kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа (проект) по литературному чтению «Весна в поэзии, живописи, музыке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа (проект) по литературному чтению «Весна в поэзии, живописи, музыке»»

Частное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа им. Н.И.Лобачевского»









Исследовательская работа (проект)

по литературному чтению

«Весна в поэзии, живописи, музыке»







Выполнил:

Ученик 3-го класса

Невзоров Владислав Сергеевич



Руководитель работы:

Малышева Ольга Адольфовна -

литературное чтение







Дзержинск

2018

Содержание

Введение 2 стр.

1. Основная часть

1.1.Образ весны в поэзии 5 стр.

1.2. Образ весны в живописи 7 стр.

1.3. Образ весны в музыке 8 стр.

2. Заключение 9 стр.

Список использованной литературы 10 стр.





























Введение

Тема моего исследования «Весна в поэзии, живописи, музыке». Почему я выбрал эту тему?

Нет такого человека на Земле, который хоть раз в жизни не восхищался бы красотой природы. Образ природы - одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти изображение природных явлений и описание природы. Какие прекрасные произведения посвящали композиторы и художники родной стороне. Мне тоже хочется показать свое отношение к природе.

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает.

Об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы, звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека!

Актуальность исследования обусловлена тем, что все реже школьники стали обращать внимание на то, как красива природа нашей Родины. Какие прекрасные произведения искусства были посвящены родной стороне. Поэтому мной была выбрана данная тема.

Цель исследования: проанализировать произведения литературы, живописи, музыки, выявить особенности изображения весны в данных произведениях.

Задачи:

  • обобщить знания о произведениях литературы, живописи, музыки;

  • изучить произведения искусства на данную тему;

  • проследить связь искусств в отображении окружающего мира;

  • научиться получать радость от общения с искусством;

  • показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;

  • обогатить словарный запас;

  • рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

Объект исследования: особенности изображения весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Предмет исследования: произведения литературы, живописи, музыки, изображение весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Методы исследования: поиск источников информации с помощью книг, использование компьютерных технологий.

Источники информации: книги, интернет.

Гипотеза исследования: в результате анализа выявить особенности изображения весны в произведениях литературы, живописи, музыки.

Практическая значимость состоит в получении результатов исследования. Произведения искусства развивают образное мышление, воображение, расширяют кругозор. И, хотелось бы отметить, все-таки, что происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает, он становится другим!

1. Основная часть

1.1. Образ весны в поэзии

В литературе мы знаем много поэтов, которые посвятили свои стихи красавице-весне.

Ее не спутаешь с другим временем года. Солнце светит ярче и греет по настоящему, дни стали заметно длиннее, небо - высокое и голубое-голубое, с каждым днем становится теплее, снег тает и бегут ручейки, на реках начинается ледоход, возможно половодье, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя, иногда снега, который быстро тает. Об этих приметах писал Федор Иванович Тютчев.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Стихотворение «Зима недаром злится»)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…(Стихотворение «Весенние воды»)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Стихотворение «Весенняя гроза»)

Если увидим первую зеленую траву, то торопимся произнести строчки незатейливого стихотворения Алексея Николаевича Плещеева:

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.»

А вот как видел весну Иван Алексеевич Бунин, писатель и поэт, великий мастер слова. В каждой строчке чувствуется любовь к родной природе, видно, что поэт не просто описывает ее, а любуется ею.

«За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.»

Мы видим, что у поэтов только на первый взгляд природа весной однообразна. Все солнце, да капель, а то мороз ударит. Снова оттепель! А какой день разный, то сверкающий, звонкий, то серенький мягкий.















1.2. Образ весны в живописи

Перед вами один из шедевров русской живописи - картина Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели».

На картине изображен март месяц. Пасмурный день. Окраина села. На переднем плане березы, кривые и корявые. Не яркое солнце. Облупившаяся церковь. Краски не яркие, серовато-коричневые с голубизной. - Что здесь привлекательного? Даже не привлекательные задворки могут показать поэтичность русской природы.

Возникает вопрос: может ли эта картина звучать? Стоит взглянуть, и уже слышишь: пение птиц, шум воды, капель, треск льда. Звуки, окружающие нас весной, необычны…

Таким образом мы увидели картину - весенний пейзаж, который приводит в восторг и художников, и зрителей, и критиков. У художника весна - серая, не яркая серовато-коричневая с голубизной.





















1.3. Образ весны в музыке

Необычайно тонкое ощущение поэзии русской природы присуще Петру Ильичу Чайковскому, великому русскому композитору ХIХ века. Поводом к написанию фортепианного цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Николая Матвеича Бернарда. Академик Б.Асафьев назвал цикл «Времена года» образцом «поэтической звукописи», циклом «картинок настроения».

В цикле «Времена года» 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. Как отобразил весну Петр Ильич Чайковский в этом произведении? Постарайтесь представить весеннюю картину - подснежник тянется к солнцу, выглядывая из-под тающего снега. А вот подснежник качается на легком весеннем ветерке и не яркое солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Чтобы нарисовать эти картины композитор использовал музыкальные краски.

Таким образом композитор по-своему увидел и изобразил картину весенней природы, используя свои средства выразительности. У композитора весна - трепетная, нежная.

















Заключение

Проводя исследование, я понял, что природа творит с поэтами, художниками, композиторами чудеса, и вдохновляет их не только на яркие, красочные произведения, но и более жизненные, реалистичные полотна, которые трогают тебя до глубины души.

Природа дарит чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их, нужно почувствовать душой и сердцем.































Список использованной литературы

1. Альшванг А., П.И.Чайковский. М., 1970.

2. Асафьев Б. Избранные труды, т.2,4. 1954.

3. Бунин И.А. «За рекой луга зазеленели» 1893.

4. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.

5. Плещеев А.Н. «Ласточка» 1858.

6. Тютчев Ф.И. «Весенняя гроза» 1828.

7. Тютчев Ф.И. «Весенние воды» 1829.

8. Тютчев Ф.И. «Зима недаром злится» 1836.











0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Малышева Ольга Адольфовна

Дата: 01.09.2018

Номер свидетельства: 476920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства