Акмолинская область
Жаркаинский РОО
Отрадненская СШ
Интегрированный урок по познанию мира и самопознанию
в 4 классе
Учитель начальных классов
Юхимчук Инна Ивановна
2015 год
Тема урока. Круговорот воды в природе.
Задачи.
Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификацию, анализ и синтез.
Развивать умения получать информацию из разных источников.
Воспитывать экологическое мышление.
Расширять представление об окружающем мире через сопоставления и сравнения
Воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать праведное поведение : заботливое отношение к окружающему миру.
Базовые понятия на уроке: вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, пар, туман, облако, иней, лёд.
Оборудование: глобус, снег, лед, вода, карточки, интерактивная доска, сигнальные карточки
Метод: наглядный
Межпредметные связи : самопознание, русский язык, изобразительное искусство
План урока
Орг. момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать и главное запоминать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Сегодня на уроке мы будем составлять картину по теме урока, для этого нам надо выполнять разные задания:
Отгадать загадку:
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. (школа)
- Какие ассоциации можно подобрать к слову школа ? - СОЛНЦЕ
Минута тишины. Путешествие по подводному морю. (включается музыкальное произведение для релаксацию)Звуки моря.mp3
Мысленное путешествие в подводное царство.
( Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол, ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спину прямо. Включайте не громкую спокойную музыку.)
Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь в мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, что бы взять вас с собой на дно моря. Он терпеливо ждет вас. Вы медленно забираетесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляетесь в путь. Как замечательно плыть под водой, вы чувствуете себя безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите , как меняется всё вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите какие большие попадаются рыбы. До чего увлекательный мир здесь под водой. Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвращайтесь в класс садитесь на свое место. Открывайте глаза и попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Вопросы для учащихся
Цитата урока:
«Вода! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери(французский писатель, поэт)
Выступление учащихся
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется.
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить. Н.Рыжова (Река)
Вопросы для обсуждения:
Сегодня на уроке вы узнаете о движении воды в природе.
- Поставим себе задачи на урок. Чтобы понять что-то новое сначала надо…
- Повторить то, что уже знаем о воде.
-Какие качества потребуются, чтобы повторить изученное и усвоить новый материал?
-Терпение, старание, внимание, дружная работа.
Повторение пройденного материала (тестирование)
А) прозрачная, бесцветная, без запаха, текуча, растворитель
В) прозрачная , бесцветная, с запахом, не текуча, растворитель
2. Какую часть поверхности Земли занимает вода :
А) 1/4 часть
В) ¾ часть
3 .Человек без воды может прожить:
А) несколько минут
Б) несколько дней
4.На сколько процентов человек состоит из воды ?
А) из 50%
Б) из 70 %
5 . Вода бывает в трёх состояниях:
А) жидкая, твёрдая, бесцветная
Б) жидкая , твёрдая, газообразная
ЗАГАДКИ ( отгадки расположить по группам)
1. Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
2. Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
3. На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
4. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
5. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
6. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Выступление детей:
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взорвется, дождями вернется,
Вокруг оглянись, в природу вглядись
Вас окружает везде и всегда,
Это волшебное чудо – вода!- (Облака)
Учитель: Вода в природе бывает в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном). Получается, что вода – волшебница. Она умеет становиться разной.
- Вода постоянно меняет свое состояние. Она может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий.
Этот процесс называется круговорот воды в природе.
Просмотр видеоролика о круговороте воды в природе.
Закрепление темы. Работа по вопросам учебника:
- Что такое круговорот воды в природе? (Расскажите по составленной картине)
Работа по заданиям учебной видеопрограммы.
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА? (Андрей Усачёв)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше… пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Вода - удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.
7. Проблемный вопрос :
-Какое значение имеет вода в жизни человека?
Выполнение домашнего творческого задания «Объяснение в любви воде»
- А кому или чему мы можем объясниться в любви?
-Почему мы должны часто говорить слова любви и признания . И почему мы должны не употреблять грубых слов?
Просмотр видеоролика «Удивительные кристаллы воды Эмото Масару»Удивительные кристаллы воды Эмото Масару!!!!.flv
Вопрос после просмотра видеоролика:
- О чем заставляет задуматься этот фильм?
Учитель: Сегодня главной гостьей на уроке была вода. Вода может быть : тихим озером, бурным водопадом, легким облаком , айсбергом, тихой речушкой, быстрой горной рекой, цунами, океаном. В заключении хочу напомнить:
Человек , запомни навсегда!
Символ жизни на земле Вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Выступление учеников.
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
Рефлексия.
Выберите человечка по имени Капитошка, который выражает ваше настроение (грустное, весёлое, без эмоций)
Домашнее задание.
Защита проекта «Круговорот воды в природе», придумать сказку о капельке.
Выставление оценок