Использование метода проектов во 2 классе на уроке окружающего мира при изучении раздела "Природа вокруг тебя"
Использование метода проектов во 2 классе на уроке окружающего мира при изучении раздела "Природа вокруг тебя"
Я считаю, что целесообразнее всего начинать это на уроках Окружающего мира.
Одним из важных и сложных разделов данного курса является раздел «Природа вокруг тебя». Задача раздела - научить ребят чтению карт и познакомить с основными географическими объектами, которые изображены на картах, дать их пейзажную характеристику.
Метод проектов помогает ребятам полюбить карту, не бояться ее, уметь находить на ней объекты и понимать, что по карте можно путешествовать.
Поэтому цель создания нашей работы – используя метод проектов, сформировать у учащихся умение работать с географическими картами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов во 2 классе на уроке окружающего мира при изучении раздела "Природа вокруг тебя" »
22
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Использование метода проектов
как средства активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся 2 класса при изучении раздела
«Природа вокруг тебя»
(программа «Окружающий мир»
О.Т.Поглазова)
Выполнила:
учитель начальных классов
Каргу Ирина Анатольевна
2015
Нижний Новгород
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….3
Метод проектов как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся………………….……………………5
Анализ раздела «Природа вокруг тебя». ………………………..9
Тематическое планирование раздела «Природа вокруг тебя» курса для 2-го класса «Окружающий мир»….……………………………… 11
Выводы …………………………………………………………… 21
Литература ……………………………………………………… ...23
Приложения
Пояснительная записка.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
Важнейшим условием достижения «необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций» является «увеличение возможности выбора у ученика и формирование обобщенных способностей выбора» (Стратегия модернизации содержания общего образования, 2001. С. 10).
Педагогический коллектив нашей школы № 9 работает над темой: «Личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся как средство повышения качества образовательного процесса и сохранения здоровья детей». Одними из главных задач являются:
- повышение результативности учебной деятельности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
- развитие личности ребенка путем создания условий для его самореализации в учебной и внеурочной деятельности.
Набрав в 2009 году первый класс, я столкнулась с такими проблемами, как низкая мотивация и интерес к обучению, проблемы в развитии психических и творческих способностей, коммуникативных качеств, эмоционально-волевой сферы.
Так как в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться и, учитывая то, что система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, в нашем классе была начата работа по апробированию метода проектов. Я считаю, что целесообразнее всего начинать это на уроках Окружающего мира.
Одним из важных и сложных разделов данного курса является раздел «Природа вокруг тебя». Задача раздела - научить ребят чтению карт и познакомить с основными географическими объектами, которые изображены на картах, дать их пейзажную характеристику.
Метод проектов помогает ребятам полюбить карту, не бояться ее, уметь находить на ней объекты и понимать, что по карте можно путешествовать.
Поэтому цель создания нашей работы – используя метод проектов, сформировать у учащихся умение работать с географическими картами.
Данная педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным и актуальным.
Метод проектов как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они затрудняются. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Именно в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Поэтому с 2009 года, мною была начата работа по апробированию метода проектов.
Данная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она была предложена и разработана в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи и основывалась на гуманистических идеях в образовании.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Данная педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.
Учеными разработана методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая рекомендуется для широкого использования, где работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.
Алгоритм проектирования
выбор темы проекта;
актуальность проекта, постановка цели, задач;
анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
формирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
подготовка и написание работы;
оценка проекта экспертами (практическая проверка);
последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.
выступление, защита проекта.
Мы адаптировали данный алгоритм к возрастным особенностям учащихся начальной школы и к конкретному классу, так как использование этого метода здесь имеет свою специфику – это время обучения детей основам проектирования. Здесь все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.
Ребята заводят «Дневники» или «Карты», куда записывают маршрут реализации этапов проекта. Им сообщается, что придется сделать несколько важных дел – «шагов».
Итак, мы выделяем следующие – этапы:
На первом этапе учитель с детьми формулирует тему.
Целеполагание. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, доступной для конкретного исследования и вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Далее выбирается объект исследования.
Разработка проекта. Вырабатывается план деятельности. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодится при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т. д. Все это ребята описывают в своих дневниках. Здесь же совместно с учителем определяются формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя. Так же формулируем гипотезу, иными словами, определяем предполагаемый результат.
Выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели).
Подведение итогов или Презентация работы.
Ребята оформляют свои работы дома и им помогают родители, или в группе продленного дня под руководством учителя. Отчет о проделанной работе представляется на уроке или внеклассном мероприятии по предмету.
Прежде всего, представляются результаты исследования.
Итог проектной работы – это уборка школьного двора, а также плакаты и рисунки, стендовые доклады, рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями. Сейчас широко используется мультимедийный проектор, т.е. выполнение презентаций.
Использование метода проекта мы применяем при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и русский язык, и математика, и информатика, и окружающий мир, т. д.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока).
Итак, проектная деятельность в начальной школе имеет ряд особенностей:
1. Тематика проектов тесно связана с разделами учебной программы.
2. Выбор темы проекта предоставляется учителю.
3. Цель должна быть конкретной и реально достигаемой каждым учащимся.
4. Ограниченный объем выполняемой работы в рамках каждого этапа.
5. Выполнение каждого этапа проекта происходит под четким руководством учителя.
6. Временные рамки выполнения проекта строго ограничены.
Использование проектной технологии позволяет добиться достаточно высокого уровня качества знаний по предметам. Это во многом объясняется тем, что при использовании проектной технологии активизируются такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление, способствует развитию коммуникативной культуры учащихся.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Ожидаемый результат. Итогом использования проектной технологии в нашем классе является превращение моих учеников в активных, творческих субъектов учебной деятельности.
Анализ раздела «Природа вокруг тебя».
Учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» для второго класса включает в себя несколько учебно-методических пособий:
Учебник «Окружающий мир» в 2-х частях (авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин);
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях (авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин);
Методические рекомендации для учителя (авторы: О.Т.Поглазова);
Главные цели курса: Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Основная задача заключается не в сообщении ученику более или менее значительной информации, а в обучении его свободно оперировать приобретенными, пусть незначительными пока, знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта.
Главная цель раздела «Природа вокруг тебя» – научить ребят чтению карт и познакомить с основными географическими объектами, которые изображены на картах, дать их пейзажную характеристику.
Эти темы раскрывают содержание курса общего землеведения. Но связи с тем, что для второклассника геологические, тектонические и климатические карты сложны, авторы ограничились изложением информации лишь о тех объектах географической среды, которые изображаются на картах. Т. е. из содержания учебника исключены геологические понятия.
Большое внимание в этой группе тем уделено географическим названиям. В учебнике и рабочей тетради приводится в среднем по 1-5 географических названий каждого из нанесенных на карты объектов (реки, озера, горы и т.д.) в каждом материке и части света. Знакомство с географической номенклатурой младших школьников может показаться преждевременным. Однако для умения читать карты и успешного их применения знать хотя бы немногие названия важнейших географических объектов обязательно. Память ребят в этом возрасте позволяет усвоить объем предложенного материала.
Важно подчеркнуть, что в задачу обучения второклассника не входит обязательное запоминание географической номенклатуры. Метод проектов помогает ребятам любить карту, не бояться ее, уметь находить на ней объекты и понимать, что по карте можно путешествовать.
При подготовке проектов учащиеся быстрее ориентируются в географических названиях, т. к. им чаще приходится обращаться к карте.
Тематическое планирование раздела «Природа вокруг тебя» курса для 2-го класса «Окружающий мир»
Природа вокруг тебя (29 часов).
/1
Кто и как изучает природу.
/2
Природные тела и явления.
/3
Разнообразие облаков.
/4
Разнообразие облаков.
/5
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
/6
Солнце и жизнь.
/7
Звёзды и созвездия.
/8
Кометы, метеоры, метеориты.
/9
Земля – планета.
10
Движение Земли.
/11
Луна – естественный спутник Земли.
/12
Исследования Луны. Человек на Луне.
/13
Планеты, движущиеся вокруг Солнца.
/14
Разнообразие космических тел. Обобщающий урок.
/15
Поверхность Земли. Материки и океаны.
/16
Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними.
/17
Горы, их разнообразие.
/18
Горы и люди. Безопасное поведение в горах.
/19
Экскурсия. Формы суши родного края.
/20
Земля и её поверхность. Обобщающий урок.
/21
Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей.
/22
Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей.
/23
Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей.
/24
Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей.
/25
Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России.
/26
Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России.
/27
Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.
/28
Экскурсия. Водоёмы родного края.
/29
Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок.
Урок 1. Земля – планета.
Тип урока
Усвоение новых знаний
Цель урока
Познакомить ребят с понятиями «карта», «меридианы», «параллели», «экватор».
Задачи урока
Образовательные:
- формирование знаний о значении карт в жизни человека;
Развивающие:
-развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
-развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, коммуникативных навыков, интереса к истории и к географии.
Воспитательные:
-формирование естественно-научного мировоззрения;
- воспитание культуры общения через метод проектов.
-Словесный – формирование теоретических знаний (беседа)
-Частично-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
-Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
Средства обучения
- учебник
- карта Нижнего Новгорода
Основные понятия (изучаемые вопросы)
«масштаб»
Планируемый результат обучения.
Знать, как составляются карты. Уметь составлять план местности, определять расстояние , масштаб
Урок 8. Проект «Школьный двор будущего».
Тема проекта (название)
«Школьный двор будущего»
Цель
Создать план школьного двора в будущем
Разработка проекта
1. Разделиться на группы по 6 человек
2. Каждая группа готовит план школьного двора, учитывая:
- спортивную площадку,
- футбольное поле,
- детская площадка,
- озеленение
3. Собственные идеи
4. Оформить на листе, формат А3
5. Подготовить короткое сообщение
Подведение итогов
Оценивание каждого проекта
Урок 9. Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей.
Тип урока
Знакомство с новым материалом.
Цели урока
Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать познакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озера на карте и их правильно показывать.
Задачи урока
Образовательные:
- дать определение понятия «река»,
- познакомить с причинами течения рек, их полноводностью,
- познакомить с понятиями «исток», «течение», «приток», «устье», «половодье»;
- научить находить и правильно показывать важнейшие реки на карте.
Развивающие:
-развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать речь, мышление;
Воспитательные:
- формировать естественно-научное мировоззрение.
- воспитывать бережное отношение к использованию природных ресурсов
Форма проведения урока
Урок вдвоем (учитель ведет урок совместно с учащимися, которым заблаговременно было предложено подготовить сообщения по данной теме).
Форма организации учебной деятельности
Фронтальная, индивидуальная.
Методы
-Словесный – формирование теоретических знаний (лекция-беседа)
-Частично-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
-Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
- познакомить ребят с понятием «равнина», «низменность», «болото».
- научить находить на карте равнины и низменности;
Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности учащихся;
- развивать интеллектуальные способности;
- развивать речь, мышление.
Воспитательные:
- формирование естественно-научного мировоззрения.
- воспитывать чувство гордости за природные богатства.
Форма проведения урока
Традиционная
Форма организации учебной деятельности
Фронтальная, индивидуальная.
Методы
- Словесный – формирование теоретических знаний (лекция-беседа)
- Частично-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
- Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
Средства обучения
- учебник
- карта полушарий,
- глобус,
- плакат «Равнины»
Основные понятия
«равнины», «низменности», «болото»
Планируемый результат обучения.
Иметь представление об использовании равнин и низменности человеком, представление о болотах.
Уметь находить и показывать равнины и низменности на карте
Урок 12. Горы и их разнообразие.
Тип урока
Комбинированный
Цели урока
Познакомить ребят с особенностями и природой гор.
Задачи урока
Образовательные:
- научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия;
- дать представление об использовании равнин и гор человеком;
- познакомить с характерными особенностями гор и уметь определять их на карте
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать речь, мышление;
- расширять кругозор.
- совершенствовать умение работать с учебной, научно-популярной литературой, отбирать материал, находить главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, развить интерес к науке;
Воспитательные:
- формирование естественно-научного мировоззрения.
- воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как дисциплина, самостоятельность.
- формировать осознанное отношение к своему здоровью,
- воспитание чувства гордости за природные богатства.
-Словесный – формирование теоретических знаний (лекция-беседа)
-Частично-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
-Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
Средства обучения
- карта полушарий,
- глобус,
- плакат «Горы»,
- образцы горных пород.
Основные понятия (изучаемые вопросы)
«Горы», «Вулканы», «полезные ископаемые»
Планируемый результат обучения.
Знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте.
Иметь представление о болотах.
Урок 13. Полуострова и острова.
Тип урока
Комбинированный.
Цели урока
Познакомить с характерными особенностями островов и полуостровов.
Задачи урока
Образовательные:
- познакомить с характерными особенностями островов и полуостровов.
- научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте.
Развивающие:
- развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы,
- способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать интеллектуальные способности учащихся;
- развивать речь, мышление;
- развивать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитательные:
- формировать естественно-научного мировоззрения.
- воспитывать устойчивый интерес к предмету.
- воспитывать культуру умственного труда
Форма проведения урока
Комбинированный урок
Форма организации учебной деятельности
Фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы
- Словесный – формирование теоретических знаний (лекция-беседа)
- Частично-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
- Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
Средства обучения
- учебник
- плакат «Полуострова и острова»
- географическая карта
Основные понятия (изучаемые вопросы)
«остров», «полуостров»
Планируемый результат обучения.
Знать характерные особенности морей Уметь находить и показывать по карте, острова и полуострова
Урок 14. Моря. Значение моря для жизни людей.
Тип урока
Комбинированный.
Цели урока
Познакомить с характерными особенностями морей
Научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте.
Задачи урока
Образовательные:
- познакомить с характерными особенностями морей
- научить находить и показывать моря на карте
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса;
- расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
- формировать естественно-научное мировоззрение.
- воспитывать устойчивый интерес к предмету, воспитывать такие нравственные качества как дисциплина, самостоятельность.
- воспитывать положительную мотивацию учения,
- воспитывать бережное отношение к природе
Форма проведения урока
Комбинированный урок
Форма организации учебной деятельности
Фронтальная, парная, индивидуальная
Методы
-Словесный – формирование теоретических знаний (лекция-беседа)
-Частично-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
-Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
Средства обучения
- учебник;
- плакаты «Моря»,
- географическая карта
Основные понятия (изучаемые вопросы)
«моря»
Планируемый результат обучения.
Знать характерные особенности морей
Уметь находить и показывать по карте моря.
Уроки 15-16. повторение и закрепление.
Проект «Что изображают на глобусе и карте».
Тема проекта (название)
«Что изображают на глобусе и карте»
Цель
Обобщить материал по разделу «Что изображают на глобусе и карте»
Изготовить альбом-каталог географических объектов и их условные обозначения на картах в качестве познавательного пособия.
Разработка проекта
1. Разделиться на 6 групп
2. Распределить между группами географические объекты
3. Подбор материала о географическом объекте (стихи, загадки, интересные факты)
4. Изготовление макетов
5. Оформление работы
6. Презентация работ
Подведение итогов
Оценивание результатов
Выводы
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся второго класса, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассматривать особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться.
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является развернутая, содержательная, дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. Об этом говорят и показатели результатов учебной деятельности (см. Приложение).
Литература.
1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.