kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю провести урок литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.»

Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [щ]. Буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

Цель урока: выделение нового звука [щ’], его характеристика;

Задачи: совершенствование умения давать характеристику изученным звукам;

ознакомление с написанием а, у после ч, щ;

сформировать представление о звуке;

совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения;

развивать внимание, фонематический слух, память, мышление;

отрабатывать навык звукового анализа слова;

воспитывать интерес к чтению и культуре учебного труда.

Задачи по формированию УУД.

Предметные (образовательные):

  • Сформировать представление о звуке щ - всегда мягкий глухой согласный звук.

  • Развить умение распознавать слова и предложения, в состав которых входит буква щ.

  • Составлять звуковые схемы к словам с изученными буквами.

  • Совершенствовать навыки чтения слов и предложений с изученными буквами.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

  • Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

  • Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.





Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Продолжить работать над формированием умений ориентироваться в предложенном тексте.

  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

  • Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные:

  • Осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

  • Допускать существование различных точек зрения.

  • Использовать в общении правила вежливости.

Личностные:

  • Сформировать представление о причинах успеха в учебе и положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Развивать интерес к учебному материалу.

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием успеха/ неуспеха/ в учебной деятельности.

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Следовать в поведении основным морально - эстетическим требованиям.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, игрушки (2 ведра), рыбки трёх цветов для рефлексии, рисунки щёток, похожих на букву Щ, мальчика, трёх домиков с крышами разного цвета, снежинок с буквами, шипящего гуся, щуки с буквой Щ, на что похожа буква Щ, карточки со схемой слова щука, карточки с буквами, с домашним заданием, таблица написания ЧА-ЩА, сигнальные карточки, рисунки леща, щуки и букв, схема слова щука.

Тип урока: урок открытия нового знания.




Ход урока

  1. Организация на урок .(слайд 1)

цель: мотивировать учащихся на учебный процесс, эмоциональный настрой на урок.

личностные умения: проявлять интерес к учебному процессу, мотивировать совершенствованию личностных качеств.

Снег порхает и сверкает 

В золотом сиянье дня. 

Словно пухом устилает

 Все дороги и дома. 

Сыплет, сыплет снег-снежок. 

Начинаем наш урок.

-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

2.Актуализация знаний.

задачи: проверить усвоение изученного материала.

цель: актуализировать знания о гласных и согласных звуках

познавательные умения: различать гласные и согласные звуки и буквы

-Посмотрите  сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу,  какие на синюю, а какие на зелёную.( У доски 3 ученика.)

- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

- Какие снежинки особенные? Почему?  (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей?  (ж, ш,  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

  1. Постановка темы и целей урока.

задачи – формировать положительную учебную мотивацию,

цель: самостоятельное формулирование цели урока, определение пути ее достижения

УУД – познавательные: поиск информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Вступительная беседа

Сегодня мы продолжаем путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и знакомиться с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут герои одной русской народной сказки. Угадать их и название сказки вы сможете если отгадаете загадку:

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля)

(слайд 2)

- Из какой сказки приехал к нам Емеля?

Дети называют сказку.

- Правильно ребята. Эта русская народная сказка называется «По щучьему велению».(слайд 3)

- Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

- В какое время года происходили события в этой сказке? ( Зимой, лежало много снега)

-А у нас какое сейчас время года?

-Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово ,, сказки“ происходит от слова ,, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (слайд 4 лучина – тонкая, длинная щепка на специальной подставке, которая называлась светец) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.

- Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби.

Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему.

(СЛАЙД 5)

(Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.)

– Зачерпнул Емеля одним ведром – а там …

- Кто знает как она называется? (лещ). (достаю из ведра и вешаю рисунок на доску).

- Поставил Емеля вёдра, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня на волю, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

.- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

- Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод: открываешь кран, а из него течёт вода.)

- Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

- Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.(Щуку и леща)(рисунки)

- Произнесём слова.

- Какой новый звук повторяется в этих словах?

- Кто из вас догадался, какова тема нашего урока?

- Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

– Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’].

  1. Объяснение нового материала.

цель: формировать правильное произношение звука [щ], умение выполнять звуковой анализ слова,

задачи – учить слышать и выделять звук в слове, давать его характеристику, обозначать звук буквой;

УУД – познавательные: умение ориентироваться в учебнике

регулятивные умения: контролировать собственное произношение звуков,

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

предметные умения: составлять звуковую схему слова

личностные умения: умение соотносить поступок и его следствие (связь с жизнью)

1. Артикуляционная зарядка. «Шарик».

- Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем.

Шарик тужился, пыхтел, лопнул он и зашипел:

- Щ –щ-щ-щ-щ-щ-щ-!

- Как шипит гусь? (рисунок)

-А теперь вернёмся к нашим героям. Произнесём слово ЩУКА.

- Какой первый звук слышится в слове ЩУКА?

- А в слове лещ, где слышится звук щ? Произносим.

– Произнесите звук несколько раз. Охарактеризуйте его.

- Подумайте согласный он или гласный? Докажите.

- А теперь произнесите его ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой?

- Послушайте, как этот звук произнесу я. Скажите он твёрдый или мягкий?

- А твёрдо мы сможем его произнести?

- Какие ощущения возникают у вас, когда вы произносите звук [щ’]? (шипит, значит шипящий)

- Дайте полную характеристику новому звуку. (Согласный, глухой, мягкий).

Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

2. Слого – звуковой анализ слова «щука». Индивидуальная работа.

- Наша волшебная щука очень хочет узнать из скольких слогов, и каких звуков состоит её название. Давайте ей поможем. У вас на партах лежат карточки с заданиями. (Карточки по уровням)

1 карточка - надо закрасить звуки, определить кол-во слогов; (индивид работа)-Алина, Ксюша, Лиза.

2 карточка – составить схему слова – ЩУКА (индивид работа)-Настя, Коля.

3 карточка – выбрать из готовых схем правильную, которая соответствует слову «щука». (индивид работа)-Славик, Карина, Влад.

Проверка на доске.

3. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

  - А сейчас, ребята, встаньте. Поиграем в игру «Кто внимательный». Я произношу стихотворение, если вы слышите звук [щ’], хлопайте в ладоши. Если в слове нет звука Щ –топаете ножками.

Щекотала Щука щёчки

Крепко спящего сыночка.

Не хотел вставать щурёнок,

Щурил глазки он спросонок.

- Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)

Показываю буквы Щ щ и рисунок щуки.

4.Знакомство с буквой Щ.

а) На что похожа буква?

– На что похожа буква Щ? (показываю картинку)

Три щенка по быстрой речке

Вплавь пустились на дощечке.

Два щенка глядят вперёд,

А один хвостом гребёт.

- А теперь на что похожа Щ? (слайд 6)

(слайд 7)

Щ – играющий щенок,
Кверху лапками он лег.

( слайд 8)

Буква «Щ» на «Ш» похожа.
Хвостик есть у «Щ», так что же?
Изменился внешний вид -
Мягко «Щ» в словах трещит.

(слайд 9)

Хватать, глотать умеют щуки–

Другой не нужно им науки.

б) Клип про букву Щ.

- Какие слова со звуком Щ услышали? (щелчок, щекотка, щука, щупальца, щит, щётка, хищная)

- Что узнали о щуке?

- Как понимаете хищная?

в) Закрашивание буквы Щ. (карточки)

- Найдите среди букв букву Щ, ,обведите её пальчиком и закрасьте . Каким цветом будем красить?

- Почему? ( зелёным – согласный мягкий)

5. Физминутка. ( слайд 10)

6. Чтение слогов – слияний. ( слайды 11-15)

(ЧИТАЯ КАЖДЫЙ СЛОГ, ДОГОВАРИВАЕМ ЕГО ДО ЦЕЛОГО СЛОВА.)

- Откройте учебник по закладке.

- Читаем слоги с новой буквой. Будьте внимательны, буква «ща» обозначает мягкий согласный звук, поэтому слияния будем читать …. (мягко)

ЩА ЩУ ЩЕ ЩЁ ЩИ

- Что вы заметили, читая слоги? ( ща, щу)

7. Работа над правилом. (таблица)

- Вы правильно обратили внимание, когда читали слоги, что в слоге ща слышим я, а пишем а. В слоге щу слышим ю, а пишем у. Это правило возникло так. Послушайте сказку. ( буквы выставляю на доску, дети помогают называть буквы)

Жила – была на свете буква Щ, а неподалёку от неё жили гласные А,У,Ю,И,Я. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить букве Щ , остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут когда их искать будут. Буква Щ во все щели заглянула и нашла букву А, У, И. Вот только никак не может найти букву Я и букву Ю. Искала- искала, с ног сбилась, до вечера проискала. И вот, спотыкаясь, обиженная, усталая, голодная, решила пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходя мимо соседнего домика, Щ увидела, что буквы Я и Ю как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделась буква Щ с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. Буква Щ дружит только с буквами А и У.

8. Работа по таблице. Ча - ща пишу с а, чу – щу пишу с у.

9. Чтение слов. ( с. 63)

- Прочитайте слова хором. (На доске)

ЩУКИ - Какое слово лишнее? (роща)

ЛЕЩИ - Что такое роща? (Роща – небольшой участок леса, все деревья

РОЩА которого примерно одинакового возраста)(слайд 16)

- Наша Брянщина славится красивыми рощами.

- Продолжаем читать слова второго столбика.

ИЩУ - Какое слово обозначает густой, частый лес, заросли?

ЧИЩУ

ЧАЩА

- Читаем слова последнего столбика.

ЩЕГОЛ - Какое слово непонятно? (Щегол – певчая птичка с пёстрым

ЩЕНОК оперением. Щегла часто держат в клетках)(слайд 17)

-Какое слово самое короткое? (ищу)

-Что общего у всех слов? (в каждом слове буква щ)

-В каких словах есть слоги ща, щу?

Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

Чу – щу пиши с буквой у.

- Прочитайте слова в учебнике. ( по очереди)

10. Упражнения для глаз (слайд 18):

- А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в подводное царство к нашей волшебной щуке и понаблюдаем за рыбками.

11.Чтение скороговорок на с .62.

- Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

- Прочитайте правило на с. 63.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

12. Чтение стихотворения.

  • Чтение учителем.

- О ком это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение на с. 63.

- В каких словах есть буква Щ ?

- Какое это стихотворение? (шуточное)

- Для чего нужны щётки? Можно их глотать?

Послушайте стихотворение : 

На расческу Щ похожа. 
Три зубца всего? Ну что же! 
Буква Щ поможет нам 
Чистить зубы по утрам.

- Давайте немного поиграем с буквой Щ. Откройте конверты , которые лежат у вас на партах. Загляните в них. Что там? (буква Щ)

- Возьмите каждый по букве. Давайте сделаем такое движение, как будто чистим зубы. Во что превратилась буква?( в зубную щетку)

- Зачем надо чистить зубы? Сколько раз в день?

- Теперь давайте причешем волосы. Во что сейчас превратилась буква?

- А для чего с собой нужно носить расческу?

- Давайте встанем и превратим Щ в щетку для одежды. Почистите свою форму. Для чего нам нужна такая щетка?

- Как вы думаете, в какую еще щетку мы можем превратить букву?

- Конечно, в щетку для обуви. Давайте «почистим» ботинки. А для чего обувь надо содержать в чистоте?

- Молодцы! Вот мы с вами и повторили, что нам необходимо для того, чтобы выглядеть опрятно и аккуратно. А сейчас уберите буквы – щетки.

5. Закрепление изученного.

задачи – учить правильно читать слова с буквой щ; УУД – познавательные: умение составлять рифмы, заменяя один звук на другой.

а) Работа в учебнике на стр. 62.

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке и на этого сказочного героя, который путешествовал с нами на протяжении всего урока.

- Вспомните, каким был Емеля.( Лентяй)

- Поднимите руки кто, из вас любит лениться.

- Молодцы, я рада, что вы все трудолюбивые.

- Как вы помогаете своим родителям?

– Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».

– Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’]. Замените в словах первый звук на наш новый звук.

Кепка – щепка, мука – щука, кит – щит, мель – щель, тётка – щётка, река – щека, венок – щенок.

- Молодцы, ребята! Вы помогли щуке. Она очень довольна.

- Как вы думаете, отпустит Емеля её? Будет ли он теперь лениться и просить помощи у щуки?

- Конечно, он теперь все будет делать сам, а волшебная щука будет плавать в своей реке и вспоминать доброго Емелю.

б) Самостоятельная работа.

- Закройте учебники. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Ваша задача – читать правильно, без ошибок. После чтения я проверю, насколько внимательно вы читали.

- Возьмите карточки, приступайте к чтению(карточки по уровням):

  • Дифференцированное самостоятельное чтение.

1 группа - слоги с новой буквой на новое правило;

2 группа - слова с новой буквой на новое правило.

3 группа – текст со словами на новое правило.

Проверка задания.

6. Итог урока.

цель: учить сознательно оценивать результаты своей деятельности.

УУД – регулятивные: оценка выполнения плана урока, самооценка, удержание цели.

общеучебные познавательные умения: оценка процесса и результатов деятельности

- Ребята, вы сегодня придёте домой и расскажите своим родителям, что интересного было на уроке. Послушайте меня.

-Папа сына похвалил,

Он про букву Щ спросил.

– Как вы думаете, что рассказал про букву Щ сын?(рисунок мальчика)

Поиграем в игру «Верю — не верю». (Если вы согласны с утверждением, покажите фишку зеленого цвета, если не согласны — синего).

  1. Буква «Щ» обозначает гласный звук.

— А какой? Почему?

2. Звук [Щ] – глухой.

3. Буква «Щ» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. Ща пишу с Я, щу пишу с Ю.

5. Звук /щ/ шипящий.

-Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что было трудно?

7. Рефлексия.( слайд 20)

- На столе у вас лежат зеленые, желтые и синие рыбки.

- Кому урок понравился и было очень легко и интересно работать на уроке поднимите зеленую рыбку.

- Кто затруднялся и было не совсем интересно – желтую.

- Кому было трудно и не интересно на уроке– красную.

Прочитайте, что я написала вам на прощание.( хором)

С бо ро

па си у к.

за

8.Домашнее задание ( на листках по желанию).



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

Автор: Деньгуб Наталья Алексеевна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства