воспитывать интерес к чтению и культуре учебного труда.
Задачи по формированию УУД.
Предметные (образовательные):
Сформировать представление о звуке щ - всегда мягкий глухой согласный звук.
Развить умение распознавать слова и предложения, в состав которых входит буква щ.
Составлять звуковые схемы к словам с изученными буквами.
Совершенствовать навыки чтения слов и предложений с изученными буквами.
Метапредметные:
Регулятивные:
Применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Продолжить работать над формированием умений ориентироваться в предложенном тексте.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные:
Осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Допускать существование различных точек зрения.
Использовать в общении правила вежливости.
Личностные:
Сформировать представление о причинах успеха в учебе и положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развивать интерес к учебному материалу.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием успеха/ неуспеха/ в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Следовать в поведении основным морально - эстетическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Оборудование урока:компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, игрушки (2 ведра), рыбки трёх цветов для рефлексии, рисунки щёток, похожих на букву Щ, мальчика, трёх домиков с крышами разного цвета, снежинок с буквами, шипящего гуся, щуки с буквой Щ, на что похожа буква Щ, карточки со схемой слова щука, карточки с буквами, с домашним заданием, таблица написания ЧА-ЩА, сигнальные карточки, рисунки леща, щуки и букв, схема слова щука.
Тип урока:урок открытия нового знания.
Ход урока
Организация на урок .(слайд 1)
цель: мотивировать учащихся на учебный процесс, эмоциональный настрой на урок.
личностные умения: проявлять интерес к учебному процессу, мотивировать совершенствованию личностных качеств.
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.
2.Актуализация знаний.
задачи: проверить усвоение изученного материала.
цель: актуализировать знания о гласных и согласных звуках
познавательные умения:различать гласные и согласные звуки и буквы
-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.( У доски 3 ученика.)
- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).
- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).
Постановка темы и целей урока.
задачи – формировать положительную учебную мотивацию,
цель:самостоятельное формулирование цели урока, определение пути ее достижения
УУД – познавательные: поиск информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Вступительная беседа
Сегодня мы продолжаем путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и знакомиться с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут герои одной русской народной сказки. Угадать их и название сказки вы сможете если отгадаете загадку:
Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец, Кто же этот молодец? (Емеля)
(слайд 2)
- Из какой сказки приехал к нам Емеля?
Дети называют сказку.
- Правильно ребята. Эта русская народная сказка называется «По щучьему велению».(слайд 3)
- Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)
- В какое время года происходили события в этой сказке? ( Зимой, лежало много снега)
-А у нас какое сейчас время года?
-Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово ,, сказки“ происходит от слова ,, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (слайд 4 лучина – тонкая, длинная щепка на специальной подставке, которая называлась светец) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.
- Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби.
Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему.
(СЛАЙД 5)
(Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.)
– Зачерпнул Емеля одним ведром – а там …
- Кто знает как она называется? (лещ). (достаю из ведра и вешаю рисунок на доску).
- Поставил Емеля вёдра, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.
- Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:
- Емеля, отпусти меня на волю, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?
.- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).
- Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)
- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод: открываешь кран, а из него течёт вода.)
- Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).
- Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.(Щуку и леща)(рисунки)
- Произнесём слова.
- Какой новый звук повторяется в этих словах?
- Кто из вас догадался, какова тема нашего урока?
- Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?
– Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’].
Объяснение нового материала.
цель: формировать правильное произношение звука [щ],умение выполнять звуковой анализ слова,
задачи – учить слышать и выделять звук в слове, давать его характеристику, обозначать звук буквой;
УУД – познавательные: умениеориентироваться в учебнике
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
предметные умения:составлять звуковую схему слова
личностные умения: умение соотносить поступок и его следствие (связь с жизнью)
1. Артикуляционная зарядка. «Шарик».
- Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем.
Шарик тужился, пыхтел, лопнул он и зашипел:
- Щ –щ-щ-щ-щ-щ-щ-!
- Как шипит гусь? (рисунок)
-А теперь вернёмся к нашим героям. Произнесём слово ЩУКА.
- Какой первый звук слышится в слове ЩУКА?
- А в слове лещ, где слышится звук щ? Произносим.
– Произнесите звук несколько раз. Охарактеризуйте его.
- Подумайте согласный он или гласный? Докажите.
- А теперь произнесите его ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой?
- Послушайте, как этот звук произнесу я. Скажите он твёрдый или мягкий?
- А твёрдо мы сможем его произнести?
- Какие ощущения возникают у вас, когда вы произносите звук [щ’]? (шипит, значит шипящий)
- Дайте полную характеристику новому звуку. (Согласный, глухой, мягкий).
Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
2. Слого – звуковой анализ слова «щука». Индивидуальная работа.
- Наша волшебная щука очень хочет узнать из скольких слогов, и каких звуков состоит её название. Давайте ей поможем. У вас на партах лежат карточки с заданиями. (Карточки по уровням)
1 карточка - надо закрасить звуки, определить кол-во слогов; (индивид работа)-Алина, Ксюша, Лиза.
3 карточка – выбрать из готовых схем правильную, которая соответствует слову «щука». (индивид работа)-Славик, Карина, Влад.
Проверка на доске.
3. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».
- А сейчас, ребята, встаньте. Поиграем в игру «Кто внимательный». Я произношу стихотворение, если вы слышите звук [щ’], хлопайте в ладоши. Если в слове нет звука Щ –топаете ножками.
Щекотала Щука щёчки
Крепко спящего сыночка.
Не хотел вставать щурёнок,
Щурил глазки он спросонок.
- Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)
Показываю буквы Щ щ и рисунок щуки.
4.Знакомство с буквой Щ.
а) На что похожа буква?
– На что похожа буква Щ? (показываю картинку)
Три щенка по быстрой речке
Вплавь пустились на дощечке.
Два щенка глядят вперёд,
А один хвостом гребёт.
- А теперь на что похожа Щ? (слайд 6)
(слайд 7)
Щ – играющий щенок, Кверху лапками он лег.
( слайд 8)
Буква «Щ» на «Ш» похожа. Хвостик есть у «Щ», так что же? Изменился внешний вид - Мягко «Щ» в словах трещит.
(слайд 9)
Хватать, глотать умеют щуки–
Другой не нужно им науки.
б) Клип про букву Щ.
- Какие слова со звуком Щ услышали? (щелчок, щекотка, щука, щупальца, щит, щётка, хищная)
- Что узнали о щуке?
- Как понимаете хищная?
в) Закрашивание буквы Щ. (карточки)
- Найдите среди букв букву Щ, ,обведите её пальчиком и закрасьте . Каким цветом будем красить?
- Почему? ( зелёным – согласный мягкий)
5. Физминутка. ( слайд 10)
6. Чтение слогов – слияний. ( слайды 11-15)
(ЧИТАЯ КАЖДЫЙ СЛОГ, ДОГОВАРИВАЕМ ЕГО ДО ЦЕЛОГО СЛОВА.)
- Откройте учебник по закладке.
- Читаем слоги с новой буквой. Будьте внимательны, буква «ща» обозначает мягкий согласный звук, поэтому слияния будем читать …. (мягко)
ЩА ЩУ ЩЕ ЩЁ ЩИ
- Что вы заметили, читая слоги? ( ща, щу)
7. Работа над правилом. (таблица)
- Вы правильно обратили внимание, когда читали слоги, что в слоге ща слышим я, а пишем а. В слоге щу слышим ю, а пишем у. Это правило возникло так. Послушайте сказку. ( буквы выставляю на доску, дети помогают называть буквы)
Жила – была на свете буква Щ, а неподалёку от неё жили гласные А,У,Ю,И,Я. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить букве Щ , остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут когда их искать будут. Буква Щ во все щели заглянула и нашла букву А, У, И. Вот только никак не может найти букву Я и букву Ю. Искала- искала, с ног сбилась, до вечера проискала. И вот, спотыкаясь, обиженная, усталая, голодная, решила пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходя мимо соседнего домика, Щ увидела, что буквы Я и Ю как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделась буква Щ с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. Буква Щ дружит только с буквами А и У.
8. Работа по таблице. Ча - ща пишу с а, чу – щу пишу с у.
9. Чтение слов. ( с. 63)
- Прочитайте слова хором. (На доске)
ЩУКИ - Какое слово лишнее? (роща)
ЛЕЩИ - Что такое роща? (Роща – небольшой участок леса, все деревья
РОЩА которого примерно одинаковоговозраста)(слайд 16)
- Наша Брянщина славится красивыми рощами.
- Продолжаем читать слова второго столбика.
ИЩУ - Какое слово обозначает густой, частый лес, заросли?
ЧИЩУ
ЧАЩА
- Читаем слова последнего столбика.
ЩЕГОЛ - Какое слово непонятно? (Щегол – певчая птичка с пёстрым
ЩЕНОК оперением. Щегла часто держат в клетках)(слайд 17)
-Какое слово самое короткое? (ищу)
-Что общего у всех слов? (в каждом слове буква щ)
-В каких словах есть слоги ща, щу?
Вывод:ча – ща пиши с буквой а.
Чу – щу пиши с буквой у.
- Прочитайте слова в учебнике. ( по очереди)
10. Упражнения для глаз (слайд 18):
- А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в подводное царство к нашей волшебной щуке и понаблюдаем за рыбками.
11.Чтение скороговорок на с .62.
- Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.
- Прочитайте правило на с. 63.
ЧА – ЩА пиши с буквой А.
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
12. Чтение стихотворения.
Чтение учителем.
- О ком это стихотворение?
- Прочитайте стихотворение на с. 63.
- В каких словах есть буква Щ?
- Какое это стихотворение? (шуточное)
- Для чего нужны щётки? Можно их глотать?
- Послушайте стихотворение :
На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.
- Давайте немного поиграем с буквой Щ. Откройте конверты , которые лежат у вас на партах. Загляните в них. Что там? (буква Щ)
- Возьмите каждый по букве. Давайте сделаем такое движение, как будто чистим зубы. Во что превратилась буква?( в зубную щетку)
- Зачем надо чистить зубы? Сколько раз в день?
- Теперь давайте причешем волосы. Во что сейчас превратилась буква?
- А для чего с собой нужно носить расческу?
- Давайте встанем и превратим Щ в щетку для одежды. Почистите свою форму. Для чего нам нужна такая щетка?
- Как вы думаете, в какую еще щетку мы можем превратить букву?
- Конечно, в щетку для обуви. Давайте «почистим» ботинки. А для чего обувь надо содержать в чистоте?
- Молодцы! Вот мы с вами и повторили, что нам необходимо для того, чтобы выглядеть опрятно и аккуратно. А сейчас уберите буквы – щетки.
5. Закрепление изученного.
задачи – учить правильно читать слова с буквой щ; УУД – познавательные: умение составлять рифмы, заменяя один звук на другой.
а) Работа в учебнике на стр. 62.
- Посмотрите на иллюстрацию к сказке и на этого сказочного героя, который путешествовал с нами на протяжении всего урока.
- Вспомните, каким был Емеля.( Лентяй)
- Поднимите руки кто, из вас любит лениться.
- Молодцы, я рада, что вы все трудолюбивые.
- Как вы помогаете своим родителям?
– Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».
– Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’]. Замените в словах первый звук на наш новый звук.
- Молодцы, ребята! Вы помогли щуке. Она очень довольна.
- Как вы думаете, отпустит Емеля её? Будет ли он теперь лениться и просить помощи у щуки?
- Конечно, он теперь все будет делать сам, а волшебная щука будет плавать в своей реке и вспоминать доброго Емелю.
б) Самостоятельная работа.
- Закройте учебники. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Ваша задача – читать правильно, без ошибок. После чтения я проверю, насколько внимательно вы читали.
- Возьмите карточки, приступайте к чтению(карточки по уровням):
Дифференцированное самостоятельное чтение.
1 группа - слоги с новой буквой на новое правило;
2 группа - слова с новой буквой на новое правило.
3 группа – текст со словами на новое правило.
Проверка задания.
6. Итог урока.
цель: учить сознательно оценивать результаты своей деятельности.
УУД – регулятивные: оценка выполнения плана урока, самооценка, удержание цели.
общеучебные познавательные умения:оценка процесса и результатов деятельности
- Ребята, вы сегодня придёте домой и расскажите своим родителям, что интересного было на уроке. Послушайте меня.
-Папа сына похвалил,
Он про букву Щ спросил.
– Как вы думаете, что рассказал про букву Щ сын?(рисунок мальчика)
Поиграем в игру «Верю — не верю». (Если вы согласны с утверждением, покажите фишку зеленого цвета, если не согласны — синего).
Буква «Щ» обозначает гласный звук.
— А какой? Почему?
2. Звук [Щ] – глухой.
3. Буква «Щ» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. Ща пишу с Я, щу пишу с Ю.
5. Звук /щ/ шипящий.
-Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что было трудно?
7. Рефлексия.( слайд 20)
- На столе у вас лежат зеленые, желтые и синие рыбки.
- Кому урок понравился и было очень легко и интересно работать на уроке поднимите зеленую рыбку.
- Кто затруднялся и было не совсем интересно – желтую.
- Кому было трудно и не интересно на уроке– красную.
Прочитайте, что я написала вам на прощание.( хором)