Использования системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира по теме: "Живая и неживая природа".
Этапы урока | Содержание урока. | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | -К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них вам больше нравится? ( Весёлое или грустное солнышко) -Я очень рада, что у вас хороший настрой на работу. -Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки создают хорошее настроение - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. | Воспринимают информацию, осмысливают, делают выбор с помощью программы ПервоЛого. |
2. Актуализация знаний Цель: настроить детей на плодотворную работу. | Читает стихотворение. -Подумай и ответь: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, В небе тучка проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг…( природа). -Совершенно верно, т.е. природа- это всё существующее во вселенной. | Осуществляют учебные действия (воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание). |
2. Постановка учебной задачи Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | У нас урок окружающего мира. Что такое окружающий мир? -Всё ли мы знаем об окружающем нас мире? -Мы радуемся новым открытиям человечества. - А можем ли мы открывать новое? - Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным, наблюдательным) – Вот мы с вами и поставили задачи на урок. - А вот каким он получится, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу. | |
3. Постановка проблемы. | Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, В небе тучка проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг… -Сегодня совершим путешествие в природу. - А что же такое природа? Давайте подумаем. Вывод: - К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека) - Для чего нам нужно изучать природу? (природа играет важную роль в жизни человека) - А что вы знаете о природе? Оцените свои знания. - Если знаете всё – поднимите зелёный кружок. - Если знаете, но не всё – жёлтый - Если ничего не знаете – красный. |
Индивидуальные высказывания детей. |
4. «Открытие» нового знания
| - – Посмотрите на экран. Что вы там видите? (Различные картинки). – На какие две группы можно разделить все предметы? (Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа – то, что создано природой) – На экране мы получаем: 1 группа – машина, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека. 2 группа – медведь, солнце, вода, бабочка, сосулька, ребёнок, дерево,облако, Все это создано природой. Убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком. Первое открытие: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой. - Сейчас попробуем сделать второе открытие. Какая бывает природа? – Посмотрите на экран. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты. - Давайте попробуем разделить эти объекты на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Обсудите это с соседом по парте. Поставьте их в 1 ряд. - По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают) -Кто догадался, какие объекты составят 2 группу? Обсудите это с соседом по парте. Поставьте их в 2 ряд.-А к какой группе отнесём человека? ( Часть живой природы) Второе открытие: природа бывает живая и неживая. – Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа) –Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру) - Связаны ли между собой живая и неживая природа? ( Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.) Проиллюстрируйте . Третье открытие: Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды. | Осуществляют учебные действия в программе ПервоЛого.
Индивидуальные высказывания детей.
Индивидуальные высказывания детей.
Осуществляют учебные действия в программе ПервоЛого. |
5. Физ. минутка. | Песенка про жирафа. http://yandex.ru/video/search?filmId=pU7y_w-70Cw&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%20%D0%B0%20%D1%83%20%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%20%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B0&redircnt=1452711061.1&path=wizard&parent-reqid=1452711053785697-220741432508849391827005-sas1-5647 | Выполняют физические упражнения. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Цель: - организовать закрепление знаний о живой и неживой природе, |
Используя программу ПервоЛого «Заполни таблицу неживая и живая природа»
-Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы . Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ Выполнение заданий в рабочей тетради. №1 с.7- по вариантам. Проверка в парах. №3 с.7 | Осуществляют учебные действия (воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание). |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; | - Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Какие открытия сделали на уроке? - Ребята, у вас у каждого на парте есть цветные кружки: Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то поднимите зелёный кружок. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то поднимите жёлтый кружок. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то- красный кружок.. | Индивидуальные высказывания детей. |