Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальных классах. Методист: Сергалиева Н.С.»
Павана
Выполнили
Студентки 4А группы:
Паршина А.В.
Усаева К.Ю.
Преподаватель:
Кадина В.В.
Павана — аристократический танец, который давал возможность показать изящество манер и движений. Это один из наиболее величественных танцев. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге, дамы - в парадных платьях с тяжёлыми длинными шлейфами, с которыми нужно было искусно обращаться, не поднимая их с пола.
Павана (павлин от латинского pavo ) – медленный торжественно-величавый исторический танец. История паваны начинается в XVI веке, когда этот танец пришел на смену популярному бас-дансу (медленный танец без прыжков) в странах Европы. Характер танца величественно возвышен и серьезен.
Торжество придворного танца паваны заключается в демонстрации изящности и грации движений танцующих, их роскошных нарядов и свое величие. Данный танец никогда не танцевали в народе и буржуазия. Исполнение паваны осуществлялось строго по рангам, первыми начинали танец всегда король с королевой, после в него вступали дофин и принцы. Наряды у танцующих пар тоже были определены правилами исполнения танца.
Мужчины были облачены в плащ и имели при себе шпагу, а женщины в бальных платьях с длинными тяжелыми тренами, которые во время движений не должны были подниматься с пола. У королевы всегда было парадное платье с длинным шлейфом, который во время танца несли приближенные дамы. Начиналось действо танца с обхода бального зала, заканчивалось же реверансами, поклонами и еще одним обходом зала. Дамы во время исполнения паваны не поднимали своего взгляда от пола, лишь изредка смотрели на своего партнера.
В каждой европейской стране были свои особенности исполнения танца «павана». Во Франции танцующие совершали плавные, скользящие и грациозные шаги, а в Италии движения оживленнее с маленькими прыжками. Название танца от латинского языка означает павлин, что и отображает в танце движения этой грациозной птицы с красивым распущенным хвостом. «Павлиний танец». так его прозвали немецкие музыканты в еще в 1523 году. В Италии также был еще один подобный танец «павалинья», ставший популярным в начале XVII века, он отличался более быстрыми движениями и энергичным темпом .
Исполняли павану во время различных торжественных церемоний: при отбытии невесты в церковь, выходе князей, членов городского управления и других важных случаях. Павана исполнялась строго по рангам. При дворе бал открывался исполнением паваны королём и королевой, затем танцевал дофин, вслед за ним — другие знатные особы.
Со второй половины 16 века танцевальная павана практически вышла из употребления. Но вплоть до конца 17 века павана продолжала существовать как самостоятельная инструментальная пьеса, хотя такие паваны для лютни встречались и в первой половине 16 века. Нередко инструментальная павана объединялась в паре с гальярдой - быстрым трёхдольным танцем. Гальярда часто исполнялась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались в сборниках танцев для различных инструментальных составов. Они подготовили появление многочастных сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах павану и гальярду заменили аллеманда и куранта.
В 16-м веке павана достигает своего расцвета в творчестве английских вёрджиналистов. В 16—17 веках во Франции в форме паваны или аллеманды писались «Надгробия» — инструментальные пьесы памяти умершего.
В 18 веке павана совершенно исчезла, в сюите она была заменена аллемандой, в итальянской сонате da camera - "синфонией". Очень редко, но всё же павана встречается в 19 веке, например, в операх К. Сен-Санса "Этьенн Марсель", "Прозерпина", также Павана для хора с оркестром Габриэля Форе (дивное произведение).
Несмотря на свой неспешный шаг, павана уверенно переступила порог следующего столетия. К ней обращаются и композиторы 20 века, например Морис Равель -"Павана на смерть инфанты", Павана Спящей красавицы из сюиты "Моя матушка гусыня". Традиционный вид Паваны содержится в балете "Иов" английского композитора Р. Воана-Уильямса. К первоначальному торжественному характеру Паваны приближается С. С. Прокофьев в балете "Золушка" ( 3-я сюита из этого балета, No 1), у К. Караева Павана из цикла симфонических гравюр "Дон Кихот", у С.М. Слонимского это Павана из оперы "Мария Стюарт".