Приложение 7
Г.К.Паустовский (1892 – 1968).
Родился в Москве 31 мая 1892 года.
Отец писателя служил железнодорожным статистиком. Он был человеком увлекающимся, неисправимым мечтателем, склонным к перемене мест. Эта увлеченность тем, «что за горизонтом», передалась сыну. «Муза дальних странствий» не давала покоя писателю в течение всей жизни. Он много странствовал.
Детство прошло на Украине. Именно там он узнал множество сказок и легенд от деда, бывшего солдата, и бабки – турчанки. В Киеве Паустовский поступил в университет, затем переехал в Москву, но налаженная жизнь скоро прервалась: началась 1-ая мировая война, а затем революция. В те годы он активно искал себя, свое место в жизни. Ему пришлось переменить множество занятий (кондуктор трамвая, рабочий на военном заводе, санитар полевого госпиталя).
Первый рассказ увидел свет в 1912 году, а с 20-ых годов начинается сотрудничество с газетами и журналами.
Повести:
«Записки В. Седых» (1929 г.),
«Кара-Бугаз» (1932 г.),
«Колхида» (1934 г.),
«Чёрное море» (1936 г.),
«Созвездие Гончих Псов» (1937 г.),
«Мещёрская сторона» (1939 г.),
«Повесть о лесах» (1948 г.),
«»Повесть о жизни» (1945-1963).
Главной темой зрелого писателя стала тема взаимоотношений человека и природы.
Миниатюра Паустовского:
«Вечером, в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клена, Луговской пришёл ко мне и, явно смущаясь, сказал: «Понимаешь, какой случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мною увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстро, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для него гранитная лестница и к тому же – это учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещён. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга. Правда, глупо? Не знаю, - отвечал я, - больше грустно…».
Эти 14 строк передают прекрасное представление о главной отличительной черте творчества Паустовского – романтическом складе его дарования и лирическом мировосприятии.
Паустовский проявлял интерес к детству как особой поре становления личности. Паустовскому принадлежат произведения, написанные непосредственно для детей (в основном, сказки и рассказы), например, рассказы «Мещёрской стороны» из цикла «Летние дни», а также произведения, не предназначенные изначально детям.
Для писателя не имеет значения, идёт ли речь о героях-людях или о какой-нибудь болтушке-сороке, вороватом коте или любопытном барсуке: всё живое должно ощущать своё родство с целым миром и с каждым в отдельности.
Важнейшая мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному»: «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы». Мораль неотделима от произведений Паустовского. Писатель тяготеет к формированию в читателе высокой культуры доброты, любви к окружающему миру, чувства родства к нему и готовность в любой момент прийти на помощь, каким бы маленьким и незначительным на вид не показался нуждающийся в этой помощи.
Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Именно об этом один из самых поэтичных рассказов Паустовского – «Корзина с еловыми шишками», в котором через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девчушке – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира».
Любимый герой Паустовского – человек отзывчивый, чуткий, поэтически воспринимающий окружающую его действительность ,способный в обыденном увидеть необыкновенное, причём, эта способность воспринимается писателем как норма, и её отсутствие как отклонение.
Сказки писателя отличаются тем, что поведение всех героев совершенно жизненно, почти не встречаются волшебные персонажи.
В 30-ые годы Паустовский провозгласил принцип «прекрасное в обыденном» и до конца остался ему верен. Действие в его произведениях происходит в обычных маленьких деревеньках или типичных городских домах с самыми обыкновенными, ничем, кроме света души, не отличающимися от окружающих людей, но чудо живёт в них самих, в их способности видеть прекрасное и творить его.[1].