ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ: «Объемное моделирование. Саамский погост. Макет куваксы.» (комбинированный, изучение нового)
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКА:
1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона
урока.
3. Развитие функции общения на уроке как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
1. Познакомить с поселениями саамов.
2. Дать представление о внешнем виде саамских жилищ и их отличии друг от друга.
Развивающие:
1. Развивать самостоятельность, способность решать творческие задачи.
2. Развивать эстетический вкус, пространственное воображение, навыки композиции.
3. Развивать мелкую моторику рук, умение работать парами.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренному населению Кольского полуострова, ценностное отношение к традициям, истории и образу жизни саамов.
2. Повышать культуру речи, воспитывать умение слушать друг друга.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для учителя: интерактивная доска и мультимедийная система, презентация «Жилища саамов», карточки с названиями видов жилищ, куклы саамских детей.
Для учеников: технологическая карта, ткань, пластилин, деревянные палочки, картон, ножницы, клеенка, снежинка из бумаги.
ХОД УРОКА:
1. ОРГ. МОМЕНТ
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Посмотрите, кто пришел к нам на урок? (Это Морин и Сиркэ)
-Объясните нашим гостям, почему у наших героев такие необычные имена? (Это имена саамские. По-русски звучат как Марина и Сережа)
- Раз Морин и Сиркэ пришли к нам в гости, догадайтесь, о чем будет наш сегодняшний урок? (Мы будем узнавать о коренном народе Кольского полуострова – саамах)
-Давайте вспомним, почему этот небольшой по численности народ так называется? (Саамы называют свою страну САПМИ – отсюда и пошло название народа. По-другому их еще называют ЛОПАРИ – от названия местности – Лапландия)
3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
-Морин и Сиркэ пришли к нам не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что они нам принесли? (Открывается карточка с названием ПОГОСТ)
-Как вы думаете, что обозначает это слово? (Предположения детей)
- Правильный ответ мы узнаем из книги саамских сказок «Семилетний стрелок из лука», в конце книжки есть словарик саамских слов. (Погост – саамское селение)
(СЛАЙД №1)
-Так о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Как селились и жили саамы, как назывались их жилища)
-А так как у нас урок технологии, как вы думаете, что мы будем сегодня делать? (Саамское жилище)
4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
-Жилища саамов сильно отличаются от тех, что мы привыкли видеть. И не только названием. Давайте откроем следующую табличку и узнаем первое название. (Открывается табличка с названием ВЕЖА)
- Давайте посмотрим в саамском словарике, что обозначает это слово. (Вежа – древнее саамское жилище, напоминающую землянку, строилось из бревен, палок и покрывалось корой и дерном; при переезде разбиралось)
(СЛАЙД№2)
- Открываем следующую табличку. Прочитайте название. (Тупа)
-Давайте опять обратимся к словарику. Найдите, что обозначает это слово? (Тупа – жилище из бревен с плоской крышей)
(СЛАЙД №3)
-Давайте откроем последнюю карточку с названием саамского жилища. Посмотрите, это необычная карточка. Как вы думаете, почему на ней нарисован олень? Что этим хотели сказать наши друзья? (Основной род занятий – рыболовство и оленеводство, значит саамы – кочевники и это жилье использовалось при переездах с места на место)
-А называлось оно - КУВАКСА. (Открывается последняя табличка)
- Кто уже нашел, что обозначает это слово? (Кувакса – походный шалаш из жердей, берёсты или оленьих шкур)
(СЛАЙД№4)
ФИЗМИНУТКА
Да, Лапландия страна
И мрачна, и холодна.
Лишь полярное сияние
Вспыхивает иногда.
Но в Лапландии живет
Стойкий северный народ.
Из оленя каньги шьет,
Ловко он хингу плетет,
Старый мудрый их шаман
Прогоняет ураган.
- Итак, что нового мы узнали сегодня с помощью наших друзей? (Как селились и где жили саамы)
-Как назывались их поселения? (Погосты)
- Сегодня на уроке технологии мы постараемся создать макет такого погоста с переносными жилищами.
- Как назывались такие жилища? (Куваксы)
- Одна кувакса у меня уже есть. (Демонстрация образца)
-Но селение не может состоять из одного жилища, поэтому вам задание сделать свои макеты и перенести их в наш импровизированный погост.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Сделать макет вам поможет технологическая карта, которая лежит на каждой парте. Работать вы будете парами и делать одну куваксу на двоих.
Технологическая карта «Саамская кувакса»
6. ВЫСТАВКА РАБОТ
7. ИТОГ УРОКА
-Что нового узнали на уроке?
- Как называется жилище, макет которого вы сегодня делали?
8. РЕФЛЕКСИЯ
- Кто хочет, чтобы Морин и Сиркэ пришли к нам еще с рассказами о жизни саамского народа, прикрепите свою снежинку на доску.
ПРИЛОЖЕНИЯ