко и из пулемётов расстреливали мирных жителей. Прабабушка своим телом закрывала маленькую дочку. Невдалеке от их лодки очередная бомба разнесла в клочья другую лодку. До берега не доезжала и половина всех людей, но им повезло.

В Челябинске они продолжали доблестный труд ради победы. Выскубовы вернулись в Сталинград в 1944 году. Прадед продолжил работу на «Баррикадах», а прабабушка Артёма до пенсии работала фтизиатром в детской поликлинике № 2.

Павел Константинович был награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией».

Мы часто не задумываемся, какая у нас на самом деле счастливая жизнь. Мы не знаем, что значит умирать от голода и холода, терять близких. И всё это благодаря им, нашим родным.

Великая Отечественная война навсегда останется в памяти людей, которые ковали победу в тылу не ради себя и не для награды, а на благо своих родных, той земли, где родились и жили. И никакая сила, даже смерть, не могли убить эту любовь и веру в победу.


2.3 Дети войны


Война и дети. . . Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, заводах и фабриках, где трудились мальчишки и девчонки.

Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения. Дети жили в тяжёлых условиях: голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам и дедушкам. Дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись.


Маревичева Валентина Георгиевна, прабабушка Рыжовой Алины, родилась 29 августа 1928 года в городе Сальске Ростовской области. (Приложение 20) Всей семьей они жили в разных селах Ставропольского края, потому что прапрадедушка работал на партийной работе, его часто направляли на работу в разные области нашей Родины.

Валентина Георгиевна, жила в Сталинграде с 1936 года, куда перебрались ее родные бабушка и тетушки из станицы Верхне-Курмоярской Ростовской области. Раньше эта станица входила в область Войска Донского.

Когда началась Сталинградская битва, прабабушка вместе со своей мамой, спасаясь от немцев, пытались уйти из города, но попали в плен под Белой Калитвой. В Великую Отечественную войну Белая Калитва находилась под оккупацией полгода (с 20 июля 1942 г. по 19 января 1943).

Чтобы прабабушку не угнали в Германию, её мать, Мария Сергеевна, уничтожила все документы и не говорила ничего об этом. Им удалось избежать отправки в Германию и дожить до освобождения города. В марте 1943 года они вернулись в разбитый Сталинград. К счастью, дом их не был полностью разрушен, хотя в него попала бомба, но она не разорвалась, а только пробила крышу.

Валентина Георгиевна часто вспоминает те далекие годы. Вместе с другой прапрабабушкой они ходили на родники и приносили чистую питьевую воду, весь город был в трупах наших и немецких солдат. Потом они восстанавливали город, ходили и помогали в строительстве кинотеатра «Победа», теперь это Детский центр около цирка, сажали деревья для озеленения Московской трассы и еще многим помогали разрушенному городу.

Прабабушка окончила семь классов вечерней школы рабочей молодежи. (Приложение 21) Трудовую деятельность она начала в мае 1946 года. В 1952 году Валентина Георгиевна пришла в Сталинградский комитет по телевидению и радиовещанию и там проработала до самой пенсии. Как и прадедушка, она имеет различные почетные грамоты, поощрения, медали «Ветеран труда» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня Владимира Ильича Ленина». Прабабушка Алины была членом Коммунистической партии Советского Союза. (Приложение 22)

Все родные с любовью и благодарностью относились к ней. Год назад Валентина Георгиевна умерла.


Татьяна Гавриловна Погорелова, прабабушка Водяновой Анастасии, родилась и живёт в селе Хрещатое Калачеевского района Воронежской области. Она при встрече со своей правнучкой вспоминала о своём детстве. Когда ей было пять лет, умерла её мама. А ещё через пять лет началась война. Отец ушёл на фронт, дома осталось четверо детей, мал мала меньше. Есть было нечего, ели лепёшки из лебеды да запаривали, если удавалось добыть, зёрна пшеницы, чтобы утолить голод.

Было очень трудно, девочка Таня пошла работать к людям. Она помогала нянчить малыша в семье соседей. Таня приносила дрова, мыла полы. За работу она получала кусок хлеба и кружку молока. Всё это делила с сестрёнкой, которой было шесть лет. Вскоре сестрёнка заболела и уже не вставала с постели. Сколько слёз пролила Таня, глядя на младшую сестрёнку, как та тает на её глазах и уходит из жизни. Бедняжка опухла от голода и умерла. Похоронить сестру помогли соседи.

Татьяна Гавриловна вспоминала, как однажды утром обнаружила у них в сарае на сене солдат. По-русски они не говорили, но дали понять, чтобы она их не боялась, плохого они ничего не сделают. Это были итальянцы, они бежали с фронта домой. Солдаты были тоже голодными, просили еду, а чаще воровали. Маленькие дети их очень боялись и закрывались в доме. Какая у них была еда, если сами голодали. Но если что-то удавалось раздобыть, то подкармливали и их.

Так в голоде и нищете прожили они до возвращения отца с фронта. Слава богу, что живой вернулся! Тут им стало, конечно, легче. Бабушка говорила ещё долго, много плакала, вспоминая своё нелёгкое детство. Настя так была тронута историей жизни прабабушки, как будто сама побывала в том далёком прошлом и увидела всё своими глазами.

Сейчас Татьяне Гавриловне 83 года. Она очень добрая, заботливая и приветливая. Никакие лихие беды не сломили её и не испортили, а только закалили. Дай бог ей здоровья, пусть живёт и радует родных лаской и оптимизмом. (Приложение 23)

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие во время Великой Отечественной войны девчонки и мальчишки, совсем маленькие и подростки, они надолго запомнили все те ужасы войны, которые им пришлось испытать. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей.



Заключение


Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие пали в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.

Сегодня мы склоняем головы перед светлой памятью павших на полях сражений и тех, кто ушел из жизни в послевоенные десятилетия. Мы обращаемся со словами глубочайшей благодарности и признательности к ныне живущим участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны.

Нам необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Считаю, что цель моей работы достигнута. Мы собрали материал, который поможет сохранить историческую память о жизни участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, живших и живущих в наших семьях. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие!»,- так писал А. С. Пушкин. Работы обучающихся показывают, что они и их дети будут помнить о подвиге защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.

(Приложение 24)

Общаясь с родными прабабушками и прадедушками, дети слышали рассказы о войне, соприкасались с событиями далекой военной истории. Им хотелось узнать больше, спросить самим, а потом с гордостью рассказать об этом другим ребятам.

Воспоминания далекой «огненной» молодости, слезы, бегущие по морщинкам, никого не могли оставить равнодушными. Ребята рассматривали военные фотографии, похоронки, вчитывались в строчки документов и наградных книжек, писем с фронта, держали на ладошках награды ветеранов…

Уверена, что о жизни этих людей будет интересно знать не только нам, их родственникам. Моя гипотеза подтвердилась, каждый участник Великой Отечественной войны, труженик тыла внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.

Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.

Я не согласна с тем, что многие говорят, что сейчас растут дети, которые не помнят родства. Анализ фактов показывает, мои выпускники, уходя из стен школы, унесут с собой частичку любви и доброты. Я надеюсь, что в их душе чувство Родины, уважение к ветеранам, дало дружные всходы. В сердцах ребят зажегся огонек, который уверенно будет вести их по жизни.

Память людская жива. Наш святой долг — беречь память о погибших и умерших от ран защитниках Отечества, о каждом из тех, кто ценой собственной жизни сохранил свободную и мирную жизнь для нас и наших детей. Низкий поклон поколению Великой Отечественной, отстоявшему честь и независимость нашей великой Родины! Вечная память героям!















Список литературы

Архивные документы и фотоматериалы ветеранов ВОВ.

Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией

Кривошеева Г.Ф. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.

Жуков Г.К.Книга «Воспоминания и размышления».

История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.

Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.

Симонов Константин.

Сборник стихотворений о войне.http://rupoem.ru/simonov/war.aspx


































Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3









Приложение 4




Приложение 5








Приложение 6


Приложение 7









Приложение 8























Приложение 9



Приложение 10


Приложение 10




Приложение 11



Приложение 12







Приложение 13







Приложение 14






Приложение 15








Приложение 16


Приложение 17















Приложение 18
















Приложение 19




























Приложение 20


Приложение 21


Приложение 22







Приложение 23





Приложение 24


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Исследовательская работа "О тех, кого помню и люблю..."

Автор: Плиева Любовь Васильевна

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223246


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства