Интегрированный урок русского языка и истории "Имя прилагательное. 9 мая"
Интегрированный урок русского языка и истории "Имя прилагательное. 9 мая"
Тема урока: «Имя прилагательное. 9 мая» Урок повторения и обобщения полученных знаний
Цели урока:
1. Обучающая:
• Обобщить знания детей по теме «Имя прилагательное»;
• Дать представление о празднике 9 Мая;
• Объяснить значение слов, связанных с темой;
• Учить применять знания, полученные на других предметах.
2. Развивающая:
• Развивать логическое мышление, память, внимание;
• Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса;
• Развивать творческие способности учащихся;
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
• Развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения.
3. Воспитательная:
• Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.
• Создать дружескую атмосферу на уроке;
• Воспитывать уважение к старшему поколению, к ветеранам;
• Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, к истории своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и истории "Имя прилагательное. 9 мая"»
Конспект урока
Интегрированный урок
русского языка и краеведения
(4 класс)
«Имя существительное.
Сумт юх (дерево берёза)»
Выполнила: Чуркина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Угутская СОШ»
Цели урока:
Обучающая:
Обобщить знания детей по теме «Имя существительное»;
Объяснить значение слов, связанных с темой;
Учить применять знания, полученные на других предметах;
Ознакомить детей со значением дерева берёзы в жизни народа ханты;
Учить применять знания о природе в разных ситуациях.
Развивающая:
Развивать логическое мышление, память, внимание;
Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса;
Развивать творческие способности учащихся;
Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
Развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения.
Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.
Создать дружескую атмосферу на уроке;
Воспитывать уважение к традициям своего народа;
Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, к истории своего народа.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, устойчивого учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, универсальные логические действия – способность и умение производить простые логические действия ( анализ и синтез).
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Дети по одному выходят к доске и записывают слова.
-А теперь найдите среди этих слов лишнее слово.
Д. Берёза.
-Почему это слово оказалось лишним?
Д. Это имя существительное.
III. Сообщение темы урока, постановка целей.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
Д. Имя существительное.
- Так как мы с вами со 2 класса изучаем имя существительное, какую цель мы должны сегодня достигнуть на уроке?
Д. Вспомнить всё, что изучили об имени существительном – обобщить.
Учитель предлагает детям первого ряда задать вопросы по теме, остальные - отвечают:
-На какие вопросы отвечает имя суш-е? Приводят примеры.
- Кто? Что?
-Что называет?
- Предметы, явления природы, имена, клички, названия.
-Как могут изменяться имена существительные?
-Изменяются по числам, по падежам.
-Какого рода бывают имена существительные?
-Имеют три рода
-Могут быть одуш. и неодуш.
-Чем имена сущ-е могут являться в предложении?
- Чаще всего подлеж., дополнением.
-Ребята я не зря взяла слово «берёза». Мы с вами уже знаем, что это слово образовалось от слова «берза», что означало светлая и белая, и пришло оно к нам из индоевропейского языка.
А вот на хантыйском языке «берёза» звучит как Сумт юх (дерево берёза), и сегодня мы узнаем, как много это дерево значит для народов ханты.
Но для начала послушайте хантыйскую легенду о том, как это дерево появилось на земле:
ЛЕГЕНДА О НЕБЕСНОЙ ДЕВУШКЕ
Давно это было. Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей землю душат. Умирает она.
Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по земле развеялись. В человека попадут — человек очищается. В дерево попадут — дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.
- Эту легенду услышала и записала хантыйская писательница и искусствовед Татьяна Александровна Молданова
IV.Работа над темой.
- Береза считается священной у народов ханты и манси, это объясняется тем, что это дерево щедрое и полезное.
-Как вы понимаете слово «щедрое»?
Ответы детей.
Щедрый - охотно тратящийся на других, не скупой. (Толковый словарь, Ожегов)
- А как, вы, думаете, чем может делиться берёза и что отдавать хантыйскому народу?
Ответы детей.
Текст на листе
Упр.1
Прочитайте.
Из весенней и осенней берёсты делают узорную утварь. Из летней светлой берёсты делают покрышки для чумов и лодок, детские люльки.
Из древесины березы вырезают блюда, ступы, корыта.
Твердые наросты - капы - используют для рукояток ножей, чашек, ложек.
Выпишите имена существительные из последнего предложения, определите род и число.
Словарная работа.
- Все ли слава вам знакомы, понятны?
Ответы детей.
Утварь - Совокупность предметов, необходимых в обиходе, в какой-либо области жизни. (С. А. Кузнецов)
Чум - переносное жилище кочевников-оленеводов в виде конического остова из шестов, покрытого оленьими шкурами (зимой), берестой или корой (летом). (С. А. Кузнецов)
Кап - наплыв на стволе, ветвях и корнях дерева, идущий на токарные и столярные изделия. (С. А. Кузнецов)
- В чём же заключается щедрость берёзы? Что изготавливают из неё?
Ответы детей.
Дети выполняют задание, выходят по одному к доске.
V. Физминутка.
VI. Работа над темой.
- Кроме предметов быта, береза еще даёт здоровье. Как это понять?
Ответы детей.
- Широко используют в лечебных целях берёзовый нарост или берёсту при ссадинах, гнойных ранах, порезах в виде пластырей. Также используются листья березы в виде настоя при простудах.
Очень полезен березовый сок.
-Послушайте стихотворение, которое было написано хантыйским поэтом Андреем Тархановым.
Читает ученица.
ГИМН БЕРЕЗОВОМУ СОКУ
В корнях березы бродит сок А на земле-то пир стоит,
Ждут годовые кольца, А на земле-то радость.
Когда ему настанет срок, Цветут цветы, Куда с ветвей
Когда он в ствол прольется. Упали капли сока
Хмельна береза в этот час, Пьет капли стая лебедей,
По жилам сок клокочет. И дятел, и сорока.
От сока опьянев, Спешат к березе стар и мал
Косач Испить живого сока,
Над вороном хохочет. Чтоб горестей никто не знал
Вещун на косача сердит, И не старел до срока.
Ему веселье в тягость.
Текст стихотворения на доске.
Упр. 2
- Давайте определим падежи в стихотворении слова «берёза», выписываем словосочетания с этим словом.
Дети по одному выходят к доске.
- А ещё березовый гриб (чага) является целебным универсальным средством.
Чага - грибной нарост на дереве черного или черно-бурого цвета, обладающий лечебными свойствами. (С. А. Кузнецов)
VII. Самостоятельная работа.
(Дом. задание: рецепт приготовления чая из чаги. Алексанов Павел)
-А я нашла и записала ват такой рецепт
Текст на листке
Рецепт приготовления чая из чаги.
Упр.3
Прочитайте.
Напиток из чаги
С куска чаги³ в чайник ножом соскребают черные кусочки. На заварной чайник их нужно до 2 чайных ложек. Заливают кипятком, настаивают 20 минут. Не стоит пить чагу больше двух недель.
Считается, что она обладает противовоспалительным действием.
Морфологический разбор слова.
Один ученик работает за доской с последующей проверкой.
- Югорский народ не только использовал берёзу в материальных целях, но и в духовных. Он слагал стихи о ней и изображал её на картинах.
- А теперь посмотрите, как изображали берёзу югорские художники.
Вот так видит берёзы осенью югорский художник Геннадий Райшев.
- Перед вами картина «Золотые кроны»
_ Так изобразил берёзы в инеи Петр Семёнович Бахлыков. Его картина называется «Куржак».
- А теперь послушайте стихотворение Андрея Тарханова .
Читает ученица.
«Берёзонька».
Кружат вьюги синие Над моей березонькой. Полушалок в инее, Полушалок тоненький. В нем тебе, не зябко ли, Белая красавица, Просят солнца зяблики, Для тебя стараются. И уж ветры званые За Весной отправлены. Для тебя сияние Яркое, полярное.
- Какую картину вы себе представили?
- Как называет он берёзу в своём стихотворении?
Ответы детей.
- А теперь вы попробуйте составить 2-3 предложения по любой из этих картин.
Можете использовать слова:
горят будто в золоте в пышном, искристом платьице нарядные платья сияние снега прощаются с летом укутаны в белые шубки осень раскрасила листву сверкает на солнце, как жемчуг
Ответы детей.
IХ. Итог урока.
Над какой темой мы работали? Что мы повторили об имени существительном?
Что еще нового вы узнали?
Что вам особенно понравилось?
- Дерево с названием сумт юх занимает особое место в культуре хантыйского народа. В этом мы смогли сегодня убедиться. Но мы коснулись лишь частицы материальной и духовной культуры народа. На самом деле о березе можно говорить очень много.
Х. Домашнее задание.
Найти и записать значение слова циновка, сделать морфологический разбор.
Приложение
Упр. 1
Прочитайте.
Из весенней и осенней берёсты делают узорную утварь. Из летней светлой берёсты делали покрышки для чумов и лодок, детские люльки.
Из древесины берёзы вырезают блюда, ступы, корыта.
Твердые наросты - капы - используют для рукояток ножей, чашек, ложек.
Выпишите имена существительные из последнего предложения, определите род и число.
Упр. 2
Определить падежи у слова «берёза» в стихотворении «Гимн берёзовому соку», выписываем словосочетания с этим словом.
Упр. 3
Прочитайте.
Напиток из чаги
С куска чаги³ в чайник ножом соскребают черные кусочки. На заварной чайник их нужно до 2 чайных ложек. Заливают кипятком, настаивают 20 минут. Не стоит пить чагу больше двух недель.
Считается, что она обладает противовоспалительным действием.
Морфологический разбор слова.
Интернетресурсы:
1.Ожегов Сергей Иванович & Шведова Наталия Юльевна Толковый словарь русского языка. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2015.