kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ: «Объемное моделирование. Саамский погост. Макет куваксы.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЮ  ПО ТЕМЕ: «Объемное моделирование. Саамский погост. Макет куваксы.» (комбинированный, изучение нового)

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКА:

1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона       

   урока.

3. Развитие функции общения на уроке как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

1. Познакомить с поселениями саамов.

2. Дать представление о внешнем виде саамских жилищ и их отличии друг от друга.

Развивающие:

1. Развивать самостоятельность, способность решать творческие задачи.

2. Развивать эстетический вкус, пространственное воображение, навыки композиции.

3. Развивать мелкую моторику рук, умение работать парами.

Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренному населению Кольского полуострова, ценностное отношение к традициям, истории и образу жизни саамов.

2. Повышать культуру речи, воспитывать умение слушать друг друга.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учителя: интерактивная доска и мультимедийная система, презентация «Жилища саамов», карточки с названиями видов жилищ, куклы саамских детей.

Для учеников: технологическая карта, ткань, пластилин, деревянные палочки, картон, ножницы, клеенка, снежинка из бумаги.

ХОД УРОКА:

1. ОРГ. МОМЕНТ

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Посмотрите, кто пришел к нам на урок? (Это Морин и Сиркэ)

-Объясните нашим гостям, почему у наших героев такие необычные имена? (Это имена саамские. По-русски звучат как Марина и Сережа)

- Раз Морин и Сиркэ пришли к нам в гости, догадайтесь, о чем будет наш сегодняшний урок? (Мы будем узнавать о коренном народе Кольского полуострова – саамах)

-Давайте вспомним, почему этот небольшой по численности народ так называется? (Саамы называют свою страну САПМИ – отсюда и пошло название народа. По-другому их еще называют ЛОПАРИ – от названия местности – Лапландия)

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

-Морин и Сиркэ пришли к нам не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что они нам принесли? (Открывается карточка с  названием ПОГОСТ)

-Как вы думаете, что обозначает это слово? (Предположения детей)

- Правильный ответ мы узнаем из книги саамских сказок «Семилетний стрелок из лука», в конце книжки есть словарик саамских слов. (Погост – саамское селение)

(СЛАЙД №1)

-Так о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Как селились и жили саамы, как назывались их жилища)

-А так как у нас урок технологии, как вы думаете, что мы будем сегодня делать? (Саамское жилище)

4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

-Жилища саамов сильно отличаются от тех, что мы привыкли видеть. И не только названием. Давайте откроем следующую табличку и узнаем первое название. (Открывается табличка с названием ВЕЖА)

- Давайте посмотрим в саамском словарике, что обозначает это слово. (Вежа – древнее саамское жилище, напоминающую землянку, строилось из бревен, палок и покрывалось корой и дерном; при переезде разбиралось) 

(СЛАЙД№2)

- Открываем следующую табличку. Прочитайте название. (Тупа)

-Давайте опять обратимся к словарику. Найдите, что обозначает это слово? (Тупа – жилище из бревен с плоской крышей)

(СЛАЙД №3)

-Давайте откроем последнюю карточку с названием саамского жилища. Посмотрите, это необычная карточка. Как вы думаете, почему на ней нарисован олень? Что этим хотели сказать наши друзья? (Основной род занятий – рыболовство и оленеводство, значит саамы – кочевники и это жилье использовалось при переездах с места на место)

-А называлось оно - КУВАКСА. (Открывается последняя табличка)

- Кто уже нашел, что обозначает это слово? (Кувакса – походный шалаш из жердей, берёсты или оленьих шкур)

(СЛАЙД№4)

ФИЗМИНУТКА

Да, Лапландия страна
И мрачна, и холодна.
Лишь полярное сияние
Вспыхивает иногда.
Но в Лапландии живет
Стойкий северный народ.
Из оленя каньги шьет,
Ловко он хингу плетет,
Старый мудрый их шаман
Прогоняет ураган.

- Итак, что нового мы узнали сегодня с помощью наших друзей? (Как селились и где жили саамы)

-Как назывались их поселения? (Погосты)

- Сегодня на уроке технологии мы постараемся создать макет такого погоста с переносными жилищами.

- Как назывались такие жилища? (Куваксы)

- Одна кувакса у меня уже есть. (Демонстрация образца)

-Но селение не может состоять из одного жилища, поэтому вам задание сделать свои макеты и перенести их в наш импровизированный погост.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Сделать макет вам поможет технологическая карта, которая лежит на каждой парте. Работать вы будете парами и делать одну куваксу на двоих.

Технологическая карта «Саамская кувакса»

6. ВЫСТАВКА РАБОТ

7. ИТОГ УРОКА

-Что нового узнали на уроке?

- Как называется жилище, макет которого вы сегодня делали?

8. РЕФЛЕКСИЯ

- Кто хочет, чтобы Морин и Сиркэ пришли к нам еще с рассказами о жизни саамского народа, прикрепите свою снежинку на доску.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ: «Объемное моделирование. Саамский погост. Макет куваксы.» »


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЮ

ПО ТЕМЕ: «Объемное моделирование. Саамский погост. Макет куваксы.» (комбинированный, изучение нового)


ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКА:

1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона

урока.

3. Развитие функции общения на уроке как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.


ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

1. Познакомить с поселениями саамов.

2. Дать представление о внешнем виде саамских жилищ и их отличии друг от друга.


Развивающие:

1. Развивать самостоятельность, способность решать творческие задачи.

2. Развивать эстетический вкус, пространственное воображение, навыки композиции.

3. Развивать мелкую моторику рук, умение работать парами.


Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренному населению Кольского полуострова, ценностное отношение к традициям, истории и образу жизни саамов.

2. Повышать культуру речи, воспитывать умение слушать друг друга.



ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учителя: интерактивная доска и мультимедийная система, презентация «Жилища саамов», карточки с названиями видов жилищ, куклы саамских детей.


Для учеников: технологическая карта, ткань, пластилин, деревянные палочки, картон, ножницы, клеенка, снежинка из бумаги.


ХОД УРОКА:


1. ОРГ. МОМЕНТ


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Посмотрите, кто пришел к нам на урок? (Это Морин и Сиркэ)

-Объясните нашим гостям, почему у наших героев такие необычные имена? (Это имена саамские. По-русски звучат как Марина и Сережа)

- Раз Морин и Сиркэ пришли к нам в гости, догадайтесь, о чем будет наш сегодняшний урок? (Мы будем узнавать о коренном народе Кольского полуострова – саамах)

-Давайте вспомним, почему этот небольшой по численности народ так называется? (Саамы называют свою страну САПМИ – отсюда и пошло название народа. По-другому их еще называют ЛОПАРИ – от названия местности – Лапландия)


3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

-Морин и Сиркэ пришли к нам не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что они нам принесли? (Открывается карточка с названием ПОГОСТ)

-Как вы думаете, что обозначает это слово? (Предположения детей)

- Правильный ответ мы узнаем из книги саамских сказок «Семилетний стрелок из лука», в конце книжки есть словарик саамских слов. (Погост – саамское селение)


(СЛАЙД №1)


-Так о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Как селились и жили саамы, как назывались их жилища)

-А так как у нас урок технологии, как вы думаете, что мы будем сегодня делать? (Саамское жилище)


4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

-Жилища саамов сильно отличаются от тех, что мы привыкли видеть. И не только названием. Давайте откроем следующую табличку и узнаем первое название. (Открывается табличка с названием ВЕЖА)

- Давайте посмотрим в саамском словарике, что обозначает это слово. (Вежа – древнее саамское жилище, напоминающую землянку, строилось из бревен, палок и покрывалось корой и дерном; при переезде разбиралось)


(СЛАЙД№2)


- Открываем следующую табличку. Прочитайте название. (Тупа)

-Давайте опять обратимся к словарику. Найдите, что обозначает это слово? (Тупа – жилище из бревен с плоской крышей)


(СЛАЙД №3)


-Давайте откроем последнюю карточку с названием саамского жилища. Посмотрите, это необычная карточка. Как вы думаете, почему на ней нарисован олень? Что этим хотели сказать наши друзья? (Основной род занятий – рыболовство и оленеводство, значит саамы – кочевники и это жилье использовалось при переездах с места на место)

-А называлось оно - КУВАКСА. (Открывается последняя табличка)

- Кто уже нашел, что обозначает это слово? (Кувакса – походный шалаш из жердей, берёсты или оленьих шкур)


(СЛАЙД№4)


ФИЗМИНУТКА

Да, Лапландия страна
И мрачна, и холодна.
Лишь полярное сияние
Вспыхивает иногда.
Но в Лапландии живет
Стойкий северный народ.
Из оленя каньги шьет,
Ловко он хингу плетет,
Старый мудрый их шаман
Прогоняет ураган.


- Итак, что нового мы узнали сегодня с помощью наших друзей? (Как селились и где жили саамы)

-Как назывались их поселения? (Погосты)

- Сегодня на уроке технологии мы постараемся создать макет такого погоста с переносными жилищами.

- Как назывались такие жилища? (Куваксы)

- Одна кувакса у меня уже есть. (Демонстрация образца)

-Но селение не может состоять из одного жилища, поэтому вам задание сделать свои макеты и перенести их в наш импровизированный погост.


5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Сделать макет вам поможет технологическая карта, которая лежит на каждой парте. Работать вы будете парами и делать одну куваксу на двоих.


Технологическая карта

«Саамская кувакса»


Последовательность и содержание операций

Эскиз

Инструменты и материалы

ИОТ

  1. Соединить деревянные палочки с помощью пластилина, как показано на эскизе.

Деревянные палочки, пластилин.

Работа с пластилином.

Приложение

  1. Свернуть ткань в четыре слоя и срезать угол, образованный сгибанием.



Ткань, ножницы.

Приемы и правила сгибания и складывания.

Приложение

  1. На одной из сторон посередине вырежи входное отверстие


Ткань, ножницы.

Работа с ножницами.

Приложение

  1. Накинуть ткань на каркас из палочек




5. Заверши работу, поставив куваксу на лист картона и украсив внутри и снаружи.







6. ВЫСТАВКА РАБОТ


7. ИТОГ УРОКА

-Что нового узнали на уроке?

- Как называется жилище, макет которого вы сегодня делали?


8. РЕФЛЕКСИЯ

- Кто хочет, чтобы Морин и Сиркэ пришли к нам еще с рассказами о жизни саамского народа, прикрепите свою снежинку на доску.



ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
















ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА СГИБАНИЯ И СКЛАДЫВАНИЯ




ПРАВИЛА РАБОТЫ С ПЛАСТИЛИНОМ


СЛАЙД №1


Поселениями саамов до начала ХХ века являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам
Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.
       Поселки имели беспорядочный вид, т.к. каждый домохозяин строил дом где хотел и как хотел. Немалое количество веж и избушек было раскидано по лесам, устьям рек и озерам, в которых проживали отдельными семьями саамы - любители одиночества. 
       Назначением строений было охранять от непогоды и хищников, но не от людей. В этом убеждает не только отсутствие запоров, но и некоторая беспризорность оставлявшихся на лето зимних селений и лесных амбаров.

К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.




СЛАЙД№2













Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами.

Строительство вежи начиналось с рытья неглубокой ямы, в которую устанавливались жерди, игравшие роль каркаса. Для создания большей устойчивости постройки, жерди стягивались корнями растений и деревьев.

       Для постройки новой вежи двое взрослых саамов-мужчин затрачивали от 4 до 7 дней. Внутри жилища нет ни лавок, ни каких-либо других сооружений, относящихся к внутренней отделке, исключая полку для посуды (ильта). Два обструганных дерева кладутся параллельно стенам, отделяя место для спанья взрослых и детей.  







































СЛАЙД№3





Вторым, не менее распространенным типом жилища являлась тупа. Тупа - рубленное из мелких бревен или толстых досок небольшое сооружение с четырьмя углами и плоской крышей. Когда впервые саамы стали строить тупы, трудно установить точно; но еще в начале XVII века во всех погостах говорится о вежах и ни разу не упоминается о тупах или избушках. Поэтому можно заключить, что тупы - относительно поздний тип жилища (не ранее XVII века) и, возможно, заимствованный саамами от русских промышленников на Мурманском побережье. 
       Тупа - относительно благоустроенное жилище и в сравнении с вежей имеет ряд преимуществ: в тупе обязательно есть пол, потолок, лавка и какой-либо стол. Но наибольшее преимущество ее - в более совершенном очаге, называемом такь. В углу тупы, обычно, в левом от входа, из каменных плит или кирпича выложен примитивный камин, труба которого не имеет колен или борова, а выходит прямо на крышу, которая заменяет одновременно и потолок. Летом саамы жили преимущественно в вежах, зимой - в тупах. Тупа - типичная форма жилища саамов в зимних селениях. 
       Каких-либо особых осветительных приспособлений не было. До появления керосиновых ламп в XIX веке пользовались светом очага или лучины. 







СЛАЙД №4






Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неверова Оксана Юрьевна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства